search
main
0

Семейная реликвия. Награда рабселькору

– Вот полюбуйтесь, – Александр Степанович Вишняков протягивает мне пакет. – В нем бесценные реликвии из домашнего архива.

Нынешний член-корреспондент Российской академии образования, доктор философских наук, профессор Вишняков держал в руках первые номера «Учительской газеты». Нет, не думайте, не высчитывайте, сколько же ему лет. Александр Степанович бодр, подтянут и еще много работает, руководит аспирантами.

– Вот только домашними архивами по-настоящему некогда заняться, – сетует он. – Фотографии надо разобрать по годам, а то сразу не найдешь ничего. Ведь мой отец Степан Пулович Вишняков был сельским учителем и «Учительскую газету» выписывал с 1924 года. А мама Мария Ивановна по поручению общества «Долой неграмотность!» обучала взрослых. Номера «УГ» в нашей семье хранились бережно. Разумеется, я был маленьким, и мое внимание привлекали прежде всего фотоснимки. А отец ночами при свете керосиновой лампы засиживался за столом со свежим номером «Учительской газеты».

С «Учительской газетой» связана жизнь не одного поколения. Тридцатые годы. Начальная школа в селе Янышеве, что в Чувашии. У первого учителя Степана Пуловича Вишнякова та же задача, что и у просвещенцев всей страны, – одержать победу на культурном фронте. И верной помощницей в этом деле становится «Учительская газета».

– Мы получали, помню, несколько газет, журналов по подписке, – рассказывает Александр Степанович Вишняков – Часть корреспонденции отец обычно раздавал сельчанам по их просьбе. Но одну из газет он сразу откладывал в шкафчик, чтобы прочитать в свободную минуту с карандашом в руках. Это была «Учительская газета». Отец всегда напоминал мне, старшему в семье: «Береги ее от малышей, могут порвать, а это моя спутница».

Однажды почтальон принес отцу пухлый пакет: «Распишись в получении, Степан Пулович. Из самой Москвы пришло». Я, конечно, не имел представления, что же содержалось в столичном пакете. Запомнился четкий адрес на конверте: «Наркомпрос РСФСР, ГУС». Позднее отец рассказал мне, взрослому, что посылал в газету письмо с вопросами по школьным делам. Он был безмерно рад, что получил разъяснение из Москвы от ученых Государственного ученого совета. Этот пакет он брал с собою на волостной сбор учителей, чтобы показать коллегам.

Александр пошел по стопам родителей. Закончил школу, Канашский педагогический техникум. В тридцатые годы начал сотрудничать с «Учительской газетой». Писал о том, что было близко, что волновало. О нуждах школы, интересных делах, о заботах учительства. Появление на газетных полосах маленькой корреспонденции в десять строк было большим праздником. Как правило, об этом все узнавали и поздравляли именинника.

– Уже будучи учителем, – вспоминает профессор Вишняков, – я с особым волнением брал в руки очередной номер газеты. И большой радостью стало награждение меня Почетной грамотой ударника-рабселькора.

История получения грамоты такова. Весной 1934 года редколлегия «ЗКП» собрала в столице многих своих корреспондентов. Александр Степанович тоже получил телеграмму с приглашением.

– Собрались все мы в первый день в помещении редакции на улице Герцена, – вспоминает профессор. – Скромная обстановка, всего лишь несколько небольших комнат, простенькая мебель. Нас, иногородних, немного – человек двадцать пять. Остальные рабкоры – москвичи. Нас тепло встречали во всех отделах редакции, секретариате. Мне, корреспонденту из глубинки, было интересно общаться с такими известными авторами, как Чередниченко из Киева, Фридлянд из Нижнего Новгорода, Неклюдов из Ашхабада, Смагин из Пензы…

Известно, что заключительная встреча участников совещания состоялась в Доме союзов. Об этом сообщалось в «ЗКП». В президиуме – Н.К.Крупская, заместитель наркома просвещения Эпштейн. Надежда Константиновна поблагодарила всех присутствующих корреспондентов за материалы с культурного фронта. Было принято решение о награждении грамотами и премиями особо активных рабселькоров.

– Как я распорядился наградными деньгами? – улыбается Александр Степанович. – Сберег до лета и купил на них новый велосипед. Он долго мне служил, и когда я в школе работал, и когда в роно. Использовал этот транспорт в своих поездках по школам района.

Грамота сохранилась. Вот она перед вами – семейная реликвия.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте