Мы уже привыкли к тому, что московское образование – это:- массовые высокие разнообразные образовательные результаты;- высокое качество столичного образования, подтвержденное результатами международных исследований и олимпиад;- удовлетворение запросов москвичей на разнообразные образовательные программы;- победы в конкурсах профессионального мастерства, в том числе для лиц с инвалидностью.Но так было не всегда.
Еще восемь лет назад Москва была городом образовательных контрастов. В июле 2009 года «Учительская газета-Москва» писала: «Столичное образование – это полторы тысячи школ, среди которых есть золотые крупицы, те образовательные учреждения, что успешно работают, создавая Школу будущего, нашу новую школу». Полторы тысячи и золотые крупицы – что называется, почувствуйте разницу.И этот разрыв постоянно увеличивался, образование, как ни удивительно сегодня об этом говорить, в начале 2010-х годов могло стать в Москве фактором как минимум социальной напряженности, а вероятнее всего – социального взрыва. Первый серьезный звонок прозвенел в январе 2011 года. «В Москве впервые лишили аккредитации целую школу за крайне низкое качество образования. Простая аттестация выявила, что старшеклассники едва знают математику: контрольную написало меньше половины учащихся. Еще хуже дела обстоят с русским языком и химией, а английский не сдали почти 70% школьников. Сергей Собянин уже назвал этот случай чрезвычайным. А вот является ли он уникальным?..» Это текст из репортажа о лишении аккредитации школы №874, желающие без труда могут найти в Интернете этот сюжет программы «Вести». Директора московских школ, интервью с которыми были включены в репортаж, однозначно утверждали, что подобное состояние образования на тот момент было характерно для большого числа школ Москвы и случай лишения аккредитации мог быть, увы, не единичным.По мнению экспертов, 60% выпускников школ в 2011-2012 годах не имели бы шансов на поступление в московские вузы. Они были неконкурентоспособными в сравнении со сверстниками из других регионов в условиях приема в вузы по результатам ЕГЭ. В этой ситуации необходимы были решительные действия.Настоящим спасителем столичной системы образования, без малейшего преувеличения, можно назвать постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. №86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве». Именно этот правовой акт заложил основы тех принципов, по которым московское образование сегодня успешно работает и развивается. Появился единый для всех школ – участниц пилотного проекта норматив финансовых затрат, установленный по высокому гимназическому уровню. Была введена новая система оплаты труда, подразумевающая зависимость оплаты труда от результата работы и как следствие рост средней заработной платы учителей, а также ограничение фонда оплаты труда административно-управленческого персонала.Важным требованием для всех образовательных организаций стало массовое качественное образование и наличие в этой связи внутренней системы оценки качества в каждой школе, а также обязательность независимых диагностик. Провозглашена информационная открытость школы. Повысилась роль общества в управлении школой – стал обязателен такой орган государственно-общественного управления, как управляющий совет. Основой всех начавшихся изменений стал принцип «самостоятельность в обмен на результат». Следствием этого стали три основных механизма, которые позволили системе образования Москвы преодолеть кризис:- формульное, или личностно ориентированное финансирование, при котором для всех школ устанавливаются равные, справедливые стартовые финансовые возможности, а в основе формул для расчета субсидий не статус образовательной организации, занимаемые площади или штатное расписание, а ученик;- рейтинг вклада школ в массовое качественное образование московских школьников, ставший возможным после выравнивания стартовых возможностей школ, мотивирующий педагогические коллективы на развитие самых разных детских талантов и не имеющий ни одного критерия, понижающего рейтинговые баллы школы за низкие результаты учеников;- публичная аттестация руководителей образовательных организаций, позволяющая назначать на должность директора людей понимающих, принимающих и умеющих решать задачи города. А у города две основные задачи: развитие человеческого капитала жителей и консолидация городских сообществ. Ключевую роль в решении обеих задач призвана сыграть система образования. Созданные с 2011 года условия, обеспечившие сегодня ценность каждого ученика для каждой школы, являются главными для успешной реализации этой миссии.О правильности выбранных механизмов говорят результаты московских школьников, педагогов, школ, колледжей и системы образования в целом. В полтора раза увеличилось количество детей в дошкольном образовании. При этом все дети от 2 лет 8 месяцев, чьи родители изъявляют желание, в считанные минуты получают сегодня место в дошкольной группе. Такое позорное для Москвы явление, как нездоровый ажиотаж вокруг отдельных школ и ночные костры рядом с ними накануне дня начала записи в первый класс, остались в далеком прошлом. В 2017 году 89% первоклассников пошли в школы в районах своего проживания, а для 60% процедура зачисления свелась к минимуму, они были просто переведены из дошкольной группы в первый класс этой же школы. По сравнению с 2010 годом итоги ЕГЭ демонстрируют значительный рост результатов по всем рассматриваемым категориям. Особенно показательно увеличение числа выпускников, набравших 250 и более баллов по трем предметам, – с 1,5 тысячи до 7,6 тысячи человек. Это говорит о том, что московские школы сегодня обеспечивают своим выпускникам высокую конкурентоспособность в сравнении с их сверстниками из регионов при поступлении в ведущие вузы. Анализ показателей приемных кампаний за последние 7 лет подтверждает это. Доля москвичей, поступающих на бюджетные места в университеты Москвы, увеличилась с того времени в разы. Результаты участия учеников московских школ во Всероссийской олимпиаде школьников (ВсОШ) уже не первый год гораздо выше показателей других регионов страны не только в абсолютном выражении, но и в пересчете на 10000 школьников. И важно не столько то, что в 2017 году московские ребята завоевали 817 дипломов победителей и призеров ВсОШ, а то, что своих олимпийцев за последние три года подготовила 321 школа – более половины всех школ Москвы! Помните слова про золотые крупицы лучших школ в 2009 году?..Москвичи результативны и в конкурсах профессионального мастерства. На национальных чемпионатах «Молодые профессионалы», «Абилимпикс» (для людей с инвалидностью) в 2017 году московские сборные завоевали большинство наград. И даже на международном чемпионате WorldSkills, прошедшем в Абу-Даби, студенты московских колледжей стали обладателями 2 золотых и 2 серебряных медалей. Другие международные интеллектуальные состязания также демонстрируют высокий уровень образования наших ребят. На международных предметных олимпиадах московские участники принесли в копилку города в 2017 году 7 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовые медали – суммарно в 2 раза больше результата 2010 года.На II Московской олимпиаде школьников крупных городов и столиц мира московская сборная во второй раз подряд продемонстрировала лучший результат среди 36 команд мировых мегаполисов.Дополняют образ современного состояния столичной системы образования итоги международных сопоставительных исследований: 6-е место в мире по читательской и математической грамотности в рамках исследования PISA (среди 15-летних подростков) и 1-е место (причем со значительным отрывом) по читательской грамотности в рамках исследования PIRLS (среди 10-летних детей). Высокая плотность результатов по обоим исследованиям свидетельствует о массовом качественном образовании, предоставляемом школами Москвы вне зависимости от территориального расположения и социально-экономического положения семей, такой вывод зафиксирован в официальном отчете организаторов исследований. Механизмы, запущенные постановлением №86-ПП, обусловили смену модели развития талантов московских детей: от модели, где школа выбирает «удобного» ей ученика, через модель, в которой семья выбирает школу, соответствующую интересам ребенка, к модели, при которой в каждой школе семья может получить нужные ребенку профильные и предпрофессиональные программы, школа будет в состоянии помочь ученику реализовать свой потенциал, стать полезным обществу, занять свое место в экономике города.И все больше и больше московских школ начинают соответствовать третьей модели. В процесс развития талантов каждого ученика активно вовлекается богатейшая культурно-историческая и научная среда Москвы. Основные и дополнительные образовательные программы сегодня реализуются не только в школах, но и в многочисленных музеях, выставочных комплексах, вузах, кванториумах, центрах молодежного инновационного творчества, центрах технологической поддержки образования, крупных учреждениях дополнительного образования детей.Совершенно новые возможности для раскрытия одаренности детей открыли два мегапроекта, инициированные мэром Москвы С.С.Собяниным.«Готов к учебе, жизни и труду в современном мире!» – девиз проекта, в рамках которого школы Москвы в сотрудничестве с профильными вузами и предприятиями открывают инженерные, медицинские, академические, кадетские классы, реализуют Курчатовский проект конвергентного образования. Кроме того, в 2017 году 11 вузов открыли в своей структуре старшие общеобразовательные классы – предуниверсарии. Учесть все достижения столичного ученика, спланировать его образовательную траекторию призвана Московская электронная школа – надежный помощник учителя, обеспечивающий высокое качество любого урока в каждой школе.Все вышеперечисленные результаты системы образования Москвы еще 7 лет назад были абсолютно нереальны, они стали возможными только после запуска финансовых и организационных механизмов, о которых шла речь выше. В итоге характеристиками системы образования Москвы сегодня являются: – доступность;- массовое качество;- соответствие мировому уровню;- создание условий для развития талантов каждого;- технологичность;- эффективность.Но самое главное – к системе вернулось утраченное к 2010 году доверие жителей города. И серьезным фактором этого стал возврат престижа учительского труда в обществе. Все больше и больше семей рассматривают учительскую профессию как достойную сферу применения сил своих детей. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение конкурса на бюджетные места по педагогическим направлениям подготовки в Московском городском педагогическом университете.Двукратный рост заработной платы педагогических работников с 2010 года (средняя заработная плата учителя, например, по итогам 2017 года составила 85,9 тыс. рублей), освобождение учителей от рутинных отчетных мероприятий, организация современного высокотехнологичного рабочего места учителя, возможность постоянного саморазвития, обучения, повышения квалификации – все это позволяет сегодня отнести учителя к представителю среднего класса – основы стабильности общества. При этом невольно возникает вопрос: стоит ли искать добра от добра, ведь и так все хорошо? Да, действительно, созданные в Москве механизмы, обеспечившие высокие образовательные результаты в 2011-2017 годах, имеют значительный запас инновационности и еще длительное время могут быть актуальными для системы образования. Но велика вероятность того, что в условиях цифровой экономики они не смогут обеспечить на должном уровне конкурентоспособность наших выпускников. Следовательно, требуется дополнение существующих механизмов новыми, способными укрепить мировое лидерство Москвы в образовании при новом технологическом укладе. Парадокс нынешней ситуации заключается в том, что новые механизмы ищутся не в кризисный период, не из-за того, что прежние исчерпали свой потенциал, а потому что необходимо действовать на опережение, чтобы стремительно наступающий новый технологический уклад не стал неожиданностью для наших выпускников. А для этого просто уже сегодня нужно начинать учить детей в технологиях и условиях завтрашнего дня. Таким образом, успешно действующие сегодня механизмы являются фундаментом для разработки и введения новых – механизмов цифровой экономики. С другой стороны, прогнозируемые дефициты становятся основанием для разработки проекта стратегии развития системы образования Москвы на период до 2025 года. Александр МОЛОТКОВ,заместитель руководителя Департамента образования города Москвы
Комментарии