Почему сегодня принято считать, что семейное чтение забыто, ушло в прошлое? Может, потому что все чаще с экрана телевизора «специалисты» говорят о том, что классические произведения постепенно уходят из круга чтения современного человека: непонятны ему герои, непонятен сам язык произведений, неинтересны проблемы, в них решаемые.
Но это не так! Я всегда улыбаюсь, когда слышу данные высказывания, потому что знаю, что сегодня и подростки, и их родители читают, да еще как читают!
Она стоит передо мной – тоненькая, хрупкая, моя ученица. В руках Харпер Ли, «Убить пересмешника».
– Спасибо за книгу. Здорово… А вот папе не очень понравилось…
Дальше торопливые, прыгающие мысли: ее, мои. Наш разговор постоянно прерывается: вопросы, смех, реплики ребят. Мы делимся впечатлениями о прочитанном. И вот открытие.
Открытие, написанное на закладке из тетрадного листка: «Ты никогда по-настоящему не поймешь человека, пока не залезешь в его шкуру». Это слова Аттикуса Финча – героя романа.
Быть может, мы, взрослые, не обратили бы внимания на эти строки. Тем зрелость и отличается от юности. Значит, книга заинтересовала, заставила думать, если ребенок выписал цитату! Но меня мучает вопрос: почему папа девочки категорично отозвался о классическом произведении? Чтобы ответить на все мучающие у меня «почему?», называю дату, когда состоится очередное заседание родительского клуба нашей школы «Дочки, мамочки, сыночки…».
Название клуба родилось спонтанно, когда мои ребята были еще пятиклассниками, сейчас это читатели со стажем, выпускники школы №1449. Тогда, 9 лет назад, на первое родительское собрание пришли почему-то одни мамы. Нужно было общее дело, которое могло бы сплотить новый коллектив, так и возникла идея семейного клуба. Первая общая встреча детей и родителей класса в рамках клуба была посвящена миру увлечений ребят, каждый ребенок продемонстрировал свой талант. Получился праздник, одним из этапов которого стало чтение сочинений ребят о своей семье. Как много родители узнали о себе из творческих работ детей! Смеялись до слез! После первого заседания «Дочек, мамочек, сыночков…» возник вопрос, когда соберемся вновь.
Было принято решение: заседания семейного клуба сделать традиционными и собираться ежегодно.
Следующую встречу в клубе теперь уже 6‑го «А» класса все ждали с волнением: ведь «виновниками» праздника в школе становились родители, а детям отводилась роль их помощников и кураторов. Только теперь пришли и мамы, и папы, и дедушки с бабушками во главе с моими учениками. На этот раз взрослые делились своим опытом, увлечениями, а мальчишки и девчонки, с трепетом наблюдая за старшими, с гордостью говорили друг другу: «Это моя мама! А это мой папа!»
Тему для заседания 7‑го класса выбирали сообща, в итоге пришли к выводу: ребята повзрослели, нужно что-то, что поможет уже родителям подростков быть ближе к своим детям. И нам помогла книга! Для обязательного летнего чтения все получили задание: найти произведение литературы, которое будет интересно и школьникам, и их родителям. В течение сентября класс делился впечатлениями о прочитанных произведениях. Книгу для общего обсуждения выбирали путем голосования, здесь мнения юных и взрослых читателей разошлись: мальчишки и девчонки предложили сборник рассказов для подростков А.Жвалевского и Е.Пастернак «Шекспиру и не снилось», взрослые – роман Д.Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Проводили заседание родительского клуба в форме читательской конференции сразу по двум произведениям: спорили, сомневались, анализировали, отстаивали каждый свою точку зрения, а главное – находили ответы на важные для себя вопросы. К обсуждению книг присоединились и ребята-старшеклассники, и директор школы. Все говорили на равных. Литература не только объединила классный коллектив, но и дала возможность открытого диалога: взрослые услышали проблемы, которые волнуют детей, дети прислушались к советам родителей.
Семейное чтение стало традицией нашего класса, вместе мы открыли для себя романы Харпер Ли «Убить пересмешника», Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», Уильяма Голдинга «Повелитель мух». Но самое важное – это не количество совместно прочитанных произведений, а то, что у каждого из нас появились свои любимые страницы, свои герои, своя философия, что заседания клуба продолжились после окончания читательских конференций дома, что и родители, и дети вновь возвратились к художественному тексту…
Литература – это искусство. Где искусство – там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение не только писателя, но и читателей. Наш родительский клуб «Дочки, мамочки, сыночки…» стал клубом семейного чтения, общения взрослых, детей и книг, которые протянули ниточки сотворчества, совместного размышления от страницы к странице, от сердца к сердцу.
Оксана ЕЛИВАНОВА, учитель русского языка и литературы школы №1449 имени Героя Советского Союза М.В.Водопьянова
Комментарии