Человеку, выросшему в русской школе, не сразу удается правильно запомнить, как называется должность Маргариты Ваелма в финской школе. Она вполне определенно очерчивает круг своих обязанностей: помогать детям, у которых возникают трудности. На уроке, на перемене, в группе продленного дня. Трудности в чтении, счете или в общении с людьми. «Это значит – помощник учителя», – соображаю я. «Помощник ученика», – терпеливо поправляет Рита. Русский язык для нее родной, и Рита очень тонко улавливает все его оттенки. Можно сказать, наверное, что в конечном счете у ребенка и у педагога задача общая – добиться, чтобы некий объем знаний был надежно усвоен. Тогда какая разница, назову я ее помощницей учителя или ученика? Маргарита считает, что разница принципиальная. Тот, кто учит, может справиться со своими проблемами сам. У того, кто учится, положение намного сложнее. Ему приходится постоянно меняться, перестраиваться, включать все свои способности, даже те, которые прежде дремали. Это относится к детям, у которых со здоровьем все в порядке. А бывают еще и больные, страдающие разными отклонениями. Им тем более нужна постоянная профессиональная помощь. В том числе и на уроке в классе, где они учатся вместе со здоровыми.
Не все тут можно объяснить словами. Рита предлагает посидеть вместе с ней на уроках, понаблюдать за жизнью детей на переменах. Но у меня нет командировочного удостоверения и никакой договоренности с администрацией. В маленьком финском поселке я просто гость. Школа здесь самая обыкновенная, муниципальная. В младших классах – с первого по шестой – учатся 133 человека. Есть старшие классы – с седьмого по девятый, и есть гимназия. В начальной школе работают семь учителей и четыре помощника. Число помощников зависит от потребностей учеников. Есть еще так называемые особенные учителя для занятий с особенными детьми. И приезжие: преподаватели иностранных языков, финского, математики. Если класс большой, его разбивают на группы для занятий по этим предметам, и тогда нужны дополнительные силы. Захочет ли ректор Сусанна Рантала, чтобы по школе целый день бродил посторонний человек? Рита не сомневается, что возражений не будет. Только без разрешения родителей нельзя фотографировать детей и выносить за пределы школы разные сведения о них. Все работники детских учреждений дают подписку о неразглашении, за нарушение которой их могут привлечь к уголовной ответственности. Права ребенка соблюдаются здесь очень строго.
Пообещав не нарушать все эти правила, я пускаюсь в путешествие, которое, как и ожидалось, оказывается чрезвычайно интересным. Может быть, как раз потому, что финских слов я знаю совсем мало. Зато как важны и красноречивы жесты, мимика, краски, общий звуковой фон и прочие детали, на которые мы почти не обращаем внимания, занимаясь разговорами!
С первых же шагов, едва переступив порог, понимаешь, что люди здесь живут иначе, чем мы. Никакой охраны. Ни вахтеров, ни гардеробщиц. Да и гардероба в нашем понимании нет тоже. Вешалки для одежды есть и в коридорах, и в рекреациях. Обувь снимается сразу у порога. Дальше дети идут в носочках. Чаще всего – белых. Редко кто приносит с собой тапочки. И что поражает сразу – нет привычного школьного гула, крика, визга. Может быть, оттого, что в финской школе взрослые не кричат на детей, действительно уважая их права и достоинство, сами дети тоже не очень шумят. Бегают, смеются, разговаривают, но как-то негромко.
В первом классе меньше двадцати человек. Учебные столики стоят полукругом, и дети могут вставать, ходить, хотя это не очень поощряется. Маргарита устраивается рядом с мальчиком, которому явно не сидится на месте. Тихонько перелистывает с ним учебную тетрадь, водит карандашом по картинке. Мальчик русский, ему трудновато на уроках финского языка, особенно когда учительница читает какие-то тексты. Можно предложить ему порисовать, раскрасить картинки, чтобы не вскакивал и не вертелся. Этим и занимается сейчас Рита. Одновременно что-то шепчет на ухо, поглаживает по голове. У другого в тетрадке не дописаны буквы. Помощница тихо и терпеливо показывает, как нужно доводить до конца все линии. При этом оба улыбаются.
Далеко не со всеми найти контакт так легко. Маргарита уже сталкивалась со случаями, когда ребенок общается очень избирательно и со своими сверстниками, и со взрослыми. Такой и в помощники себе не всякого возьмет. «Терпим. Ждем, – говорит Рита. – Подрастет – переменится».
На перемене вспыхивает конфликт с непокорной второклассницей. Пробегая по коридору, она на ходу дернула чью-то курточку на вешалке. Бдительная подружка незамедлительно доложила об этом их учительнице Улле Лайси. Улла догонять нарушительницу не стала, предложила разобраться позже, и дети вполне мирно играли на перемене. Лишь перед звонком на урок я увидела, как несколько второклассников – видимо, свидетели – вместе с Уллой обсуждают случившееся. В итоге виновница вполне добродушно протянула руку доносчице, и они с большой важностью обменялись долгим рукопожатием.
Да что случилось-то? А очень важное событие. В этой стране строго-настрого запрещается не только брать чужие вещи, но даже трогать их. Нет греха страшнее, чем покушение на чужую собственность. Это свято, это в крови. Но нужно все-таки отличать злоумышленника от человека, нарушающего эту заповедь по незнанию. Нельзя сразу обвинять, карать, сначала нужно понять, почему человек поступает так, а не иначе. Улла преподносит этот урок своим второклассникам деликатно, без нажима. Девочка-то приезжая, ее поступок – простая небрежность. Она пока еще не умеет вести себя по-фински, это человек другой культуры. Ничего себе вывод! Но и бдительность одноклассницы – урок для всякого новенького. В образе жизни многих европейских, да и американских народов сообщение в полицию о непорядках в семье соседа – дело обычное и даже почетное. Никакая полиция не может поддерживать порядок в государстве, если ей не помогает само население. Но как помогать, если вмешиваться в чужую жизнь запрещено законом? Остается только сообщать тем службам, которые вмешиваться обязаны. В Финляндии каждый гражданин обязан сообщать властям о случаях насилия над ребенком в семье, даже если это стало известно ему только из разговоров детей.
На переменках в школьном дворе бросаются в глаза яркие куртки дежурных учителей. Любые конфликты следует разрешать только с их помощью. Ни в коем случае нельзя дать сдачу, если тебя ударили. Тогда ты будешь виноват так же, как тот, кто начал.
А дети, случается, все равно дерутся, бывает, дразнят приезжих, неохотно учатся. Тогда все учителя вместе с помощниками стараются разгадать сложные особенности разных темпераментов, понять, нет ли тут редкого психического отклонения, с которым можно справиться при помощи врача. Наблюдательные помощники играют в таких случаях роль исключительно важную. Именно они успевают заметить мелочи, которых учитель может и не увидеть. Например, мальчик неохотно участвует в обсуждении текстов, которые нужно самостоятельно прочитать на уроке. Почему? Плохо понимает прочитанное? Оказывается, он очень медленно читает «про себя» и просто не успевает понять то, что другие дети быстро улавливают в тексте. Его не ругают, не подгоняют. Если нужно, помощник позаботится, чтобы школа приобрела для него учебник с аудиозаписью, чтобы ребенок вместе со всеми мог обсуждать содержание. А скорость чтения придет после дополнительных упражнений. Или не придет. Но человек должен чувствовать себя равным. Если для кого-то общепринятые способы обучения трудны, помощники постараются подобрать ему другие – с использованием музыки, картинок, движения. Рита, например, в свое время окончила музыкальную школу. Она прекрасно рисует, занимается танцами, а кроме того, училась на специальных курсах, которые готовят помощников ученика, и получила соответствующий диплом. Принимают на курсы только тех, кто успешно пройдет специальное тестирование.
Как давно мы все это слышим! И про безоценочный подход к ребенку, и про развитие его способностей! Как часто и прежде, и теперь повторяется истина, что именно с маленькими детьми, начиная с детского сада, должны работать самые опытные, самые тонкие дидакты и методисты, психологи, способные заметить особенности в развитии малыша. Понять, каким образом следует поддерживать природную любознательность, как отвечать на первые вопросы, чтобы ему захотелось задавать новые. Сначала – взрослым, потом – самому себе. Кое-какой опыт мы, конечно, уже накопили. Но помощник ученика – это для нас пока роскошь, как и умение искренне ценить и уважать любого ребенка. Детей воспитывает, как известно, не только школа. Если в обществе у нас постоянно пропагандируется острая состязательность, люди настраиваются на высокие успехи и удачную карьеру любой ценой, могут ли эти страсти обойти стороной школу? Ну да не о нас речь! В Финляндии совершенно неуместными оказались не только вопросы о лучших учениках, но и о лучших учителях, а тем более – лучших школах. Соревноваться хорошо в спорте. В жизни должны быть и другие движущие силы. Учителя, конечно же, отличаются друг от друга. Один очень силен в математике, у другого замечательно получается урок финского языка или рисования. В той школе, где я была, они даже договариваются между собой, кто у кого в классе проведет свой лучший урок «на замену». Но это не значит, что кто-то вообще лучше всех. И школа не бывает сильной или слабой. Как вы уже поняли, число учителей разной квалификации постоянно меняется в зависимости от потребностей, и каждый ребенок имеет возможность овладевать знаниями в том объеме, в каком он лично может овладеть на этом, самом важном начальном этапе.
Санкт-Петербург – Виройоки
Секреты профессии от Маргариты Ваелма
Профессия «помощник ученика» появилась в Финляндии в начале 80-х годов. Каждый имеет право на бесплатное среднее образование независимо от своих особенностей, и наша задача – помогать в процессе обучения детям, по каким-то причинам не справляющимся с обучением (инвалидность, болезни, психологические особенности, переселенцы…). Цель работы – максимально задействовать способности ученика, поддерживать и направлять развитие самостоятельности. Место работы – школа, детский сад, группа продленного дня, больница.
Примерные обязанности помощника ученика:
Помогать учителю готовить учебные материалы и пособия. Это необязательно, но мы часто делаем все вместе.
Помогать ученику в процессе обучения (здесь важно не перестараться и не делать за ученика работу, которую он может осилить).
Замещать учителя на уроках в его отсутствие (болезнь, курсы и др.).
Участвовать в воспитательном процессе, т. е. быть рядом с детьми в качестве взрослого. Часто дети в будничной рутине ближе к помощнику, чем к учителю, и это помогает ему делать наблюдения и потом вместе с учителем вырабатывать тактику помощи.
Участвовать в планировании организации обучения и оздоровления ученика.
Управлять процессом обучения (вместе с учителем).
Участвовать в мероприятиях по оздоровлению учеников: посещения физиотерапевтов, восстановительная гимнастика, логопед.
Дежурить на переменах, в столовой и других местах.
Помогать в будничной школьной жизни тем, кому по болезни трудно самостоятельно справляться с повседневными проблемами: одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, передвигаться по школе.
Дежурить при отправке детей домой на такси и на автобусе и при необходимости сопровождать ученика домой и в школу.
Участвовать в работе группы продленного дня и в других мероприятиях, организованных школой (поездки, лагеря, спортивные соревнования).
Быть связующим звеном в работе ректора, куратора, медсестры, работника столовой.
Обучать ученика пользоваться подсобными материалами и быть для него связующим звеном с внешним миром.
Ухаживать за учеником: давать необходимые лекарства, измерять сахар в крови, оказывать первую помощь.
Мы должны:
знать фазы развития человека (особенности мышления в данном возрасте, что должен уметь делать);
владеть школьной программой настолько хорошо, чтобы при необходимости заменить учителя;
знать, какие факторы влияют на развитие личности;
иметь начальные знания по воспитанию, психологии, обществознанию, здравоохранению, педагогике и коррекционной педагогике;
знать причины возникновения отклонений в развитии личности и здоровье ученика;
уметь пользоваться коммуникационными приспособлениями, помогающими ученику общаться с окружающим миром;
уметь пользоваться лекарственными препаратами и медицинскими приборами, необходимыми в каждом конкретном случае;
знать письменный и устный финский язык, иметь начальные знания по шведскому и английскому, языку для глухонемых.
Необходимые личные качества в работе:
умение общаться с учителями, учениками и их родителями, другими участниками учебного процесса;
умение рукодельничать, рисовать, изготавливать различные поделки;
умение быстро находить и принимать решения в нестандартных ситуациях;
уметь поддерживать и расширять достаточный для конкретной работы уровень медицинских знаний;
умение работать с одним учеником, одновременно держать под наблюдением группу;
умение управлять, держать внимание группы (класса);
в качестве взрослого обеспечивать безопасность ученику(-кам).
Комментарии