search
main
0

Семейный праздник

“Никольщина”

Предварительная подготовка:

1. Дать детям задание составить семейную родословную.

2. Собрать для выставки семейные реликвии (награды, памятные вещи, словом, все то, чем дорожат в семье).

3. Попросить детей принести детские и семейные альбомы.

4. Подготовить выступление бабушки или дедушки с рассказом о прошлой жизни (в какие игры играли, как учились, что умели делать по дому, какая книга была любимой в детстве, с кем дружили и т.д.).

5. Задание родителям: поскольку праздник должен заканчиваться застольем, каждая семья должна принести “фирменное блюдо” с его рецептом (пироги, соленья, варенья, сладости и т.д.).

6. Подобрать слайды с зимним пейзажем.

7. Подобрать музыку.

Ход мероприятия:

1. Слайд-фильм “Зима” в сопровождении музыки.

2. Слово учителя: Отошли заботы летние. “Хлеб в закромах, бок на печи. Солнце на зиму разворачивается – мужик на праздник”. Так говорили в народе. 19 декабря отмечали на Руси день Николая Угодника, одного из самых популярных у русских людей святых. По преданию, однажды преподобный Николай помог вытащить крестьянину завязший в осенней грязи воз и испачкал свою одежду. Явившись к Богу, он обьяснил, почему его одежда грязная. Бог выслушал его, похвалил за доброе сердце и сказал, что отныне прославлять Николая, служить в честь его молебны будут два раза в год – зимой и весной.

Как только не называли св.Николая на Руси! Николай Чудотворец, Никола-Заступник, Никола Холодный или Зимний – волчий сват, маковый закат. Как вы думаете, почему? В день 19 декабря редко когда не бывает морозов или большого снега: “На студеного Николу снегу навалит гору”, “Прошел бы Николин день, будет и зима на санках”. А еще называли Николу Сивым: “Пригорюнилась слива, подходит Сивый”, “Солому носи, да Сивого проси, чтобы не студил сильно”.

Сивый у древних славян – зимнее божество, бог Холода и убеленной сединой Старости, Мудрости. Поэтому во многих областях России в этот день начинали праздновать “Никольщину” – семейный праздник, во время которого особо почитались старшие в роду. Ведь именно они были хранителями родовых преданий, связей.

Длилось празднование 3-4 дня, приглашались ближайшие родственники, соседи.

3. Ребята показывают свои родословные, комментируют их. Сообща находят самую длинную родословную.

4. Дети вместе со взрослыми показывают семейные реликвии и рассказывают о них.

5. Семейные альбомы.

Конкурсы:

Учитель, заранее взяв из альбома младенческие фотографии детей, показывает их классу: “Кто это?” Тому, кого не узнали, учитель надевает детский чепчик.

Учитель, похвалив родителей за то, что завели отдельные детские альбомы, обьявляет следующее конкурсное задание: папе или маме завязывают глаза и предлагают узнать собственного ребенка.

6. Николин день – праздник гостевой. “На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзьями”. На нашем празднике все друзья. Давайте посмотрим, хорошо ли мы знаем своих близких.

Вопросы взрослым:

– К вам пришли свекровь и свекор. Кто это? (Родители мужа, “своя кровь”).

– К вам пришли тесть и теща. (Родители жены).

– К вам пришли шурин и золовка. (Брат мужа и сестра мужа).

– К вам пришли кум и кума. (Крестные родители ребенка).

– К вам пришли деверь и свояченица. (Брат жены и сестра жены).

– К вам пришли невестка и сноха. (Внимание, здесь подвох: это одно лицо, поскольку сноха она только для свекра. Остальной родне она невестка).

7. Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем ласковых слов?

Конкурс: все делятся на две команды и по очереди называют ласкательные имена (солнышко, заинька, золотко и т.д.). Когда все они будут исчерпаны, учитель предлагает древнерусские и диалектные варианты, но просит перевести, расшифровать их, предупредив, что задание с подвохом: матана (любимый), очестливый (вежливый, предупредительный), одинакушка (единственная), повада (любимый,-ая), супостатка (соперница), баса (красивая), издевленок (шутник, забавник), завликаша (ухажер), ярышка (пьяница).

8. “Бога люби, а черта не дразни” – говорят в народе. Именно так строили свою жизнь наши предки. Культ духов развился и окреп рядом с почитанием единого христианского Бога. Считалось, что грешного на земле больше, чем святого. В царстве растительности, животных, людей – везде обнаруживали себя добрые и злые духи, требовавшие самого уважительного и осторожного отношения.

– В гостевой день на кухонном столе оставляли краюху хлеба – угощение домовому, чтобы не обиделся, что в гости не позвали.

– Кроме домового, почитали лесовика, луговика, полевика, дворового и так далее. Жизнь идет, наш быт меняется, появляются новые помещения, и, следуя логике предков, в них должны обитать свои духи. Интересно, какие бы новые бытовые божества могли бы сейчас появиться?

Например: кто обитает в гараже? В ванной? (гаражник, ванник) и т.д.

Конкурс-диалог команд: кто больше придумает новых духов.

– Среди славянских духов есть такие, назначение которых мы знаем не совсем хорошо. Единственная надежда на старшее поколение: может быть, они нам подскажут, что это за духи?

Конкурс бабушек и дедушек: учитель называет духа, а участники игры должны как можно более полно рассказать о нем. Дополнения из другой команды засчитываются в актив.

– Кто такой бабай? (ночной дух, приходит из леса или огорода под окна дома, где есть маленькие дети, и выжидает, когда они начнут капризничать. Пугает непослушных, но никогда не крадет – зачем ему лишние хлопоты?).

Белун (старик в белой одежде. Существует поверье: утрешь ему нос, из сумы деньги посыпятся. Не зря о внезапно разбогатевших говорят: “Мужик с Белуном подружился”).

– Болибошка, Бессонница, Ночница, Веснуха (духи болезни, лихорадки).

– Переполох (дух детского испуга, страха).

– Воструха (живет за печкой, бережет дом от воров, заботится о чести и достоянии семейного очага).

– Ведуны (духи вещих снов и мудрых мыслей).

9. Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Сходные жизненные ситуации у разных народов мира рождают и похожие пословицы.

Конкурс (можно проводить по командам):

Попробуем подобрать пару для русской пословицы среди арабских.

(На столах лежат половинки карточек: на одних написаны русские пословицы, на других – арабские. Учитель читает русскую пословицу, участники находят ее на столе и ищут ей аналогию среди арабских. Если выбор правильный – половинки карточек совпадают.

Пословицы для конкурса:

Русские

Много говорено, да мало сказано.

Голова что чан, а ума ни на капустный качан.

Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.

Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.

Работает, как ребенок, а ест, как детина.

Белые ручки чужие труды любят.

Сапожник без сапог.

Пуганая ворона куста боится.

Арабские

У кого язык длинный, мысли короткие.

Ростом с пальму, а умом с ягненка.

Один финики ест, а другой косточки убирает.

Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.

Прожорлива, как червь, а работает, как калека.

Подкрашенные глаза не выносят дыма.

У плотника дверь всегда сломана.

Укушенный змеей боится веревки.

– Конкурс можно оживить, если включить в него арабские пословицы и поговорки, не имеющие аналогов:

С минарета да на дно колодца.

Одной голове две руки служат.

Дружба после вражды слаще халвы.

(Можно устно попытаться поискать похожие среди русских).

– Закончить конкурс можно русскими пословицами, которым нет соответствия в арабских странах. Вопрос ведущего: почему?

Хорошо на печи пахать, да заворачивать круто (у арабских народов не было печи).

Не тот пьян, что двое ведут, третий ноги переставляет, а тот пьян, кто лежит – не дышит, собака рыло лижет, а он и слышит, да не может сказать “цыц”. (В исламских странах употребление алкоголя запрещено Кораном).

– А русское застолье не обходится без доброго вина да удалого веселья!

10. Активные игры для всех участников:

Перетягивание каната (мужской конкурс: с одной стороны – папы, с другой – мальчики в соотношении 1 папа – два мальчика).

Автогонки (для пап: к игрушечным машинкам привязывается длинный шнур. Кто быстрее скатает свой шнур в клубок или на палку, тот и победитель. Для остроты конкурса проводим финишную линию и предлагаем громко болеть за “гонщиков”).

Танцевальные конкурсы:

– “Яблочный танец” (пара танцует, стараясь удержать яблоко между лбами).

– “Танец на островке” (на полу расстилают целую газету и под музыку начинают танец. Как только музыка меняется, газету складывают, новая музыка – еще один сгиб, и так до тех пор, пока газета не превращается в небольшой лоскуток, на котором и устоять-то трудно, не то что танцевать).

– “Танец со шваброй” – в этом конкурсе партнеров на одного больше, чем партнерш. С первыми звуками музыки мальчики быстро выбирают девочек, и тот, кто не успел, танцует со шваброй. Музыка неожиданно останавливается, танцующие расходятся и, как только мелодия звучит вновь, стараются быстро выбрать партнершу. Кто не успел – исполняет танец со шваброй. И так несколько раз.

11. Поиграли, порезвились, пора и угоститься. Начинается застолье – конкурс семейных рецептов: несложные блюда, соленья, выпечка, сладости. Обязательное условие – точный рецепт.

– В Николин день, садясь за праздничный стол, сельчане непременно затевали мирскую, или Николину, свечу. В дом, где она “зачиналась”, приглашали священника, ставили на стол небольшую горящую свечку, и тот окроплял ее святой водой. Гости поднимали “заздравную” в честь праздника, и каждый прикреплял свой кусочек воска к освященной свечке. В течение дня “мирская свеча” обходила все дворы, где “гуляли”, и к вечеру она достигала почти пудового веса. “Мирская свеча” – это знак общего взноса за покровительство Николая Угодника во всех земных делах.

– Так давайте зажжем свечу и передадим ее по кругу, чтобы каждый мог приобщиться к очищающей и обьединяющей силе живого огня, зажженного в честь большого праздника.

Ирина ФЕДОТОВА

Самара

Рис. Анны БУРАВЛЕВОЙ. Фото Михаила КУЗМИНСКОГО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте