Семья – один из древнейших институтов, которые пережил целые эпохи. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обходится без семьи. В прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от его возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны помочь семье в воспитании и образовании ребенка. Важная задача дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Семейный детский сад (СДС) – одна из вариативных форм дошкольного образовательного учреждения, созданная для многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Это структурное подразделение дошкольного образовательного учреждения, к которому он прикреплен. Семейный детский сад предоставляет родителям многодетных семей возможность трудоустройства, не прерывая процесса воспитания детей; значительно изменяет статус мам, которые проходят профессиональную курсовую подготовку по специальности «воспитатель семейного детского сада»; дает возможность для развития, введения их в образовательный социум; наконец сокращает очередность в детские сады.На базе детского сада №1739 «Непоседы» есть три структурных подразделения «Семейный детский сад», реализующие общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с уставом, в них воспитываются 11 детей в возрасте от 2 до 7 лет из многодетных семей микрорайона Южное Тушино.Создавая СДС, мы понимали, что это такая форма дошкольного учреждения, при которой должна учитываться его специфика: мамы-воспитатели имеют разный уровень образования, разный возраст, братья и сестры в таких группах тоже разные по возрасту. Семейный детский сад, по сути, – это многодетная семья, в которой мама становится воспитателем, умеющим организовать интересную, разнообразную деятельность детей в течение дня: игры, занятия, развлечения, опыты и эксперименты. В осуществлении воспитательно-образовательной работы маме-воспитателю помогают руководитель учреждения, старший воспитатель и другие специалисты детского сада, которые дают рекомендации маме и при необходимости проводят индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми. Чтобы наладить работу СДС, мы провели встречу с воспитателями структурных подразделений, выявили потребности, особенности, возможности каждой семьи в целом и педагога в отдельности. У каждой семьи свои интересы и приоритеты в воспитании детей, но их всех объединяет любовь к прекрасному. Одни увлекаются театрализованными постановками в домашнем театре, другие – пением и игрой на музыкальных инструментах, третьи любят рисовать и заниматься дизайном. После проведенной встречи с мамами, изучения данных анкет, наблюдения за детьми во время посещения детского сада и в домашних условиях специалисты наметили направления работы с каждой семьей, учитывая ее специфику. В первую очередь стояла задача вооружить воспитателей семейных детских садов знаниями и умениями по обучению и воспитанию детей дошкольного возраста. Для этого мы проводили консультации, открытые просмотры занятий, мастер-классы, семинары-практикумы. Все мамы-воспитатели прошли курсы повышения квалификации при Московском институте открытого образования по теме «Московский проект «Семейный детский сад».В помощь мамам-воспитателям мы предложили посещение занятий с участием воспитателя по физкультуре, музыкального руководителя, инструктора по плаванию, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога. Все с желанием приняли предложение и включились в совместную работу. На начальном этапе специалисты работали с каждой семьей индивидуально, но практика показала, что такие занятия не позволяют в полной мере решить задачи социализации детей. На совете педагогов, совместно обсудив проблему, мы предложили проводить интегративные встречи. Теперь встречи проводим один раз в неделю. Они включают в себя комплекс игр и упражнений с логопедом, педагогом-психологом, социальным педагогом. Такие занятия позволяют развивать речь детей, способствовать их психическому и художественно-эстетическому развитию, формировать у них навыки общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Педагоги стараются разнообразить содержание и тематику встреч, подбирают различный игровой материал, музыкальное сопровождение для игр, упражнений. Логопед проводит для СДС и индивидуальные, и групповые занятия. На индивидуальных занятиях ведет коррекцию дефектов звукопроизношения и фонематических процессов в зависимости от нарушений, выявленных у каждого конкретного ребенка. На занятия с группой выносятся те виды работы, которые будут полезны всем детям независимо от возраста и состояния речи. Социальный педагог постоянно совершенствует содержание и формы работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка на занятиях в детском саду и в семье. Согласуя свои действия с семьей, старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания. Работа социального педагога направлена на формирование педагогической культуры родителей в совместной деятельности родителей и детей. Его задача – заинтересовать педагогов СДС, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. Деятельность педагога-психолога включает в себя индивидуальную и групповую работу с детьми и воспитателями семейных детских садов. На начальном этапе он проводит диагностику и выявляет особенности психического и эмоционального развития детей, после чего выстраивает программу индивидуальной работы, подбирает необходимые рекомендации для воспитателей семейных детских садов. Индивидуальная работа – важный аспект в работе с детьми и родителями, но для семейных детских садов актуально приобретение коммуникативных навыков, так как дети в основном общаются только в кругу своей семьи, родители загружены насущными проблемами. На основании этого возникла необходимость организации интегративных встреч, на которых много времени уделяем совместному творчеству детей и родителей. Детям и родителям при поддержке специалистов дошкольного учреждения предоставляется возможность заниматься единым делом, в котором взрослые и дети – равные партнеры. Основная цель – расширить круг общения участников встреч, помочь им научиться взаимодействовать в коллективе.Одной из первых была интегративная встреча «Детский сад – наш общий дом», ее цель – создание безопасного пространства для общения и условий для самовыражения, а также объединение всех участников педагогического процесса общей деятельностью – игрой.Не сразу воспитатели семейных детских садов признали важными комплексные занятия, поначалу они заняли позицию сторонних наблюдателей, старшие дети с желанием участвовали во всех предложенных играх и упражнениях, младшие дети наблюдали за происходящим, находясь у мам на руках. Бывали такие ситуации, когда дети просто вставали и начинали ходить по залу. Все ситуации, которые могут возникнуть в течение занятия, невозможно прогнозировать, так как дети ведут себя спонтанно, неожиданно, и педагоги должны быть готовыми к импровизации. У специалистов, организующих занятия, всегда есть в запасе несколько упражнений дополнительно к тем, которые предусмотрены в сценарии. Особенно хорошо в таких ситуациях использовать игры со стихами, где есть ритм, который способствует концентрации внимания и организации детей.С каждым последующим занятием мамы-педагоги из сторонних наблюдателей становились активными участниками и даже стали сами предлагать тематику предстоящих встреч. Например, семья Куприяновых предложила тему «Организация домашнего театра». Социальная ситуация жизни ребенка приводит к возникновению специфических видов его деятельности с взрослым – эмоциональное общение в младенчестве, раннем возрасте и деловое сотрудничество в дошкольном детстве. Таким образом, усвоение детьми общественного опыта происходит в активной форме, то есть в процессе активного взаимодействия с взрослым, когда ребенок выступает как личность, наделенная своим особым отношением к другим. Какова бы ни была форма общения, в любом случае теплые эмоциональные отношения и контакты ребенка с родителями будут способствовать становлению более эффективных взаимоотношений подрастающего человека с окружающими людьми. Интегрированные встречи позволяют не только детям, но и мамам-воспитателям общаться между собой и обмениваться опытом в воспитании детей, приобретать навыки игровой, познавательной и продуктивной деятельности. Исходя из отзывов участников встреч, можно сделать вывод, что мамы-воспитатели получают эмоциональный заряд и возможность отдохнуть от бытовых нагрузок. На встречах создается особая атмосфера, в которой происходит истинное сближение родителей, детей, педагогов, формируются определенные модели общения с ребенком, повышается уровень педагогических знаний и умений, активизируется позитивное мышление, помогающее избегать и преодолевать трудности в воспитании детей. Таким образом, создаются условия для гармоничного развития детей. Елена ПАНИКОВА, заведующий детским садом №1739 «Непоседы»; Елена ИВАНОВА, старший воспитатель детского сада №1739 «Непоседы»
Комментарии