Нет для педагогов большей радости, чем увидеть, как ученики решают стать учителями, или когда его собственные дети идут по его стопам. Передо мной не стоял мучительной выбор будущей профессии. Это было предопределено атмосферой семьи и воспитанием, в которое был вложен опыт нескольких поколений.
Моя бабушка Анна Петровна Александрова выросла в небольшом селе. Для нее, деревенской девочки из большой семьи, образ учителя был хрустальный мечтой. Но много ли шансов воплотить эту мечту в жизнь, когда ты живешь вдали от больших городов и университетов, а в семье помимо тебя еще шестеро детей? Бабушке достаточно было одного, и тот она получила как результат своего упорства и большой любви к педагогике. Она поступила в Алма-Атинский педагогический институт иностранных языков в 1949 году и с отличием его окончила. Она стала преподавателем английского и французского языков. Первым местом ее работы была мужская гимназия города Чимкента КазССР. Всю свою трудовую деятельность она посвятила школе, проработав там 38 лет.
С таким вдохновляющим примером перед глазами моя мама тоже решила стать учительницей английского. Она окончила тот же институт, что и бабушка. И в 21 год пришла работать в школу учителем английского языка. Учителем английского мама работает до сих пор, ведь для нее работа – дело всей жизни.
Я всегда с большой теплотой вспоминаю те моменты, когда они встречались вместе: семейные вечера наполнялись разговорами о школе, рассказами об успехах учеников и их проблемах. А я лишь с благоговением наблюдала за тем, как они говорили о школьной жизни.
Моя молодость пришлась на 90‑е годы – тяжелое для учительства, да и для всех время. Нужно было помогать семье, определяться с профессией, учиться и начинать работать. Поэтому мой выбор сразу же пал на московское педагогическое училище №10. Несмотря на то что многое из того, что нам преподавали, мне было уже давно знакомо, я всегда с жадностью старалась ухватить в учебе все новое, сложное, чтобы в будущем быть наравне со своими родными и показать, что я достойно продолжаю их благородное дело.
В 21 год, как и мама, я тоже встала к «учительскому станку», к тому времени уже учась в Московском государственном открытом педагогическом университете. Предстояло совмещать работу и учебу. «В первый раз в первый класс» меня собирали всей семьей. Мама сшила первый строгий костюм, бабушка подарила красивые туфли. Наставления, пожелания и мой первый учительский букет наравне с маминым! Сейчас, спустя столько лет, понимаю, что она радовалась и волновалась даже больше, чем я сама.
В школе я не случайно. Думаю, главная причина, по которой я оказалась за учительским столом, в том, что и моя мама, и бабушка всегда проявляли страсть и огромную любовь к тому, что они делали. Школой была наполнена вся моя жизнь. Эти ощущения вдохновения и энергии, когда моя мама приходила домой и рассказывала удивительные истории о работе, были настолько сильны в детстве, что подтолкнули и меня пойти по стопам моих родных – учительской тропой. В нашей семье даже есть шутка, что это генетически предопределено. Однако помимо наследственных есть и другие факторы, которые я усвоила из семейного уклада и которые важны в профессии учителя. Это дисциплина, стремление к самообразованию и ответственность.
Без малого 75 лет семья и школа для нас неразделимы. Когда я смотрю на наш интересный опыт учительской семьи, то думаю о том, что она стала похожа на педсовет в хорошем смысле: ту культуру общения и способы решения вопросов, которые черпаем в школе, мы используем и при обсуждении семейных вопросов. И все то лучшее, чему мы учимся в семье, мы приносим своим ученикам. Все нововведения в образовании обязательно обсуждаем с мамой, а равняемся на бабушку.
Нет для меня ничего благороднее и важнее учительского дела. И это благородство, и эта важность заключаются в причастности к большому общему делу – взращиванию нового поколения.
Ирина ЛОГАШИНА, учитель начальных классов школы №1420
Комментарии