“Никольщина”
Предварительная подготовка:
1. Дать детям задание составить семейную родословную.
2. Собрать для выставки семейные реликвии (награды, памятные вещи, словом, все то, чем дорожат в семье).
3. Попросить детей принести детские и семейные альбомы.
4. Подготовить выступление бабушки или дедушки с рассказом о прошлой жизни (в какие игры играли, как учились, что умели делать по дому, какая книга была любимой в детстве, с кем дружили и т.д.).
5. Задание родителям: поскольку праздник должен заканчиваться застольем, каждая семья должна принести “фирменное блюдо” с его рецептом (пироги, соленья, варенья, сладости и т.д.).
6. Подобрать слайды с зимним пейзажем.
7. Подобрать музыку.
Ход мероприятия:
1. Слайд-фильм “Зима” в сопровождении музыки.
2. Слово учителя: Отошли заботы летние. “Хлеб в закромах, бок на печи. Солнце на зиму разворачивается – мужик на праздник”. Так говорили в народе. 19 декабря отмечали на Руси день Николая Угодника, одного из самых популярных у русских людей святых. По преданию, однажды преподобный Николай помог вытащить крестьянину завязший в осенней грязи воз и испачкал свою одежду. Явившись к Богу, он обьяснил, почему его одежда грязная. Бог выслушал его, похвалил за доброе сердце и сказал, что отныне прославлять Николая, служить в честь его молебны будут два раза в год – зимой и весной.
Как только не называли св.Николая на Руси! Николай Чудотворец, Никола-Заступник, Никола Холодный или Зимний – волчий сват, маковый закат. Как вы думаете, почему? В день 19 декабря редко когда не бывает морозов или большого снега: “На студеного Николу снегу навалит гору”, “Прошел бы Николин день, будет и зима на санках”. А еще называли Николу Сивым: “Пригорюнилась слива, подходит Сивый”, “Солому носи, да Сивого проси, чтобы не студил сильно”.
Сивый у древних славян – зимнее божество, бог Холода и убеленной сединой Старости, Мудрости. Поэтому во многих областях России в этот день начинали праздновать “Никольщину” – семейный праздник, во время которого особо почитались старшие в роду. Ведь именно они были хранителями родовых преданий, связей.
Длилось празднование 3-4 дня, приглашались ближайшие родственники, соседи.
3. Ребята показывают свои родословные, комментируют их. Сообща находят самую длинную родословную.
4. Дети вместе со взрослыми показывают семейные реликвии и рассказывают о них.
5. Семейные альбомы.
Конкурсы:
Учитель, заранее взяв из альбома младенческие фотографии детей, показывает их классу: “Кто это?” Тому, кого не узнали, учитель надевает детский чепчик.
Учитель, похвалив родителей за то, что завели отдельные детские альбомы, обьявляет следующее конкурсное задание: папе или маме завязывают глаза и предлагают узнать собственного ребенка.
6. Николин день – праздник гостевой. “На Никольщину зови друга, зови и ворога, оба будут друзьями”. На нашем празднике все друзья. Давайте посмотрим, хорошо ли мы знаем своих близких.
Вопросы взрослым:
– К вам пришли свекровь и свекор. Кто это? (Родители мужа, “своя кровь”).
– К вам пришли тесть и теща. (Родители жены).
– К вам пришли шурин и золовка. (Брат мужа и сестра мужа).
– К вам пришли кум и кума. (Крестные родители ребенка).
– К вам пришли деверь и свояченица. (Брат жены и сестра жены).
– К вам пришли невестка и сноха. (Внимание, здесь подвох: это одно лицо, поскольку сноха она только для свекра. Остальной родне она невестка).
7. Всех, кто пришел, встретим с почетом, уважением и лаской. А много ли мы знаем ласковых слов?
Конкурс: все делятся на две команды и по очереди называют ласкательные имена (солнышко, заинька, золотко и т.д.). Когда все они будут исчерпаны, учитель предлагает древнерусские и диалектные варианты, но просит перевести, расшифровать их, предупредив, что задание с подвохом: матана (любимый), очестливый (вежливый, предупредительный), одинакушка (единственная), повада (любимый,-ая), супостатка (соперница), баса (красивая), издевленок (шутник, забавник), завликаша (ухажер), ярышка (пьяница).
8. “Бога люби, а черта не дразни” – говорят в народе. Именно так строили свою жизнь наши предки. Культ духов развился и окреп рядом с почитанием единого христианского Бога. Считалось, что грешного на земле больше, чем святого. В царстве растительности, животных, людей – везде обнаруживали себя добрые и злые духи, требовавшие самого уважительного и осторожного отношения.
– В гостевой день на кухонном столе оставляли краюху хлеба – угощение домовому, чтобы не обиделся, что в гости не позвали.
– Кроме домового, почитали лесовика, луговика, полевика, дворового и так далее. Жизнь идет, наш быт меняется, появляются новые помещения, и, следуя логике предков, в них должны обитать свои духи. Интересно, какие бы новые бытовые божества могли бы сейчас появиться?
Например: кто обитает в гараже? В ванной? (гаражник, ванник) и т.д.
Конкурс-диалог команд: кто больше придумает новых духов.
– Среди славянских духов есть такие, назначение которых мы знаем не совсем хорошо. Единственная надежда на старшее поколение: может быть, они нам подскажут, что это за духи?
Конкурс бабушек и дедушек: учитель называет духа, а участники игры должны как можно более полно рассказать о нем. Дополнения из другой команды засчитываются в актив.
– Кто такой бабай? (ночной дух, приходит из леса или огорода под окна дома, где есть маленькие дети, и выжидает, когда они начнут капризничать. Пугает непослушных, но никогда не крадет – зачем ему лишние хлопоты?).
Белун (старик в белой одежде. Существует поверье: утрешь ему нос, из сумы деньги посыпятся. Не зря о внезапно разбогатевших говорят: “Мужик с Белуном подружился”).
– Болибошка, Бессонница, Ночница, Веснуха (духи болезни, лихорадки).
– Переполох (дух детского испуга, страха).
– Воструха (живет за печкой, бережет дом от воров, заботится о чести и достоянии семейного очага).
– Ведуны (духи вещих снов и мудрых мыслей).
9. Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Сходные жизненные ситуации у разных народов мира рождают и похожие пословицы.
Конкурс (можно проводить по командам):
Попробуем подобрать пару для русской пословицы среди арабских.
(На столах лежат половинки карточек: на одних написаны русские пословицы, на других – арабские. Учитель читает русскую пословицу, участники находят ее на столе и ищут ей аналогию среди арабских. Если выбор правильный – половинки карточек совпадают.
Пословицы для конкурса:
Русские
Много говорено, да мало сказано.
Голова что чан, а ума ни на капустный качан.
Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.
Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою.
Работает, как ребенок, а ест, как детина.
Белые ручки чужие труды любят.
Сапожник без сапог.
Пуганая ворона куста боится.
Арабские
У кого язык длинный, мысли короткие.
Ростом с пальму, а умом с ягненка.
Один финики ест, а другой косточки убирает.
Лучше спокойно есть луковицу, чем с оглядкой курицу.
Прожорлива, как червь, а работает, как калека.
Подкрашенные глаза не выносят дыма.
У плотника дверь всегда сломана.
Укушенный змеей боится веревки.
– Конкурс можно оживить, если включить в него арабские пословицы и поговорки, не имеющие аналогов:
С минарета да на дно колодца.
Одной голове две руки служат.
Дружба после вражды слаще халвы.
(Можно устно попытаться поискать похожие среди русских).
– Закончить конкурс можно русскими пословицами, которым нет соответствия в арабских странах. Вопрос ведущего: почему?
Хорошо на печи пахать, да заворачивать круто (у арабских народов не было печи).
Не тот пьян, что двое ведут, третий ноги переставляет, а тот пьян, кто лежит – не дышит, собака рыло лижет, а он и слышит, да не может сказать “цыц”. (В исламских странах употребление алкоголя запрещено Кораном).
– А русское застолье не обходится без доброго вина да удалого веселья!
10. Активные игры для всех участников:
Перетягивание каната (мужской конкурс: с одной стороны – папы, с другой – мальчики в соотношении 1 папа – два мальчика).
Автогонки (для пап: к игрушечным машинкам привязывается длинный шнур. Кто быстрее скатает свой шнур в клубок или на палку, тот и победитель. Для остроты конкурса проводим финишную линию и предлагаем громко болеть за “гонщиков”).
Танцевальные конкурсы:
– “Яблочный танец” (пара танцует, стараясь удержать яблоко между лбами).
– “Танец на островке” (на полу расстилают целую газету и под музыку начинают танец. Как только музыка меняется, газету складывают, новая музыка – еще один сгиб, и так до тех пор, пока газета не превращается в небольшой лоскуток, на котором и устоять-то трудно, не то что танцевать).
– “Танец со шваброй” – в этом конкурсе партнеров на одного больше, чем партнерш. С первыми звуками музыки мальчики быстро выбирают девочек, и тот, кто не успел, танцует со шваброй. Музыка неожиданно останавливается, танцующие расходятся и, как только мелодия звучит вновь, стараются быстро выбрать партнершу. Кто не успел – исполняет танец со шваброй. И так несколько раз.
11. Поиграли, порезвились, пора и угоститься. Начинается застолье – конкурс семейных рецептов: несложные блюда, соленья, выпечка, сладости. Обязательное условие – точный рецепт.
– В Николин день, садясь за праздничный стол, сельчане непременно затевали мирскую, или Николину, свечу. В дом, где она “зачиналась”, приглашали священника, ставили на стол небольшую горящую свечку, и тот окроплял ее святой водой. Гости поднимали “заздравную” в честь праздника, и каждый прикреплял свой кусочек воска к освященной свечке. В течение дня “мирская свеча” обходила все дворы, где “гуляли”, и к вечеру она достигала почти пудового веса. “Мирская свеча” – это знак общего взноса за покровительство Николая Угодника во всех земных делах.
– Так давайте зажжем свечу и передадим ее по кругу, чтобы каждый мог приобщиться к очищающей и обьединяющей силе живого огня, зажженного в честь большого праздника.
Ирина ФЕДОТОВА
Самара
Рис. Анны БУРАВЛЕВОЙ. Фото Михаила КУЗМИНСКОГО
Комментарии