Если есть память о прошлом вашей семьи, то она в изображениях предков. Когда-то существовала миниатюра – для состоятельных людей, потом пришла фотография, доступная всем. Рассматривая снимки своих родственников в семейном фотоальбоме, вы начинаете представлять, что вы знаете этих давно ушедших близких людей. Потому что много раз видели до мельчайших подробностей их лица, одежду и фон, на котором они запечатлены. Но вот если спросить, скажем, полторы-две сотни людей, есть ли у них семейные альбомы нескольких поколений семьи, многие, к сожалению, скажут: или не сохранили, или не было вообще. Молодые люди ответят: «Какой еще альбом, когда снимки можно хранить на диске, размещать на своем сайте».Заменят ли виртуальные изображения документальные фото? Сомнительно. Изучать историю семьи, свое древо комфортнее, листая семейный альбом. Семейные альбомы нужны не только нам, но и нашим детям, внукам и правнукам как иллюстрация к истории рода. Они связующая нить времен, давно ушедшего прошлого, настоящего и будущего.
Галина БУЗАНАКОВА, заслуженный учитель России, лауреат многих премий, КировСемейный фотоальбом представляет для меня особую ценность. Снимки помогают воскресить в памяти картины давнего и сравнительно недавнего, порой полузабытого прошлого, свидетелем которых мне довелось быть. Вот фотография нашего «родового имения» – обычного деревенского, добротного и с выдумкой оформленного дома. Вспоминаю, как мы всей семьей строили забор. Мы с мамой, получив задание от папы, рисуем на картоне лекало для него. Мама – преподаватель физики и черчения, поэтому для нее это не проблема. По лекалу вырисовывается узор. Каждую штакетинку теперь нужно ножовкой обрезать, придать форму. Мой муж с сыном Антоном строгают и делают аккуратные дощечки. Дочка с наслаждением стучит молотком, прибивая новые, пахнущие свежим деревом реечки к забору.Уже вечер. В Рождественском тихо. Замолкли тюкание Машиного молотка и папина гармошка. Папа очень доволен: сегодня он только руководил нами и создавал нам настроение со своей подружкой-двухрядкой, сидя на им же изготовленном диванчике.Интерес к истории своей семьи как части истории своей страны – это не что иное, как понимание того, что ты не висишь в воздухе, ты не сам по себе находишься в этом мире – ты движешься в череде поколений, которые прошли по земле до тебя. Когда были живы мои родители, старые фотоальбомы хранились у них, и мы, приезжая, всегда все вместе рассматривали их. Если эти снимки правильно выстроить, то можно получить неплохую иллюстрацию перехода семейной традиции от поколения к поколению.Нам дороги эти снимки. Вот на одной запечатлена плотницкая бригада из деревни Бусыгино Яранского района Кировской области. Слева – мой дед, Дмитрий Емельянович Галиков, отец моего папы, прадед наших детей, прапрадед наших внучек. Крайний справа – папа, Вадим Дмитриевич. Дед Дмитрий – в гимнастерке, в брюках-галифе (фотография послевоенная: еще много лет после войны мужчины ходили в военном). Кстати, когда рассматриваю фотографии, удивляюсь: скромно, но опрятно выглядели сельские жители, а главное – доброжелательство на их лицах.Когда в Бусыгино организовался колхоз, Дмитрий Емельянович Галиков был избран председателем. Дедушка был очень жизнерадостным, балагуром, прекрасным гармонистом. Его не стало, когда я училась в десятом классе, но до сих пор отлично помню интонации его голоса, когда он пел «Коробушку». Дом в Бусыгине стоял недалеко от реки Ярань, которая весной широко разливалась. В Бусыгине у всех были рыболовные снасти, которые изготовляли сами. Рыболовством занимались все, но не было жадности, алчности – ловили столько, чтобы на семью хватило.Вот еще на одном снимке мой отец Вадим Дмитриевич с гармошкой и сыном Андреем у своего дома. Рядом мой сын, его внук Антон с гитарой. Он и сейчас любит на завалинке вечером посидеть то с баяном или гармошкой, то с балалайкой. Сейчас дедушки рассказывают, что и в доме моего прадеда Дмитрия всегда гармошка была. Другой прадед, Емельян Михайлович, любил петь. Так что уже много поколений живет песня в нашем роду, а песня, как известно, душа народа. Кирилл СОБОЛЕВ, ВладикавказКогда я смотрю на снимки моих бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, то мысленно переношусь в их далекую эпоху, в годы, которые либо не помню, либо не застал. Они уносят нас и в недавнее наше прошлое – в детство, юность, в историю жизни своей собственной семьи.Когда-то семейные фотографии были большой ценностью. Помню, как трепетно относилась бабушка к своему альбому. Хранила его в специальной коробке. Он был в дорогом сафьяновом переплете. Вместе с нами, своими внуками, она любила просматривать эти снимки, при этом рассказывала не только о том, кто на них изображен, но и как кого звали, чем они занимались, каким характером отличались. Мы с удовольствием пытались найти свое сходство с нашими предками. Я и мой брат Константин очень хотели походить на прадеда, геолога по профессии. Хотели быть такими же смелыми, мужественными, сильными, каким мы видели его на фото и каким нам представила его бабушка.С помощью просмотра семейного альбома ребенок познает мир, разные эпохи, разные времена. И даже если он один у родителей, то и тогда ощущает себя окруженным многочисленными родственниками. К сожалению, сегодня технический прогресс обесценил фотографии. Теперь мы обычно смотрим их на экранах компьютеров, на мобильных. И они воспроизводят такое же ощущение, те же чувства, что и чтение книги не «живьем», а в Интернете. Теперь снова, хотя и медленно, появляется мода на семейные фотоальбомы. Ко мне (я не только художник, но и профессиональный фотограф) приносят старые, пожелтевшие снимки начала ХХ века, а то и XIX, времен войны и более поздние, потому что качество их было довольно низким. Владельцы просят отреставрировать. И когда я им возвращаю обновленные снимки, радуются как дети. Марина КОНДРАТЬЕВА, кандидат исторических наук, Московская областьВ старые времена (в 70‑80‑е годы), когда ко мне приходили гости, особенно если это были родные, я показывала им свой семейный альбом. И начинались воспоминания… Эта традиция, к счастью, передалась моим детям и внукам. И не только с друзьями, а сами по себе они время от времени обращаются к старым фотографиям нашего рода. Для них это что-то наподобие встречи с родственниками, которых уже нет или которые живут в другом городе, а также возможность посмотреть на себя со стороны: каким я был 10, а то и 20 лет назад, какими были тогда родители, бабушки с дедушками. Так они мысленно возвращаются в прошлое – детство, юность. И если старые семейные фото уничтожаются, с ними теряются маленькие семейные истории. Листая семейный альбом, я каждый раз ловлю себя на том, что гораздо приятнее видеть фото на бумаге, чем на экране. При этом создается эффект присутствия всех членов семьи. Как будто я у них в гостях побывала или они у меня.Недавно я ушла на пенсию и стала приводить в порядок наши семейные альбомы. В одном размещены мои родственники по отцу, в другом – родные по материнской линии. Вот, скажем, единственный снимок, сохранившийся с дореволюционных времен. Это мой прадед Александр Иванович Самсонов. На меня, как живой, смотрит офицер царской армии, который в 23 года ушел воевать в Первую мировую войну, где и погиб. У него осталась дочь Елизавета – моя бабушка. Рядом снимок, где бабушка Лиза со своими дочками – Машей и Варварой – моей мамой. Есть десятка два фото, где я с родителями. И больше от того времени почти ничего не сохранилось. Хочется верить, что культура семейных альбомов возродится. Американская писательница Сюзен Сонтаг писала в своей книге о фото: семья с помощью фотографии создает свою портретную историю, где есть ряд изображений, свидетельствующих о ее единстве.
Комментарии