search
main
0

Семейное воспитание: методология успеха

​«Воспитательницей поколений» назвал семью К.Д.Ушинский. Это глубоко справедливо. Учитывая приоритет семейного воспитания, Московский институт развития образования открыл в своей структуре лабораторию методологии работы с семьей и семейного консультирования.

Одним из первых шагов новой лаборатории было проведение городского семинара «Традиции семьи в практике семейно-общественного воспитания юных москвичей», в котором приняли участие руководитель Центра дошкольного и общего образования МИРО А.Иоффе, руководитель Центра социализации Федерального института развития образования Х.Загладина, член Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Ю.Лысая, руководители, педагоги и психологи образовательных комплексов, общеобразовательных школ и дошкольных образовательных учреждений; специалисты ОМЦ, представители родительской общественности.Участники семинара отметили, что воспитание имеет конкретно-исторический характер, уровень его развития и содержание отражают состояние общества, его менталитет. По отношению к воспитанию можно безошибочно судить о зрелости и здоровье общества, оно всегда находится на перекрестке мнений, интересов, идеологий, политических страстей, формирующее ценностные ориентации, смысл жизнедеятельности человека, оно немыслимо вне социально-экономического контекста. Ценности, определяющие цели воспитания, идут из жизни и переводятся на язык педагогики, формируют педагогическую позицию, идеологию, отражающую состояние и перспективы развития общества.С чего начинается Родина? Этим вопросом рано или поздно задается каждый ребенок. Первыми на него отвечают самые близкие люди – родители, затем – педагоги, то есть те, кто хранит память народа, семейную память. Эта память – образное и эмоционально насыщенное свидетельство, проникнутое глубокими личными переживаниями. Она представляется непреходящей, цементирующей поколения ценностью, живительным источником воспитания подрастающих поколений. Сознавая это, педагоги стремятся сохранить ее для юных граждан, практикуя проверенные временем благотворительные акции, организуя школьные музеи, поисково-краеведческую работу, которая затрагивает отношения семьи и школы, межпоколенческие связи, то есть предметную область фамилистики как комплексной науки о семье и семейных отношениях.Сегодня семейное воспитание протекает в непростой обстановке. По данным ВЦИОМ, растет количество россиян, озабоченных растущим отчуждением молодых людей, отрицанием ими духовных, нравственных начал жизни. Деформации семьи, снижение общекультурного уровня общества, произошедшие в 90-е годы, способствовали подрыву и семейных ценностей. Наметился разрыв с культурными традициями. Центральное место в структуре досуга у значительной части детей занял сегодня компьютер, ежедневное «общение» с которым не сбалансировано, развивает у ребенка опосредованное восприятие мира, разрушает интуицию, формирует отчужденность. Не менее мощно работает против семьи и кинобизнес, захвативший еще один мощный канал трансляции ценностей детям. В этих условиях нужны адекватные альтернативы, в частности, увлечение детей и взрослых коллективным творчеством. К осознанию творчества как реального и значимого фактора образования детей, определению основ такой самостоятельной научной дисциплины, как педагогика творчества, научная мысль вплотную приблизилась к концу XX века. Это было связано с поисками того исходного принципа, который позволил бы всесторонне осмыслить сущность креативности личности, определить творческую деятельность как основополагающую в образовании детей, взглянуть на их развитие предельно широко – в аспекте органичной связи творчества, образования и социализации, когда во главу угла ставится проблема становления личности, направленной на преобразование себя и мира. На значимость такого подхода указывал В.А.Сухомлинский, говоря о том, что педагогический, воспитательный аспект творчества – почти нетронутая целина теории и самый слабый участок практики.В целом наука пока не отвечает на вопрос о том, каковы закономерности, факторы, детерминанты становления личности ребенка в условиях творческой деятельности, что обеспечивает формирование ее творческой направленности, гармоничной в отношении индивидуальных и общественных интересов? Ответить на него и призвана педагогика творчества как особая область педагогической теории и практики. Обеспечить индивидуальный маршрут творческого социализирующего развития ребенка призваны его родители при умелой поддержке педагогов всех звеньев образования. Успех воспитания зависит от упорства и настойчивости, профессиональной компетентности педагога, владения им педагогической психологией, в понятиях которой описываются феномены развития личности. Но проблема заключается в том, что профессиональной работе с родителями детей педагогов практически нигде не готовят. Ситуационный метод, ролевая игра, тренинги общения и другие инструменты творческой коммуникации до сих пор не используют многие педагоги.Первые результаты исследований лаборатории методологии работы с семьей и семейного консультирования МИРО показывают, что наибольшее количество трудностей у 90% специалистов-практиков вызывают вопросы, связанные именно с методологией работы с семьей. На вопрос «Каким категориям родителей чаще всего приходится оказывать помощь в воспитании детей?» респонденты отвечают, что за консультативной помощью к специалистам обращаются все категории семей, но чаще всего молодые родители (45%), имеющие детей раннего и младшего дошкольного возраста, у которых только складывается родительская позиция. В первую очередь это может быть связано с недостатком педагогических знаний, которые влекут за собой ошибки в воспитании детей. Причины трудностей, с которыми сталкиваются молодые родители, различны, но характерные особенности молодой семьи требуют оказания ей комплексной помощи, направленной на повышение педагогической культуры. Еще одна категория семей, чаще других обращающихся за консультативной помощью, – неполные семьи (15%).Ответы на предложение назвать 1-2 наиболее актуальные проблемы семейного воспитания отражают наиболее часто встречающиеся у родителей затруднения, с которыми они обращаются за помощью: автономия ребенка; отсутствие времени у взрослых; вопросы ответственности за детей; дефицит знаний у молодых родителей в вопросах воспитания; отсутствие семейных традиций; непонимание важности совместной игры взрослого и ребенка; несогласованность методов и стилей воспитания между членами семей; семейные конфликты; проблемы, связанные с индивидуальными особенностями детей (тревожность, гипер- и гипоопека, агрессивность); способы формирования запретов и границ; подготовка к детскому саду – школе; воспитательные проблемы в двуязычных семьях.Ответы респондентов на вопрос «Сталкиваетесь ли вы с насильственными методами семейного воспитания в практике общения с семьями?» говорят о том, что, к сожалению, такая проблема существует: «да» ответили 40% респондентов и привели примеры жестокого обращения с детьми, телесные наказания за провинности и психологический шантаж.На основе результатов проведенных опросов наша лаборатория разработала тематику научно-практических семинаров по формированию психолого-педагогической компетентности родителей, в частности «Повышение психолого-педагогической компетентности родителей и возможности образовательных комплексов», «Обогащение игрового общения с ребенком в практике семейного консультирования», «Стили семейного воспитания: теория и практика», «Профилактика насильственных методов воспитания ребенка в семье: реализация городской программы по безопасности детей». Особые надежды мы возлагаем на сотрудничество с Московским городским экспертно-консультативным советом родительской общественности, возглавляемым Людмилой Мясниковой. Привлекая к работе ученых и практиков, мы вместе с родителями могли бы создать ту методологическую базу, которая помогла бы семейному воспитанию, укрепила сотрудничество семьи и школы.Сергей ЕВТУШЕНКО, зав. лабораторией методологии работы с семьей и семейного консультирования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте