search
main
0

Семейный мангал дал трещину. Миграция стала причиной разводов в странах Центральной Азии

Проверенная временем поговорка актуальна, как никогда: «Дерево держится корнями, а человек – семьей». Крепкие семьи цементируют государство. Простая, казалось бы, логика – без мира в семье и в обществе повышается фон тревожности. Накапливается разрушительная энергия.

Печальная примета времени – институт семьи терпит крах даже в традиционно благополучных в этом отношении странах Центральной Азии, Грузии, Белоруссии… Одна из главных экономических причин распада – мужчины (да и женщины) Таджикистана, Кыргызстана, Туркмении, Казахстана, Узбекистана… в поисках лучшей доли уезжают на заработки в Россию. Старики, жены, братья, сестры, дети остаются на родине. Миграция стала родной сестрой развода.В Москве на базе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» прошел форум, посвященный этой острой проблеме современности. Цель форума была заявлена в его названии – «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность»: популяризация традиционных семейных ценностей, развитие культурной общности молодежи стран Евразии.В форуме приняли участие более 100 делегатов из стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Грузии. Организатором форума выступил Политологический центр «Север-Юг». Поддержал начинание и Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества. Участники форума попытались ответить на вопросы: в чем принципиальная общность народов и государств евразийского пространства? Как преодолеть (часто надуманные) конфликты исторической памяти? Как сохранить институт традиционно крепкой семьи стран Центральной Азии, Грузии, Азербайджана, Белоруссии? Насколько в СНГ популярны и долговечны межнациональные и межэтнические браки?Форум молодежный. Помимо историков, философов, социологов, политологов, семьеведов (фамилистов) на нем выступили студенты и выпускники вузов стран СНГ.Тема «духовного пространства» молодежи безгранична, но самую оживленную дискуссию вызвал разговор о проблемах института семьи, сохранения национальных семейных традиций, семейных ценностей в современном обществе, раздираемом политическими противоречиями, религиозными междоусобицами, непримиримыми культурными противопоставлениями и противостояниями…Форум проходил в формате дискуссии. Дружественной, но дискуссии. Иначе и быть не могло. «Базовое слово сегодняшней дискуссии – это диалог, – подчеркнул, открывая форум, заместитель директора Политологического центра «Север-Юг», эксперт Российского совета по международным делам, доцент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Гущин. – Представительный состав участников со всего пространства Евразии дает редчайшую и очень важную возможность услышать друг друга, понять, как развивается евразийская тема в разных уголках мира. Евразийские ценности преимущественно не отличаются от традиционных европейских. Однако последние заметно нивелировались за прошедшие два десятка лет. С семейностью оказалось весьма непросто. Все понимают, что реалии современного мира и быта бросают вызов традициям, и не всегда ясно, как реагировать на это должным образом».Россия занимает третье место в мировом рейтинге по числу мигрантов. В 2016 году к нам приехало без малого 12 миллионов человек. Из них только чуть больше половины проживают на законных основаниях. Самыми востребованными у иностранцев продолжают оставаться две столицы – Москва и Санкт-Петербург. В них можно относительно быстро найти работу. В пятерке городов, наиболее благоприятных для жизни мигрантов, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск.Доля приезжих из стран ближнего зарубежья достигает 80 процентов. Из них около половины – выходцы из Азии. В основном это здоровые мужики трудоспособного возраста, которые содержат свои семьи. Наиболее добросовестные из них отправляют большую часть заработка женам и детям, оставшимся на родине.Азия, Кавказ, Закавказье традиционно гордились исторической крепостью семейных уз. «Что касается жизни детей и брака, то у нас есть три принципа. Первый – это сохранение привычных традиций. Второй – совет, консультация старших. Третий – это реальная политика государства по укреплению института семьи», – отметил на форуме заместитель председателя Общества историков Узбекистана Алишер Сабиров. Правда, эксперты тут же уточнили – провозглашенные историком принципы работают теперь только внутри страны и сильно хромают за ее пределами.Миграция не считается с вековым семейным укладом азиатов. Она в корне перетряхивает, пересматривает, обесценивает то, что еще четверть века назад казалось незыблемым и неприкосновенным. Как карточный домик, рушатся семейные связи. Один из родителей (а то и оба сразу) уезжают на заработки, дети остаются на попечении бабушек и дедушек, а то и вовсе предоставлены самим себе. Их «вприглядку» воспитывают дальние родственники или неравнодушные соседи.Да, есть интернаты. Да, можно разговаривать с родителями по мобильному телефону и получать от них посылки. Но проходит месяц, другой, третий… Проходит полгода… И семья перестает быть семьей в полноценном смысле этого слова. Из нее выветривается главное, что делает семью семьей, – ежедневная потребность быть рядом друг с другом. «Теплообмен», взаимовыручка, понимание без слов. Возможность выплакаться на отцовском (материнском) плече, получить совет, который поможет немедленно, а не в «светлом будущем»…Процент разводов за последнее десятилетие в странах СНГ (о России и не говорю) вырос в разы! В киргизских, таджикских, узбекских, казахских семьях всегда было сильно влияние старших на подрастающее поколение. Слово отца, старшего брата, родного дяди, матери – закон. А если их нет рядом?«Почти четверть века значительная часть молодежи в Центральной Азии растет фактически без родителей, – констатировал в своем выступлении на форуме «Ценностные основы пространства Евразии: семья и духовность» историк, преподаватель Института экономики и социальных отношений Марат Сафаров. – Родители находятся на заработках, и это очень серьезная проблема. По существу, родителей заместило поколение бабушек и дедушек. Существуют положительные стереотипы, представления о ценностях семьи, о крепости семьи, о том, что формируются в восточных семьях почет и уважение к старшему поколению. К сожалению, таких примеров уже очень мало. Для многих стран эта проблема стала чрезвычайно актуальной».Далеко не у всех есть возможность перенять социальный опыт, накопленный старшим поколением, подчеркнул Сафаров. Этот разрыв очень ощущается. Это не проблема последних лет. Сформировалось поколение, выросшее в обстановке разделенных семей. Это важно не только для мигрантской среды или государств, откуда мигранты приезжают в нашу страну, но и для самой России.В этой связи актуальна озабоченность муфтия Москвы, председателя Духовного управления мусульман Москвы, главного имама Московской соборной мечети Ильдара-хазрата Аляутдинова: «К сожалению, в последнее время часто встречается ситуация, когда люди, которые приехали в столицу на заработки, создают вторую, третью семью, не оповещая об этом первую. Это некий бардак».По данным Агентства социальной защиты, занятости населения и миграции Министерства труда и социальной защиты населения Таджикистана, только за один год 40 с половиной процентов мужчин, уехавших на заработки, развелись с женами. По данным структуры ООН-Женщины, до 50 процентов женатых мигрантов были вовлечены в отношения на стороне.Это в Европе, в России мужчина, бросающий семью, как правило, оставляет жене как минимум половину (а чаще и вовсе все) того, что нажито в браке. Но Восток – дело тонкое. В том же Таджикистане, например, после свадьбы женщина живет в доме мужа или его отца. Поэтому, когда ее оставляет муж, женщине в ультимативной форме указывают на дверь. Брошенные жены остаются на попечении своих детей или (в лучшем случае) на иждивении родственников мужа.Семейную лодку стран Центральной Азии раскачивают не только мигранты, но и средства массовой коммуникации Запада и США. Студентка Хорогского госуниверситета имени Моеншо Назаршоева Умеда Ошурбекова рассказала, что в том же Таджикистане, особенно в дальних его уголках, практически забыт русский язык. Там нет «уголков русской культуры», зато появились «уголки американской культуры». Штаты вкладывают немалые деньги в то, чтобы навязать народам Азии свои моральные ценности.Без сохранения семейных традиций экономика любого государства перестанет развиваться. Эту кажущуюся парадоксальной мысль высказал глава департамента информации и аналитических исследований государственного комитета Азербайджанской Республики по проблемам семьи, женщин и детей Эльгюн Сафаров. При богатстве любых природных ресурсов самый главный ресурс государства – счастливые семьи. Собственно, и цель любого уважающего себя государства – благополучие, достаток, здоровье семей, составляющих основу общества этого государства.Инициатива, достойная подражания, – при вступлении в брак все молодожены Азербайджана, чтобы исключить всякие риски и патологии, проходят обязательное медицинское обследование. Женщины получают кредиты на более выгодных условиях. Как результат такой семейной политики – население Азербайджана за последнее десятилетие выросло на два миллиона человек.Духовный разрыв поколений стал не только проблемой России. Эта «социальная эпидемия» перекинулась и на евразийское пространство. Дети не слышат отцов – отцы не могут достучаться до детей.«Можно и нужно сшить обратно то, что мы сами когда-то разрушили, – призвал форум председатель молодежной организации «Русь молодая» Сергей Лущ. – Именно семья как носитель цивилизационного кода может стать инструментом такой «сшивки». Народы, которые потеряют семейные ценности, рано или поздно уйдут с геополитической карты мира. Важны вовлечение гражданского общества и показ позитивного опыта. Важно решать проблему последовательно и системно».На том и порешили.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте