Только вуз. Это выбор многих выпускников школ. Все больше желающих стать юристами, экономистами. Только что же им останется подсчитывать в скором времени?
– Экономику создает производство руками рабочих, техников, инженеров. Очень хочется напомнить об этом педагогам и родителям: школа не только помогает выбрать профессию, но и влияет на развитие страны, – убежденно говорит директор Краснодарского машиностроительного колледжа Юрий Телешов.
Предприятия постепенно восстанавливают обычный рабочий ритм и больше всего нуждаются в молодых квалифицированных кадрах. Один из старейших и крупнейших на Юге России колледж готов выполнить любые заявки заводов: здесь сохранили подготовку по ведущим профессиям для производства.
– Мы считаем, что сейчас необходимы новые пути взаимодействия со школой, – размышляет Юрий Александрович. – И несколько лет назад одной из них предложили попробовать создать профильные классы. Идея – за время учебы в десятом-одиннадцатом классах изучить с ребятами программу двух курсов колледжа. Наши преподаватели тщательно проанализировали учебные планы и за счет вариативной части спланировали занятия. А так как мы работаем по государственным образовательным стандартам, с аттестатом зрелости и свидетельством об окончании двух курсов вчерашние ученики могли смело поступать сразу на третий курс любого техникума страны.
Выгода очевидна для всех: старшеклассники, не теряя времени, могут проверить свой выбор, способности. А при желании еще и получить одну из рабочих профессий – токаря, фрезеровщика, автослесаря. Мы сразу оформляем их слушателями и открываем полный доступ к своим лабораториям, мастерским, библиотеке. По трудовому соглашению между учебными заведениями составляется общий план, и преподаватели колледжа начинают проводить свои занятия в школе, обогащая опыт друг друга.
Тогда это предложение никого не заинтересовало, а сегодня оно становится очень актуальным. Машиностроители предлагают сотрудничество на любой вкус: в одной школе открыть профильные классы по технологии машиностроения, в другой – по ремонту оборудования, в третьей – по эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, в четвертой – автоматизации техпроцессов, в пятой – по экономике…
По этим и другим – всего по семи специальностям готовят сейчас ребят в самом колледже.
– Мы гордимся тем, что даже в самые сложные времена продолжали учить студентов необходимым производственным профессиям – станкостроению и технологии машиностроения. Лет пять назад спрос на них так падал, что закрывать было впору. Но мы понимали, что их надо сохранять для будущего подъема производства, Министерство образования поддержало нас в этом стремлении. И не ошиблось: теперь, после вынужденного перепрофилирования многих техникумов, именно эти профессии стали самыми дефицитными. Предприятия Кубани готовы принять всех наших выпускников, – признается заместитель директора Евгений Гончаров.
…В колледже постоянно изучали, какие еще специалисты необходимы региону. И нашли нишу: в крае никто не учил эксплуатации и ремонту автотранспорта – лет пять назад к двум основным специальностям колледжа добавилась и эта.
Оказалось, что на несколько тысяч километров вокруг никто не готовит техников для эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Изучили ситуацию, вспомнили, кстати, как лет тридцать назад в Краснодарском машиностроительном уже занимались бурильщиками – и освоили новую профессию.
Год за годом к ним прибавлялись другие: техники по эксплуатации электронных систем в автоматизированном производстве, ремонту промышленного оборудования, холодильных установок и, наконец, просто обязательные нынче экономисты и бухгалтеры.
Как водится, есть очное и заочное обучение, аттестация и аккредитация по всем специальностям, дополнительный год подготовки повышенного уровня.
В дополнение к основному делу учат предпринимательству, экономике, собираются готовить менеджеров, экологов…
В Краснодарском машиностроительном твердо убеждены: ценность техника, мастера, механика – не только в знаниях, но и в умении своими руками выполнять основные виды работ. Только так можно полностью разбираться в объемах заданий, специфике и трудностях, понимать проблемы подчиненных. А сегодня и подавно каждому руководителю нужен мастер на все руки.
В колледже ни изобретать, ни создавать ничего не пришлось. Вполне достаточно оказалось бережно хранимой десятилетиями традиции – успеть обучить каждого двум-трем рабочим профессиям в хорошо оборудованных мастерских.
Здесь оставили прежние жесткие требования к выпускникам: сдать экзамен, получить квалификацию по рабочей профессии. А те… на радостях осваивают вторую и третью. Приходят на небольшие предприятия начальниками участков, а могут заменить токаря, фрезеровщика, наладчика, водителя и даже бухгалтера! Такой специалист – мечта любого руководителя!
За последние три-четыре года студенты под руководством преподавателей переоснастили семь лабораторий. Они изготавливают оборудование, учебные стенды, действующие макеты станков. В действующие модели воплотились многие дипломные проекты. И хотя суперсовременного оборудования, к сожалению, нет, своими руками сделано все необходимое, в мастерских по-трудовому гудят станки, за компьютерами выполняются многие лабораторные задания…
Нет сказочных чудес – но есть реальное ежедневное бережное сохранение традиций, многолетнего опыта, материальной базы, есть анализ возможностей и точный расчет перспектив.
Директор – опытный производственник и заслуженный учитель России, половина всех преподавателей с высшей категорией, пять кандидатов наук. Здесь стараются дать знания и научить профессии, воспитать, увлечь спортом, организовать досуг в общежитии…
Похоже, все получается, коль на предприятия разных регионов неизменно приглашают отсюда ребят, а из двенадцати тысяч бывших выпускников многие теперь возглавляют предприятия, организации фирмы.
– Колледж всегда славился фундаментальной подготовкой для машиностроительных предприятий. И сегодня на нашем заводе треть инженерно-технических работников – его бывшие выпускники, – признается один из них – директор фирмы “Мехпромстрой” Вячеслав Лазарев.
– Никакие знания не заменят руководителю любого ранга реальной практики, которую дает машиностроительный колледж, – подтверждает другой – директор “Краснодарсельмаша” Юрий Боков.
А педагоги, как и положено, думают о будущем. Анализируют рынок труда, планируют встречи с руководителями – от директоров до начальников участков: какие профессиональные, личные качества нужны молодым специалистам сегодня? Учебные планы нового поколения будут создаваться по конкретным требованиям.
Любовь СУСЛОВА
Краснодар
Комментарии