search
main
0

Семь побед, и одна из них – у московского директора

Москвичи всегда успешно участвовали во Всероссийском конкурсе «Лидеры в образовании», который учредили «Учительская газета», Министерство образования и науки РФ, Рособразование, Профсоюз работников народного образования и науки РФ и Федерация Интернет Образования.

История

В самом первом конкурсе в 2000 году победителями стали сразу двое московских директоров: Сергей Казарновский (школа №686 «Класс-центр») и Евгений Ямбург (Центр образования №109).

В 2001 году победа досталась москвичу Михаилу Ильчикову – президенту Института международного права и экономики имени А.С.Грибоедова.

В 2002 году лидировал директор средней школы №1927 Вячеслав Кондрашов.

В 2003 году – вновь две лидерские позиции отвоевали: Владимир Яблонский, директор Учебно-методического центра по информационно-аналитической работе Департамента образования, и Александр Бодров, директор Московского автомобильного колледжа при АМО ЗиЛ.

В 2004 году в труднейшей конкурентной борьбе победы добилась директор Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции Зеленограда Людмила Руленкова.

В 2005 году победителями стали директор образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» №1762 Лариса Круглова и ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Владимир Тихомиров.

2006 год был для Москвы самым «урожайным» – сразу четыре победных места заняли директор школы-интерната №15 циркового профиля для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имени Юрия Владимировича Никулина Игорь Акопянц, директор московской кадетской школы №1779 «Московский музыкальный кадетский корпус» Михаил Горемыкин, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №183 Татьяна Данилина и директор Института открытого образования Финансовой академии при Правительстве РФ Анатолий Ланских. Всем победителям вручали главный приз – «Зерцало», выполненное по образцу зерцала, учрежденного царем-реформатором Петром Первым.

Участнице нынешнего конкурса «Лидер в образовании-2007» – директору средней школы № 1903 Галине Аникиной пришлось, пожалуй, сложнее, чем участникам прошлых конкурсов. Во-первых, она была единственной из москвичей, добравшейся до финального состязания. Во-вторых, опыт предшественников, которые получали заветное «Зерцало», немного давил: Галина Ивановна понимала, что проиграть нельзя. Конечно, настроенность на победу – дело хорошее, вот только трудно с таким грузом добиваться победы, тем более в номинации «Лидеры общего образования». Но у Галины Аникиной все получилось, хотя и волновалась она очень сильно.

Презентация

По условиям конкурса жюри сначала заочно знакомится с конкурсантом, изучая его работы. А вот второй тур – очный – становится личным знакомством жюри с претендентом на победу в той или иной номинации, когда можно или убедиться в верности выводов, сделанных на предыдущем этапе, или отказаться от них. Поэтому второй тур чрезвычайно важен для определения судьбы конкурсанта. Что же рассказала членам строгого жюри директор московской школы №1903 кандидат педагогических наук Галина Ивановна Аникина?

Наука

О важности подготовки учащихся к профессиональной деятельности, карьерному росту и жизненному успеху

Всегда интересно, какую тему выбирает учитель для своей кандидатской диссертации. Галина Аникина, директор школы, находящейся на окраине Москвы и собирающей детей не только из благополучных семей, своей главной задачей считает ориентацию учеников на продолжение образования. Этому она и посвятила свою кандидатскую диссертацию. Почему?

Образование, пишет Аникина, сегодня относится к ведущим факторам развития общественных систем, становления качественно новых технологий. Но в России, которая имеет богатые традиции и достижения в области фундаментального образования, значительная часть населения утратила представление об образовании как самоценности, поэтому родители и их дети оказываются неподготовленными к выбору адекватного образовательного маршрута в условиях диверсификации общего и профессионального образования. К тому же стратегии профессиональной ориентации старшеклассников, разработанные в прошлые годы, мало применимы в современных условиях, когда серьезно изменились и ситуация на рынке, и ментальность общества.

Сегодня, как установила Галина Ивановна, многие дети настолько убеждены, что можно работать мало, а получать много, что теряются перед требованиями работодателей, для которых важны ответственность, мастерство и профессионализм работника. Прагматическое, потребительское отношение к образованию, присущее значительной части выпускников школ и их родителей, негативно сказывается на духовном состоянии общества, снижает его духовно-нравственный потенциал, не может обеспечить сохранение и развитие общественной мысли, науки, производства. Вот тут многое может сделать школа, если она знает, как, в каком направлении ей нужно двигаться.

Если 71% старшеклассников желают достичь карьерного роста, но не знают не только, как это сделать, но и кем быть в принципе, то главная задача школы, по мнению Галины Аникиной, – обеспечить психолого-педагогическое сопровождение старшеклассников в период их самоопределения, моделировать ситуации выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределения каждого из них, ориентировать на продолжение образования. Причем если кто-то думает, что ориентация направлена только на обучение в высшей школе, ошибается: Галина Аникина считает, что педагогический коллектив должен принимать во внимание социально-экономическое, образовательное и социокультурное пространство современного мегаполиса, информационные потоки, которые влияют на выбор старшеклассниками образовательных маршрутов, в том числе запросы самых разных сфер экономики и общественной деятельности. В этой ситуации уже не может быть речи о поступлении в любой вуз, о получении любого высшего образования по принципу «лишь бы диплом иметь». Уже в школе старшеклассник может выбрать для себя как необходимую ступень и среднее профессиональное образование, если сознательно придет к такому выбору.

И в отдаленном московском районе директор школы может быть счастливым

Когда-то в Москве в тихом районе жила девочка Галя. Она так же, как и все дети, ходила в школу, была отличницей, заводилой во всех делах, сдавала нормативы мастера спорта по плаванию, и была у нее одна большая мечта – сделать какое-то большое доброе дело для людей. Судьба предоставила ей эту возможность. Когда девочка выросла, ее назначили директором школы в новом микрорайоне столицы.

Когда молодой директор приехала и увидела этот микрорайон, то поразилась тому, сколько вокруг пустырей, как мало здесь деревьев. Школы еще не было, и ее пришлось строить, в результате в микрорайоне появилась новая красивая школа, и единомышленники бывшей девочки Гали пришли в эту школу, чтобы вдохнуть в нее душу, чтобы здесь началась новая, интересная жизнь. В эту школу пришло так много учеников – 1300 человек, что школа стала работать аж в три смены.

Когда все ученики сели за парты и посмотрели в окно, то увидели дым, факел Капотни, и поняли, что вокруг нет ничего интересного. Это видели в окна и учителя, и директор. И тогда вдруг они все вместе подумали: все интересное должно быть в школе, в их доме. Тогда они стали действовать.

Сначала педагоги «выбили» себе блок начальных классов, и его строят для этой школы. В блоке начальной школы открывается экспериментальная площадка, которая начинает сотрудничать с Еленой Булин-Соколовой, и та начинает вместе с Аникиной создавать модель «Развивающей среды начальной школы». В рамках экспериментальной площадки в школе отрабатывают модель «два учителя в классе». Учителя-предметники закончили курсы ИКТ и в совершенстве владеют информационными технологиями. В школе уже есть три компьютерных класса, и педагоги-предметники ведут уроки совместно с учителями информатики. Дети с удовольствием посещают интернет-кафе, кабинет, где они могут отрабатывать сдачу экзаменов в форме ЕГЭ. Сегодня в школе уже вовсю идут мастер-классы в рамках этой площадки, открыты гимназические и лицейские классы, классы с углубленным изучением английского языка. То есть, находясь на самой окраине Москвы, школа Аникиной тоже вносит свой значительный вклад в работу столичной системы образования.

Зачем все это, почему? Для чего педагоги взваливают на себя тяжкий груз дополнительных забот? Потому и для того, чтобы школа стала центром образования, спорта, культуры, чтобы детям, живущим в дальнем микрорайоне Москвы, не нужно было бы ездить через всю столицу, теряя время и деньги родителей, чтобы найти себе занятие по душе. Они теперь все могут получить в школе, где учатся.

А район между тем застраивается, уже не видно факела Капотни, уже не ощущается обжигающего действия его пламени. В школе становится тепло от того пламени, которое разгорается в душах детей, потому что педагогический коллектив учится вместе с детьми и все учителя имеют уже по два высших образования, а есть и такие, что уже получили три и защищают кандидатские диссертации, потому что наука всегда помогает практике. И директор тоже учится: закончила аспирантуру в Московском городском педагогическом университете (кстати, школа получила премию Правительства Москвы за работу с московскими вузами), но кандидатскую диссертацию защищала в своем родном городе Волгограде, откуда родом ее мама. Дети видят, как учатся, не переставая, их наставники, стараются не отставать от педагогов и в конце концов создали свое научное общество.

Так шаг за шагом рождается добро, которое находит выход – школа становится участницей общероссийского движения «Добрые люди мира», а дети становятся участниками общероссийского движения «Добрые дети мира». В начале 2007 года в парке имени 860-летия Москвы, который входит в тройку самых больших парков Европы, мэр столицы Юрий Михайлович Лужков открыл памятник «Доброму ангелу мира». Добрый ангел освещает дорогу ученикам, освещает их творчество, ведет за собой, и коллектив школы помогает своим ученикам, это для педагогов – самое главное. Они хотят, чтобы дети учились в красивых и теплых классах, чтобы перед ними были добрые взрослые наставники. Дети с удовольствием приходят в школу, когда их встречают добром, когда им не дают назидательные уроки, когда процесс обучения имеет характер единого творческого порыва ученика и учителя. В этой школе педагоги помогают детям во всем.

Когда дети поняли, что учителя – их друзья, они открылись по-новому, начали еще лучше учиться, показывая педагогам, что их работа не проходит даром.

Недавно бывшая девочка, ставшая директором школы, поняла, что ее давняя мечта сбылась, что школа постепенно превращается из просто центра микрорайона, который она хотела построить вместе со своими коллегами, в Центр образования. Сегодня школа уже прошла аттестацию на получение этого нового статуса.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте