search
main
0

Семейное воспитание

Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать?

Термин «воспитание» мы слышим довольно часто и говорим, что именно это слово создает фундамент для развития личности. Семейное воспитание обычно сводится к закреплению в сознании ребенка простых норм поведения, в которых отражаются определенные системы морали. Это правила поведения, без которых невозможны совместная деятельность и жизнь людей.

Понятно, что каждая семья стремится воспитать своих детей достойными, хорошими людьми. Но всегда ли родители достигают желаемого, всегда ли их дети становятся такими, какими их хотели видеть в будущем? Казалось бы, в семье все благополучно: согласие, достаток, родители – честные труженики, всеми уважаемые люди, а дети растут эгоистами, тунеядцами. Вроде бы и не от кого было ребенку перенимать дурные привычки, наклонности, противоречащие нормам нашей жизни.

На формирование нравственного сознания ребенка огромное влияние оказывают детский сад, затем школа и вуз. Но именно в семье закладываются первоначальные основы нравственности личности. Простые нормы сохраняются на протяжении всей жизни человека, хотя с годами изменяется их содержание. Поэтому, закладывая основы морального сознания у детей, следует объяснять прежде всего содержание нормы, ее внутренний социальный смысл.

Ребенку хочется плакать, вертеться за столом, разобрать игрушку, какой бы дорогой она ни была. Каприз есть не что иное, как своеобразное утверждение своего «я», реакция на внешние воздействия со стороны родителей. Кривляние за столом может быть игрой, желанием привлечь к себе внимание, поломка куклы или машины – проявлением пытливости, закономерным стремлением к познанию. Поскольку все эти действия закономерны для детей, постольку они задают закономерный вопрос: а почему нельзя? Почему нельзя прыгать, шуметь, греметь, ломать и, наконец, плакать?

В каждом конкретном случае можно объяснить ребенку, почему нельзя, и дать доступный и понятный исчерпывающий ответ. Нежелательны огульные запреты: «Я сказала нельзя, значит, нельзя» или внушения типа: «Отец сказал нельзя, а ты вертишься». В таком случае родители выступают в роли судей, которые знают, что можно делать и чего нельзя. Поэтому стоит сказать, что прыгать можно, но лучше во дворе, а не в комнате, вертеться, размахивать руками тоже можно, но только не за столом, можно иногда и разобрать новую игрушку, но не надо ломать ее. Желательно вместе с ребенком разобрать эту игрушку и показать ему, что в ней жужжит или гремит, потому что если не сделать этого вместе, то ребенок сделает это один. Иными словами, любой факт, поступок следует оценивать не вообще, а показывать его во всем многообразии связей с окружающей действительностью, с жизнью и деятельностью других людей. Допустим, рабочий мастерил игрушку и, конечно же, хотел сделать ее красивой, забавной, чтобы дети ее полюбили, чтобы им хотелось играть с ней. Поэтому с игрушкой надо обращаться бережно. Хлеб нельзя бросать па пол, потому что в нем содержится труд многих людей. В нравственном воспитании очень важно, чтобы во всем окружающем нас мире дети видели труд другого человека.

Когда у ребенка воспитывается уважение не только к самому предмету, но и к людям, которые сделали этот предмет, вырабатывается определенная норма поведения, чувство ответственности, формируется правильная оценка окружающего мира.

Родители готовы сделать для ребенка все, что в их силах: уберечь его от дурного, оградить от влияния детей, которые, по мнению родителей, «плохие». Они стараются привить своим детям умение правильно разграничивать и распознавать добро и зло, справедливое и недостойное, правдивое и ложное исходя из своего понимания этих понятий.

Родители должны помнить, что в воспитании простых норм нравственности на них ложится особая ответственность, ибо они первыми формируют в сознании ребенка эти нормы, закрепляют их личным примером. Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Можно научить ребенка правильно сидеть за столом, не перебивать взрослых, быть вежливым с ними, но хорошие манеры далеко не самый верный показатель нравственной сущности человека. Существуют ведь и такие понятия, как «вежливая наглость», «нравственная глухота». Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей. Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза другое? Где правда и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво? Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было один раз, то оно может и забыться, бесследно пройти для малыша. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что есть два мира: один – внутренний, скрытый (так надо поступать), другой – внешний, показной (так можно поступить, если это выгодно). С возрастом у него формируется искривленный тип нравственного сознания, притупляется моральная ответственность за совершенные поступки, определяющим мотивом поведения становится личная выгода.

Очень важную роль играет единство нравственных требований семьи и школы. Практика показывает, что там, где семейные нравственные устои совпадают с требованиями школы, общества, ребенок растет нравственно здоровым. В противном случае создается благоприятная почва для появления всевозможных противоречий. Ребенок находится как бы между двух огней, он не всегда в состоянии разобраться в сложившейся нравственной ситуации. Иногда родители дома нелестно отзываются об учителе, его требовательности, строгости, подвергают сомнению его искренность.

И в данном случае речь идет не об усилении или повышении этой роли, а о качественном ее содержании. Большинство семьей в состоянии приобрести все самое необходимое для жизнедеятельности: обставить квартиру красивой мебелью, купить модную одежду. Вместе с тем материальный достаток приводит некоторых родителей к неверной моральной оценке этого достатка. Мы знаем, что в каждой вещи объективно заложено прежде всего практическое назначение, затем эстетическое и, естественно, нравственное. Ребенок с детства впитывает идею о том, что вещь надо беречь, ибо она стоит денег. Человек, который не имеет денег, – несчастный, невезучий человек. Тот, кто имеет, – удачлив, умен, ему легко и приятно жить. Эту идею подкрепляет образ жизни семьи. Естественно, ребенок будет судить о людях по их имущественному положению, а смысл жизни будет искать в голом потреблении. Пройдет время, и отец с матерью скажут: «Ничего не жалели, все отдавали, а почему так получилось?» Такие явления нередки и потому, что родители действительно ничего не жалеют для детей, к примеру, покупают лучшую одежду, телефон, позволяют любые развлечения.

Поэтому поведение ребенка должно иметь разумные границы. Все родители знают, что песок детям есть нельзя. А вот кричать, требуя желаемого, неуважительно относиться к старшим, забирать у товарища игрушку можно, потому что ребенок «маленький». Как и везде, здесь нужна строгая последовательность. В противном случае процесс воспитания получается разорванным, скачкообразным. Вчера, скажем, разрешили греметь игрушками, кататься по комнате на велосипеде, громко кричать, а сегодня не разрешают. Ребенок возмущается, требует ответа, почему нельзя, что изменилось. Важно, чтобы он понимал, что никто из родных не станет делать то, что должен он сам.

Конечно, с ритмом жизни часто не хватает сил, хочется быстро все сделать и отдохнуть, но воспитание – это большой труд, и только родителям собирать плоды, которые они взрастили. Порой стоит остановиться, посмотреть на себя со стороны и подумать, какой пример видит ребенок.

И еще можно проделать упражнение «Благодарное сердце». Закройте глаза, прислушайтесь к своему сердцу, как оно бьется. Сделайте вдох и выдох. Вспомните день, тех людей, которые обращались к вам, в чем-то помогали, и поблагодарите их за это.

Олеся УСТИНОВА,
педагог-психолог Школы имени В.В.Маяковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте