search
main
0

Семейный детский сад: разновозрастность – потенциальная возможность развития ребенка

Западном учебном округе получили широкое развитие новые формы дошкольного образования, среди которых семейный детский сад. Как структурное подразделение первые семейные детские сады в нашем округе были открыты в феврале 2008 года. В настоящее время в Западном округе организована деятельность 50 семейных детских садов, воспитанниками в которых стали 174 ребенка.

Наталия ЖИТНЯКОВА,методист лаборатории дошкольного образования Западного окружного методического центра

Организация семейного детского сада на базе дошкольного учреждения – процесс, требующий подготовительной работы, которая начинается с изучения многодетных семей микрорайона. Иногда родители проявляют инициативу, ознакомившись самостоятельно с нормативными документами, доступными через средства массовой информации. Открытие семейного детского сада предполагает не только наличие выявленных образовательных запросов многодетных родителей, но и адекватное вовлечение их в образовательный процесс.

Семейный детский сад как новое структурное подразделение приводит к внесению изменений в систему внутреннего управления дошкольного учреждения. Важно правильно организовать взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Безусловно, организация методического сопровождения деятельности семейного детского сада строится с учетом индивидуального подхода к семье, так как каждая семья уникальна.

Специфика взаимодействия с мамой-воспитателем заключается в оказании индивидуальной методической и психолого-педагогической помощи по организации работы с детьми. Для этого в первую очередь необходимо узнать отношение мамы-воспитателя к семейному и общественному воспитанию, изучить ее ожидания от организации работы в семейном детском саду, определить возможность вовлечения в совместную деятельность.

Следует обратить внимание, что методическое сопровождение не ограничивается только педагогическим просвещением и консультированием. Это также и прямое обучение конкретным методам и приемам взаимодействия с ребенком. Важно помочь маме-воспитателю в адаптации к новым условиям профессиональной деятельности. С этой целью помимо встреч со специалистами организуют непосредственные просмотры разных видов детской деятельности в базовом детском саду, знакомство с опытом семейного воспитания и проводят наблюдения за характером детско-родительского общения в семейном детском саду.

Мы рекомендуем старшему воспитателю совместно со специалистами составить режим дня и дать рекомендации маме-воспитателю по организации основных видов деятельности для каждого ребенка в зависимости от возраста: сон (время в режиме, продолжительность, особенно для детей раннего возраста), гигиенические процедуры (формирование культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания в течение дня), утренняя гимнастика, прогулка; познавательная деятельность; игровая деятельность (сюжетно-ролевые и театрализованные игры); двигательная деятельность (подвижные игры, физические упражнения, спортивные игры и другие виды физической активности, которые могут быть организованы в физкультурном зале (бассейне) базового детского сада); трудовая и творческая, деятельность; чтение детям художественной литературы, беседы о прочитанном, заучивание наизусть; наблюдение; развивающие и дидактические игры, отгадывание загадок; беседы, рассматривание иллюстраций и картин; наблюдения за деятельностью взрослых и пр.

Определенная сложность заключается в том, что возрастной состав детей каждого семейного детского сада различен, соответственно режим дня и рекомендации должны разрабатываться индивидуально, в зависимости от особенностей конкретной семьи. Но, с другой стороны, именно в этом и содержатся преимущества. В практике дошкольного воспитания реализация основных направлений развития ребенка (физического, эмоционально-волевого, познавательно-речевого, социально-личностного и художественно-эстетического) затрагивает в своем большинстве объединения детей одного возраста. Вместе с тем установлено, что в разновозрастных объединениях заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка. Именно такими объединениями можно считать группу воспитанников семейного детского сада.

Объединения детей разного возраста оказывают благотворное воздействие на развитие как интеллектуальных умений, так и личностных качеств. Тяга младших детей к старшим, а старших к младшим, – естественный процесс, особенно в многодетной семье. Подражание, имитация поведения старших есть по существу отражение привлекательности позиции старшего и стремление к взрослости. Известно, что общение с людьми различных возрастных категорий (взрослые люди, старшие, младшие дети) дает возможность каждому ребенку реализовать себя как личность, удовлетворить свои интересы, потребности через общение и сотрудничество.

Ребенок дошкольного возраста испытывает потребность в игре. Игровые действия детей сопровождаются эмоциональным подъемом, устойчивым познавательным интересом, становятся наиболее мощным стимулятором его активности в разновозрастном взаимодействии. В игру, как правило, вступают добровольно. Разновозрастный союз в игре порожден естественной потребностью детей в самостоятельности, которая выражается взаимной ответственностью старших и младших друг перед другом. Именно игровая деятельность наиболее благоприятна для общения детей в условиях разновозрастной группы, внутри этой деятельности будет наиболее интенсивно развиваться их познавательная самостоятельность.

Однако сам факт пребывания детей в условиях разновозрастной группы не гарантирует продуктивности их взаимодействия, так как реальная заинтересованность детей в таких отношениях весьма различна.

Мы считаем наиболее важным показать маме-воспитателю возможность успешного взаимодействия детей разного возраста в процессе игровой деятельности с целью развития их познавательной самостоятельности. При этом игровые ситуации организуются и обеспечиваются взрослым, который создает условия для их реализации.

Роль мамы-воспитателя в системе взаимодействия «взрослый – ребенок» предполагает прежде всего руководство процессом организации и управления совместной деятельностью детей. Роль мамы-воспитателя в системе «старший – младший» связана с регулированием игровых и личностных отношений между детьми. Организация игры, в которой участвуют старшие и младшие дети, предусматривает изменение положения старших детей, которые принимают на себя роль взрослого. В игре между старшими и младшими детьми возникает взаимодействие на основе сближения: младшие обращаются к опыту старших, причем не столько к опыту, сколько к содействию. Возникающее стихийно взаимообучение дает возможность обогащения новыми знаниями, умениями, навыками, способствует саморазвитию детей, воспитывает внимание к человеку, великодушие. И младший, и старший ребенок должны получать удовлетворение от совместной деятельности, и предпосылкой этого становится овладение детьми общими способами совместной деятельности под руководством взрослого. Для этого на первом этапе маме-воспитателю необходимо обратить внимание на формирование у детей игровых умений и умений действовать согласовано в совместной игре, вначале под непосредственным ее руководством, позже – при опосредованном участии.

Отдельно хочу сказать об интеллектуальных играх. Детские сады обладают большими ресурсами: видовым разнообразием интеллектуальных игр, вариантами занимательного интеллектуального материала, а главное, наработанным опытом его использования. Логические игры, задачи, упражнения; шашки, шахматы; словесные игры: развивающие, дидактические игры и игровые упражнения с наглядным материалом; интеллектуальные развлечения (разного рода игровые логические задачи, упражнения); игры на пространственные преобразования, моделирование, воссоздание фигур-силуэтов, образных изображений из определенных частей плоского и объемного характера. Под руководством педагогов и специалистов детского сада мама-воспитатель может легко овладеть этим инструментарием. Во-первых, большое количество игр познавательного характера рассчитаны для детей разного возраста. Во-вторых, многие из них не требуют прямого участия взрослого, они «приходят к детям от взрослых, но дети, освоив их, могут играть в них самостоятельно» (С.Новоселова). В-третьих, использование интеллектуальных игр предполагает развитие всех компонентов познавательной самостоятельности: стимулирование познавательных интересов детей; развитие мыслительных операций анализа и синтеза, обобщения и сопоставления; овладение приемами умственной деятельности, так как самые простые задачи и упражнения требуют проявления смекалки, оригинальности мышления, находчивости. В процессе совместных дидактических игр важно формировать у старших детей умение научить, а у младших – умение учиться. Таким образом, объединение детей разного возраста в условиях семейного детского сада на основе игровой деятельности окажет благотворное влияние на развитие их интеллектуальных умений и личностных качеств, будет способствовать возникновению полноценного общения – главного условия развития психики ребенка.

Семейный детский сад дает возможность родителям получать новые знания в области педагогики и психологии, а детям – систематическое воспитание и обучение в рамках семьи, которое базируется на лучших традициях отечественного дошкольного образования. Для этого важно правильно и продуктивно организовать взаимодействие педагогов базового дошкольного учреждения и воспитателя семейного детского сада.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте