Деньги. Извечная проблема взрослых. Их берегут, ими дорожат, чтобы хватило до зарплаты на покупку еды, нужных вещей, для уплаты по счетам. Их копят для больших покупок, для поездок на отдых во время отпуска. А знают ли наши дети цену деньгам? В большинстве своем – нет. Многие уверены, что они существуют для того, чтобы их тратить. Вот одной девочке в день ее двенадцатилетия родственники подарили деньги. Получилась довольно крупная для ребенка сумма – шесть тысяч рублей. На другой день, едва позавтракав, девочка помчалась в магазины. Накупила вещей, как оказалось, совсем не нужных. Родители пожурили и вскоре забыли об ее неудачном опыте распоряжения своими финансами.
Знают ли дети, откуда берутся деньги? Конечно, знают – из тумбочки, из маминой сумочки, из папиного кошелька. Буратино закопал золотые монеты в землю (по совету лисы Алисы и кота Базилио), чтобы выросло много-много золотых монет. Наши дети не намного смышленее Буратино. Дети постарше на вопрос, откуда берутся деньги, отвечают: «Это зарплата, пенсия, премия, подарки в виде рублей». Нужно ли их беречь, жалеть, что не туда потратил, еще один вопрос. Обычный ответ: «А зачем? Ведь в следующем месяце родители опять получат зарплату, а бабушка пенсию, и деньги снова появятся».
Взрослым надо постараться, чтобы у ребенка сызмальства складывалось уважительное отношение к деньгам, чтобы не было навязчивого желания как можно быстрее их потратить, не важно, на что. Нужно прививать разумное отношение к ним. Конечно, не в том смысле, как учил отец маленького Чичикова – героя поэмы Гоголя «Мертвые души»: мол, береги копейку, все на свете прошибешь копейкой! Бывает, конечно, нездоровое пристрастие к деньгам в иной семье, скупость, которая может передаваться детям. Ребенок, подрастая, может усвоить роль «великого ростовщика Шкиды» из кинофильма «Республика ШКИД». Но речь не об этом, мораль тут не всегда уместна. Расходы – это наша повседневность, и как ее воспринимают наши дети, зависит от нас, все идет из семьи.
– Знают ли наши сегодняшние школьники цену деньгам, умеют ли их беречь? Я уверена, что большинству она не только неизвестна, но и неинтересна. И такое мнение вовсе не зависит от того, состоятельная их семья или очень средняя, живущая от зарплаты до зарплаты. Мне неоднократно приходилось это наблюдать во время наших с классом экскурсий, поездок в другие города. Помню, одна из моих учениц купила себе дорогой шарфик, но, померив уже в поезде, заявила: «Не нравится, придется выбросить». Почти так же безрассудно нередко тратят деньги дети и из семей с весьма скромным достатком. Ни в школе, ни дома по-настоящему ответственно их не учат бережливости, чтобы они с раннего возраста усвоили важную истину: деньги даром никому не даются, это плата за труд, чтобы больше получить, нужно и трудиться больше.
Я хочу рассказать о семье одной моей коллеги – Евгении Ивановны Милютиной. Она до ухода на пенсию преподавала русский язык и литературу в нашей школе, а ее муж был главным врачом одного из военных госпиталей. Семья жила в достатке. И тем не менее их дочери Наталья и Владислава довольно рано научились самостоятельно зарабатывать, а значит, и беречь деньги. Они едва ли не с первого класса привыкли ценить их. Мама раз в месяц давала им так называемую стипендию, или карманные деньги, научила их планировать свои расходы. Если деньги кончались раньше срока, родители отказывали им в «кредите», то есть не давали денег в счет будущей «стипендии». «Тратьте так, чтобы хватило на все время», – говорили они. С младших классов сестер приглашали на семейные советы, в которых нередко участвовала и приехавшая погостить бабушка. Тогда все вместе обсуждали, скажем, куда летом поехать отдыхать, сколько на это потребуется денег. Выслушивалось мнение и дочерей.
В конце 80‑х девочки учились в школе: старшая – в одиннадцатом, младшая – в восьмом. Тогда многие подростки старались подрабатывать. И вот Наташа организовала бригаду девочек, которая мыла чужие окна. Через год к ним присоединилась и Владислава.
Став студентками, сестры подрабатывали на подсобных работах в магазинах. Их юность пришлась на трудные девяностые. И в ту пору они стали существенно помогать родителям. Наташа одно время была «челноком» – ездила за товарами в Польшу и Чехию, а Владислава продавала привезенное. И тем не менее девочки отлично учились. Старшая – в медицинском, младшая – в экономическом.
Прошли годы. У Наташи и Владиславы появились свои дети. А теперь и они повзрослели. Старший Василий окончил экономический факультет МГУ, его сестра Даша учится на факультете журналистики. А дочка Наташи Алина оканчивает архитектурный. Все трое внуков Евгении Ивановны начали подрабатывать еще в школе: распространяли листовки, сортировали письма на почте. А еще Даша и Алина водили экскурсии по Москве. Надо сказать, что и внуки Евгении Ивановны во многом независимы материально от своих родителей.
Думаю, что именно вот так надо растить детей – чтобы они знали, что деньги не появляются сами собой, а достаются трудом, нередко тяжким.
– Как-то я стал нечаянным свидетелем разговора моих внуков – Федора, студента-второкурсника, и Андрея – старшеклассника. Мальчики говорили о своем желании поехать на Байкал или даже на Камчатку. Уж очень им хотелось повидать эти дальние края. Сам я все это видел, там прошло мое детство, мой отец тогда служил на Дальнем Востоке, а затем в Сибири.
Рассуждали и о том, где взять деньги на путешествие. «Дед обязательно нам подбросит деньжат», – утверждал младший, Андрей. «Еще мама с папой дадут», – добавил он. «Папа копит на новую машину», – напомнил Федор. «Ну и что, можно подождать еще год, – не унимался Андрей. – Вот и другого деда можно попросить, он даже сам предлагал». А затем ребята стали подсчитывать свои собственные сбережения. Оказалось всего около двух с половиной тысяч рублей. Решили еще подкопить.
Я, извинившись, что невольно подслушал их диалог, подошел к ним и спросил: «Ну а сами-то вы не хотите подзаработать?» «Я бы с удовольствием, – ответил Федор. – Но где?» И тогда я предложил: «Вот я еще прошлым летом затеял капитальный ремонт дачи. Кое-что сделано. Работали двое: я и ваш отец. Вот и присоединяйтесь к нам. За работу вы получите деньги». Мальчики посовещались, согласились.
Весной мы обсудили с ребятами и еще одним профессиональным строителем план ремонта. К моим внукам присоединились двое юношей, друзья Федора, причем один из них, Дмитрий, уже занимался ремонтом дачных построек для жителей поселка, его даже прозвали в шутку «заслуженный строитель Загорянки». Вот эта бригада почти два месяца трудилась на моей даче. Им я хорошо заплатил, а Дмитрию выдал еще и премию за ударный труд.
И что вы думаете, в августе все четверо совершили поездку на Байкал, получили массу впечатлений, увидели непередаваемую красоту Сибири.
Этим дело не кончилось, ребята приобрели славу толковых работников. Теперь все четверо в летние каникулы подрабатывают на ремонте дач жителей нашего поселка. Их с удовольствием приглашают, потому что доверяют: юноши все делают на совесть. Поэтому и платят им нередко больше, чем они запросят. А одиноким старикам ребята помогают бесплатно: забор восстановят, дверь отремонтируют, ступени на крыльце поправят.
– Меня мои родители, врачи по профессии, естественно, с весьма скромными доходами и по тем временам с пяти-шести лет отправляли в магазин за продуктами, так как ближайший гастроном находился от нашего дома неблизко. Они поступали так: давали мне определенную сумму денег и записку, в которой было указано, чего и сколько я должен был купить (в пять лет я уже довольно бегло читал). Я ходил от прилавка к прилавку, а мама или папа меня ждали у входа. Они были уверены, что учить детей копить и тратить деньги разумно следует с малых лет.
Чем больше я взрослел, тем серьезнее были поручения, касавшиеся покупок. Что это мне дало? Я научился хорошо считать в уме: сколько денег я должен заплатить и сколько мне должны сдать. Помню, однажды я обнаружил, что мне сдали лишние деньги, и их вернул, чем вызвал благодарность и похвалу кассира и других покупателей. Сдачу, если она была небольшой, родители мне разрешали оставлять себе на личные расходы или класть в копилку. Каждый раз я сообщал маме, какую сумму денег мне вернули в магазине. Так я привык беречь деньги, рассчитывать, чтобы их хватило на все запланированные покупки.
Дети должны все знать о семейном бюджете: сколько денег заработано и на что собираются их потратить, сколько нужно отложить на какую-то вещь. Тогда они не станут просить лишнее. Уже с 2‑3 лет обязательно нужно уметь отказывать в какой-то покупке по их просьбе и объяснять почему. Хорошо бы завести такую традицию: всей семьей, включая детей, обсуждать все предстоящие значительные покупки – и сумму стоимости вещи, и марку, скажем, автомобиля.
Давать или не давать детям карманные деньги? Собственные деньги для них – это признак личной свободы. Надо приучить ребят полученные деньги правильно распределять в течение недели, месяца и стараться часть сэкономить на какую-то довольно крупную вещь (фотоаппарат, велосипед) или на путешествие во время летних каникул. Здесь я имею в виду уже подростков. С первого класса ребенок должен усвоить такое неукоснительное правило: ты можешь потратить только те деньги, которые накопил или заработал сам. Карманные деньги – самый надежный способ приучить сына или дочь управлять ими, беречь и разумно тратить.
До сих пор учителя, психологи и родители не пришли к единому мнению: вред или польза от детских копилок? Смотря на что копить. На агрессивные компьютерные игры и мультфильмы я бы денег давать не стал. А если на дело, то нужно поощрять полезную привычку копить на необходимое. Например, нередко приходилось слышать, как ребенок деньги из копилки отдал родителям, когда у них возникла нужда, и сделал это с большим удовольствием и гордостью, что он сумел помочь своим близким в трудный момент.
- Карманные деньги можно давать детям с 6‑7 лет.
- Обязательно нужно договориться с ребенком, какие расходы он будет вести.
- Определяется разумная сумма, увеличивать ее можно только по мере взросления.
- Детям до десяти-одиннадцати лет деньги давать раз в неделю, а подросткам – один раз в месяц.
- Нельзя наказывать или поощрять рублем.
- Надо учитывать, что карманные деньги эффективны, если это сочетается с финансовыми возможностями семьи.
Комментарии