Сельские школьники, лишенные многих благ цивилизации, часто в свои мечты о школе завтрашнего дня вкладывают то, что уже давно норма для их городских сверстников. В Омской области остро стоит проблема развития сельских школ, в том случае если школа в селе сохраняется. А сохраняется она, если определена стратегия социально-экономической перспективы поселения, района. Прошло почти 20 лет, как ушли старые формы хозяйствования. Пришли агропромышленные хозяйства, акционерные общества, крестьянско-фермерские хозяйства. От того, какая форма собственности преобладает в поселении, зависит качество жизни сельчан. Связь с педагогической проблематикой прямая. Если есть селообразующий хозяйствующий субъект – это один образовательный сценарий развития: можно проектировать и кадровую перспективу, и демографическую ситуацию прослеживать, и жилищную проблему решать. Вопросы улучшения качества жизни решаются сообща: и поселковой администрацией с депутатским корпусом, и работодателями агропромышленного хозяйства, и сельской школой, и общественными организациями села. Такие поселения есть в нашем районе. В этих образовательных средах дети ощущают себя в безопасности, у них есть перспективы и нравственный стержень человека, воспитанного в трудовой среде, в среде ответственности.
Иначе формируется среда воспитания, если село состоит из индивидуально хозяйствующих субъектов. У каждого хозяина своя стратегия экономического выживания. В нашем районе, расположенном на бывших целинных землях, многое зависит от погодных условий, от рыночных предложений. Риск – ведущий принцип хозяйствования. И в этих нестабильных образовательных средах получают свои первые жизненные уроки сельские школьники. Каковы перспективы у этих детей? Как им стать успешными, не разочарованными сложностями сельского труда и быта? По итогам последней переписи более 120 тысяч сельчан региона сменили нерадостный уклад деревни на более усовершенствованный городской. Системе образования можно работать внутриведомственно и не брать на себя глобальную ответственность за сохранение сельского уклада, его развитие и процветание. Но что будет с доставшейся нам в наследство землей, кто будет хозяйствовать на ней?Комитет по образованию и педагогическое сообщество района, выстраивая стратегию новой сельской школы, ищут новые технологии, новые формы работы. Возрождаем лучшие традиции сельского образования прошлого века – ученические производственные бригады, школьные теплицы, учебно-производственные поля, учебно-опытные участки, связь с аграрным университетом и хозяйствующими субъектами. Новым социально-экономическим образовательным явлением стали школьно-семейные подряды. Это вызов сельской безработице – школьно-семейные подряды стали заботой не только образовательной системы, но и районной службы занятости населения, поселковых администраций, общественных организаций.Демонстрация лучшего семейного опыта сельских тружеников способствовала рождению новой формы воспитания – уроков в семейных гнездах. Содержание их не представлено ни в одном учебнике, это образ жизни и духовное проявление отдельного человеческого рода. Каждый образ неповторим, нагляден. Информационные технологии позволили создать в каждой сельской школе виртуальные музеи, семейные сайты. Размещенные на них материалы доступны для всех сельчан. К созданию новых образовательных ресурсов причастны все слои сельского населения. Образовательные процессы в селе анализируются, обсуждаются социумом. Сельское образование – это многогранный межведомственный процесс по становлению жизнеспособной и ответственной личности, настроенной на успешное самоопределение. Но чтобы этот процесс приносил результаты, нужна районная образовательная система, ориентированная на реальный вклад в развитие района каждого поселения. Система образования нашего района представлена всеми типами образовательных учреждений: дошкольные учреждения, одна начальная школа, восемь средних школ, одна из которых – первая сельская гимназия в Омской области, получившая статус в 1992 году, семь основных школ и два центра дополнительного профильного образования детей.Бренд нововаршавской системы образования – инновационность, инициативность, инвестиционность. Об этом говорят реализуемые проекты, признанные на региональном и федеральном уровнях: «Сельская школа как культурно-образовательный центр» в Нововаршавской гимназии, «Образовательная программа поселения» в Победовской школе, «Сельская школа – школа социального успеха» в Черлакской, «Патриотическое воспитание сельских школьников в условиях приграничной зоны» в Ермаковской. Четыре школы получили гранты на реализацию своих проектов в рамках нацпроекта «Образование», что позволило укрепить наши ресурсы по решению проблем сельского образования. В районных школах появились учебные кабинеты «Хозяйка сельской усадьбы», «Основы безопасной жизнедеятельности», лаборатории по физике, химии, биологии. Были приобретены газонокосилки, мотоблоки, сельхозинвентарь. Обновилась компьютерная база, появились электронные библиотеки, все школы имеют доступ к сети «Интернет» и свои школьные сайты, на которых есть страница «Культуротворческая работа на земле». Чтобы сохранить преемственность лучших трудовых традиций, комитет по образованию совместно с хозяйствующими субъектами издали серию книг о целинных хозяйствах, о трудовых свершениях старшего поколения и образовательной среде, в которой воспитывались подрастающие поколения. Материалы книг стали основой виртуальных школьных музеев, на страницы которых может войти любой посетитель сайтов.Еще один ресурс – родительская общественная организация «Наследие». Официально зарегистрированная, имеющая счет в банке, устав, газету «Наследство и наследники», она развернула свою деятельность в детско-взрослой среде района. При заинтересованном участии родителей идет становление востребованного агрообразовательного проекта «Муниципальная агрошкола». Будущее села – в сельской школе! Досье «УГ»Зоя Аркадьевна Халюта сегодня известна далеко за пределами Омской области и входит в число профессиональной педагогической элиты России. Именно Халюта стала зачинателем, лидером и идеологом перестройки российской сельской школы. Заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук, будучи директором Нововаршавской гимназии, вместе с коллективом вступила в полосу масштабных и уникальных экспериментов, цель которых – создание нового сельского социума, где образование играет ведущую роль. Как только Зоя Аркадьевна заняла пост председателя комитета по образованию, инновационными стали большинство школ Нововаршавского района. Зоя ХАЛЮТА, председатель Комитета по образованию и связям с профессиональной школой Нововаршавского района
Комментарии