search
main
0

Семейные детские сады: проблемы и перспективы развития

Марина ГРУЗДЕВА, старший воспитатель детского сада №47: – Не случайно «круглый стол», посвященный семейным формам воспитания детей раннего возраста, проходил в Центральном округе, ведь здесь число семейных детских садов достигло 24, из них 9 – структурные подразделения детского сада присмотра и оздоровления №47, где воспитываются 36 детей (11 – от рождения до года, 4 – от одного года до двух лет, 5 – от двух до трех лет, 3 – от трех до четырех лет, 6 – от четырех до пяти лет, 3 – от пяти до шести лет, 3 – от шести до семи лет).

Для открытия структурного подразделения требуется создать много новой документации, вносить поправки в такие уже имеющиеся документы, как:

акт обследования жилищных условий семьи,

договор,

доверенность,

личные дела детей.

Для каждого семейного детского сада заполнены социальные паспорта, а при их анализе выяснилось, что все семьи многодетные, имеют от 3 до 7 детей, у 100% пап – высшее богословское образование, у 98% мам – высшее образование в области медицины и педагогики, 2% мам продолжают обучение в медицинском университете, свое материальное положение семьи оценивают в основном как среднее.

Мы провели первичное анкетирование для выявления потребностей и актуальных линий взаимодействия семейного детского сада с ДОУ. Анализируя результаты потребностей москвичей в услугах ДОУ, можно отметить большую заинтересованность родителей в использовании для прогулок площадок детского сада; многие из них выразили желание посещать со своими детьми музыкальные и физкультурные занятия в ДОУ, кому-то была необходима помощь логопеда, в меньшей степени оказался востребован семейный психолог.

Все пожелания были учтены и по возможности реализованы. Дети из семейных детских садов посещали физкультурные занятия, бассейн, занятия с педагогами дополнительного образования по изо, по духовно-нравственному образованию. Формы работы корректировались в соответствии с запросами воспитателей семейных детских садов. Активное участие воспитанники семейных детских садов приняли в праздновании Дня космонавтики и в Празднике весны, проводимых в ДОУ, сотрудники детского сада в свою очередь познакомились с традициями празднования Пасхи и именин.

За каждым семейным детским садом был закреплен сотрудник ДОУ, который осуществлял методическое сопровождение, помогал разрабатывать режим дня, примерное распределение деятельности в течение дня, воспитателям рекомендовано вести дневник семейного детского сада. Сотрудничество оказалось полезным и для ДОУ, и для многодетных семей. Новая форма заинтересовала и семьи воспитанников детского сада. В новом учебном году две многодетные семьи Горбинских и Хусаиновых, дети которых посещают детский сад №47, решили также организовать семейные детские сады.

Любовь ЗАВЬЯЛОВА, заведующая детским садом №2380 «Жемчужинка»:

– Современному поколению родителей требуется глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания и развития детей. В самом деле многим не хватает не только знаний, но и времени на общение с детьми. Все это не может не отражаться на характере детско-родительского взаимоотношения. Родители, сами того не осознавая, к моменту поступления ребенка в детский сад создают массу педагогических и медицинских трудностей в развитии ребенка, с которым впоследствии обращаются к специалистам: медикам, педагогам, психологам, логопедам. Практика работы с семьями подтвердила наши убеждения, что чем раньше начинается работа по повышению педагогической компетентности родителей, тем меньше трудностей в воспитании ребенка встречается в будущем. Именно поэтому в работе нашего коллектива сложились традиции доверительного контакта и тесного сотрудничества с семьями нынешних, а также будущих воспитанников.

С 2005 года по инициативе педагогического коллектива и родителей в нашем детском саду создан детско-родительский клуб «Берегиня». Цель клуба – овладение различными видами взаимодействия родителей с ребенком. Социальный педагог и воспитатели на встречах в клубе организуют совместные игры, совместные виды творческой деятельности с целью обогащения детско-родительских взаимоотношений.

В нашем детском саду существует отлаженная система работы с семьями будущих воспитанников.

Ежегодно для родителей мы проводим День открытых дверей, в программе которого экскурсия по детскому саду, знакомство с педагогами и специалистами и условиями, созданными для развития ребенка.

Родители могут получить консультации специалистов детского сада по интересующим вопросам индивидуально и во время предварительного родительского собрания в группе раннего возраста, которое традиционно проводится в конце весны.

Мы приглашаем семьи будущих воспитанников посетить встречи детско-родительского клуба «Берегиня».

Для детей и родителей в сентябре проводится первый праздник «Вот мы пришли в детский сад!»

Для создания комфортных условий адаптации практикуется постепенный прием в группу в течение года начиная с сентября и совместные посещения родителями и детьми прогулок и группы.

Созданная система работы позволяет педагогам осуществить на практике личностно ориентированную модель воспитания с каждым ребенком и его семьей. Практика показала, что комплекс таких мероприятий с семьями целесообразнее начинать как можно раньше, даже с перинатального периода.

С 2008 года в нашем детском саду работает клуб «Аистенок» для семей, имеющих детей от 6 месяцев до 2 лет. Сейчас в клуб «Аистенок» обращаются в основном те родители, старшие дети которых посещают наш детский сад, и их знакомые. Открылся клуб «Скоро мама» для будущих родителей.

В наших клубах можно посетить:

Циклы лекций и практических занятий.

Гостиные по интересам (тренинги, деловые игры, практикумы, творческие мастерские) для родителей.

Досуговые мероприятия совместно с детьми, организованные на прогулочной территории детского сада.

Анализируя работу семейных клубов, мы убедились, что целесообразно создавать центры поддержки семей микрорайона с детьми раннего возраста непосредственно на базе близлежащего дошкольного учреждения, которое впоследствии и будет посещать ребенок. В таком центре задействованы внутренние ресурсы дошкольного учреждения, знания и богатый опыт работы квалифицированных педагогов и специалистов по обучению и развитию детей раннего возраста. Центр предоставляет возможность посещения оздоровительных мероприятий и гостиных по интересам в выходные дни.

Почему мы решились на создание такого центра? На базе нашего ДОУ для занятий имеется специально подготовленная предметно-развивающая среда для малышей, бассейн, физио- и массажный кабинеты, тренажерный зал, которые предоставляются в выходные дни в полном объеме в удобное для родителей время и частично в рабочие дни. Детский сад оказывает не только консультативную теоретическую помощь семьям микрорайона, но и организует практическое взаимодействие родителей и малышей, обогащая детско-родительские отношения в совместной игровой и продуктивной деятельности. Семьи микрорайона с удовольствием посещают гостиные по интересам, творческие мастерские, которые помогают восполнить дефицит общения, снять психоэмоциональное напряжение. Вся эта система работы позволяет педагогам проследить развитие каждого малыша до вхождения его в дошкольный возраст.

Марина ГУТНИКОВА, заведующая детским садом №80:

– Цель проекта, над которым работает наш коллектив, – комплексное обеспечение прав и интересов детства, создание оптимальных условий для жизни и развития каждого ребенка путем формирования и реализации внедрения новых технологий сотрудничества с государственными образовательными учреждениями в микросоциуме и семье. Основная гипотеза проекта – противоречие между необходимостью создания и незаинтересованностью дошкольных учреждений в создании этих форм.

Задачи проекта определены таким образом:

создать сетевое взаимодействие между государственными дошкольными учреждениями по территориальной принадлежности;

внедрить инновационные образовательные программы, методики и технологии от 0 до 3 лет;

создать равные условия для качественного развития и воспитания детей от 0 до 3 лет.

Мы наметили несколько этапов реализации проекта:

заключение договора о сотрудничестве между дошкольными учреждениями;

разработка программы по внедрению инновационных образовательных программ;

взаимодействие с центрами планирования семей и репродуктивного здоровья по подготовке к родительству в период ожидания; детскими поликлиниками, патронатными службами по сопровождению родительства в период младенческого возраста ребенка, государственными и негосударственными образовательными учреждениями, центрами ранней социализации детей по поддержке семей с детьми раннего возраста.

Организация новых форм образования с детьми раннего возраста:

– центр пренатального развития,

– группы кратковременного пребывания,

– клуб молодых родителей,

– открытие сайта «Дети раннего возраста».

В результате выполнения проекта, мы думаем, будет создано сетевое взаимодействие государственных образовательных учреждений в муниципальном округе «Аэропорт» для полноценного воспитания и развития детей раннего возраста, как посещающих дошкольные учреждения, так и воспитывающихся в домашних условиях.

Процесс реализации проекта и оценку достигнутых результатов решено было отслеживать в системе мониторинга, состоящей из анкетирования, тестирования, интервьюирования, дискуссий, «круглых столов», конференций для родителей, педагогов, сотрудников.

Перейдя к практической части работы над проектом, мы заключили договор о создании сетевого взаимодействия с двумя государственными малокомплектными (в том числе встроенными) образовательными учреждениями в муниципальном округе «Аэропорт», на наше предложение откликнулись и такие государственные учреждения, как детская поликлиника и женская консультация.

Коллективы взаимодействующих садов утвердили план мероприятий, разработанный нами на 2008-2009 учебный год, в который входят такие мероприятия, как:

Презентация направлений совместного проекта «Подсолнушек» взаимодействующих учреждений,

Разработка рекомендаций для родителей по воспитанию детей раннего возраста в семье и методических рекомендаций по обучению и развитию детей раннего возраста.

В начале практической работы после анкетирования педагогов взаимодействующих детских садов выяснилось, что педагоги не понимают, какое развитие одинаковых возможностей могут дать встроенные детские сады, которые не располагают бассейнами, компьютерными классами и другим современным оборудованием.

Проведя исследование предметно-развивающей среды и педагогической работы, мы приняли решение:

Создать единый список детей от 0 до 3 лет.

Создать на базе одного из взаимодействующих детских садов (д/с №80) информатеку для родителей, дети которых посещают эти детские сады;

Использовать спортивную площадку детского сада №80 для занятий с детьми от 1 года до 3 лет и их родителями под руководством опытного педагога.

На базе детского сада №1971 организовать музыкальные занятия для детей от 0 до 3 лет.

На базе детского сада №2529 организовать занятия для детей от 1 до 3 лет по изобразительной деятельности.

Трудностью в практической работе над проектом стало так называемое собственничество руководителей учреждений, в которых есть бассейны, игровые площадки, спортивные комплексы, их несогласие с тем, чтобы дети из других садов посещали бассейн или игровую площадку в свободное от основных занятий время…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте