search
main
0

Семь раз отмерь, или Торжество самодисциплины

За что бы ни взялся Михаил Степанович ТУНИК, все должно быть сделано безукоризненно: такая у него привычка. Родился и вырос наш герой в маленькой деревушке Оконешниковского района Омской области. Родители – ветераны Великой Отечественной войны – познакомились на фронте. Мама – санитарка, отец служил в танковых войсках.

Детей в большой семье было семеро: три брата, четыре сестры. Михаил – старший. Вырос, несмотря на полуголодное послевоенное детство, настоящим богатырем. Сразу после школы, в 1965 году, предложили ему стать заведующим сельским клубом в деревне Язово. Восемнадцатилетний мальчишка начал с того, что, попав на первое мероприятие в клуб, немедленно его закрыл. Вот уж возмущались завсегдатаи заведения, даже побить новенького директора по­обе­ща­ли. Но Туник не уступил. Пыльное, неухоженное помещение, в котором от запаха табака топор можно было вешать, в понимании Михаила Степановича центром культуры села не являлось. Собрал комсомольцев, своими силами сделали ремонт. На маслозаводе выпросил рулон марли, собственноручно покрасил – на окнах учреждения появились шторы. Радиоприемник «Родина» и усилитель к нему собрал сам практически из мусора – выручил технический склад ума. Помогло и умение рисовать – оформил наглядность: в «главном зале» землянки, где располагался клуб, нарисовал репродукции на известные картины. Сколько было бессонных ночей, не помнит, но сельчане труд молодого человека оценили – курить и щелкать семечки в клубе перестали, постепенно привыкли снимать шапку, покупать входной билет.

Через полгода Туник открыл новый клуб на 150 мест – кирпичный, оштукатуренный. Два зала, рабочий кабинет, электрическое отопление, огороженная территория. Создал из того, что было в Язовском клубе, фольклорный ансамбль. Гитару, балалайку, гармошку, мандолину, баян, на котором по ночам учился играть, на первых порах собирали по домам. Но уже через полгода сыгрались так, что местных артистов на Омское радио пригласили.

Язовский клуб в соцсоревнованиях занимал первые места в Оконешниковском районе. Силами актива села построили танцевальную площадку. Сколько таких строек было в жизни Туника – не пересчитать! А ведь никто не заставлял, понимал сам – надо! Делал и других увлекал.

– Я без работы никогда не жил и не живу, – говорит он. – До коммунизма мы не дожили, но коммунистические заповеди запомнил хорошо. Одна из них: человек славен трудом и только в труде может быть счастлив.

В 1968 году Михаила Степановича перевели директором Оконешниковского районного Дома культуры. Он стал солиднее, но по-прежнему работал с юношеской прытью. Создал вокально-инструментальный ансамбль, открыл любительскую киностудию, стала активнее агитбригада, на каждом предприятии начали организовывать художественную самодеятельность. И, конечно, Туник занялся строительством летней танцевальной площадки – уже районной.

– Человек должен быть в центре событий, – уверен Михаил Степанович.- Иначе жить неинтересно.

Оконешниковский районный Дом культуры быстро стал первым в соцсоревнованиях области, а Туника перевели на должность заведующего районным отделом культуры. В этой должности встретил трех молодых специалистов, направленных в район после окончания культпросвет­училища. Три девчонки, одна другой краше. Начинающий хореограф с большими глазами и тонкой талией стала его женой. Вместе с Любовью в любви и согласии прожили они 46 лет. Любовь Фоминична давно превратилась из коллеги в боевую подругу, единомышленницу, самого близкого человека. Столько пережито, что не расскажешь чужому человеку, даже если он корреспондент газеты. Улыбаются, глядя друг на друга, и лишь вскользь замечают:

– Было всякое: и радость, и горе…

В 1977 году Туники переехали в Таврический район – Михаил Степанович и тут стал директором районного Дома культуры.

– Каждая пятилетка – новая жизнь, – смеется он.

Неохотно рассказывает, что в Таврическом начинал с простого – учил подчиненных писать планы работы, вести журнал учета мероприятий, определять их цели и задачи. Преодолевал нежелание менять и меняться. Со смехом вспоминает, как в буфете обнаружил практически единственное наглядное пособие – большими буквами на полстены было выведено: «Яйцами и пальцами в соль не тыкать». Позже эта фраза легла в основу театрального этюда, который он придумал. Вместе с Туником Таврический районный Дом культуры вышел на передовые позиции: он создал не только вокально-инструментальный ансамбль, но и народный духовой оркестр, существующий до сих пор, правда, уже в Сосновском поселении под руководством Николая Плещева.

С 1981 года на протяжении десятка лет Михаил Степанович был директором кинотеатра «Россия». Первым и последним – так сложилась жизнь в стране: теперь в этом здании Дом культуры. Туник с командой устраивали кинобалы с любимыми музыкальными фильмами, вечера встреч с артистами кино и театра, придумывали детские и взрослые абонементы, создавали клубы по интересам. Много было хозяйственных вопросов, Туник, как всегда, строил и перестраивал, придумал новшество – цветочную галерею. Для этого менял освещение, закладывал часть стены. Афиши по-прежнему писал сам. Таврическая киносеть стала лучшей в области. К 50‑летнему юбилею образования СССР кинотеатр «Россия» Таврического района Омской области получил диплом первой степени как лучший во всей России.

До 1997 года Михаил Степанович был заведующим отделом культуры Таврического района. Начал красивое и большое дело, которое увлекло всех, – дни культуры хозяйств района. В каждом поселении свои изюминки, свои таланты и свои учреждения культуры – они и выступали на районной сцене, заявляя о себе, – ярко, зрелищно! Лучшие из лучших участвовали в областных днях культуры, представляя район. Начали работать центры казахской и немецкой культуры, которые успешно действуют по сей день. При участии Туника открылась картинная галерея в райцентре: он наладил связь между профессиональным сообществом художников города Омска и самобытными авторами Таврического. Эхо этой работы прошло через годы и смену строя в стране – только в Таврическом районе так много людей, занимающихся художественным творчеством.

А в 1997 году Туник стал предпринимателем – открыл небольшой цветочный магазин. Там сезонно продается собственноручно выращенная, а потому недорогая рассада, семена, удобрения, грунт. Дело тонкое, беспокойное, требующее сил, а Михаилу Степановичу в этом году исполнилось 75 лет. Выращивает он все, что можно культивировать в нашей природной зоне, называемой в учебниках по растениеводству зоной рискованного земледелия. До пяти часов уходит в засушливое время, чтобы полить всю рассаду. Семь раз за эти годы менял время высева семян, чтобы успела и чтобы не переросла. Он уверен, что пропадет что-то одно, а за ним потянется следующее и в итоге ничего не останется. Наверное, вот такая жесткая самодисциплина, о которой идет речь, и помогла ему, деревенскому мальчишке, стать тем, кем он является, оставить красивый след в культуре Омской области, создать крепкую семью, вырастить умных детей и внуков.

Галина СИБИРКИНА, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте