search
main
0

Семь цветов успеха. Авторская воспитательная модель

В контексте новых образовательных стандартов стратегическая цель воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости» – воспитание гражданина и патриота России, успешной, толерантной, креативной личности с устойчивой системой нравственных ценностей, способной к самореализации в социуме. Воспитательная модель «Семь цветов успеха» для учеников начальной школы (6,5 – 11 лет) полностью соответствует концепции воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости».

Основной текст методической разработки «Авторская воспитательная модель» опубликован в №36 «Учительской газеты» от 4 сентября 2012 года. Здесь публикуется часть программы и выложены две презентации (см. ниже).

Участие в инновационной работе по проблемам воспитания.

Гимназия №118 на протяжении двадцати лет является инновационным образовательным учреждением. Все педагоги, и я в том числе, работаем в инновационном режиме. Поэтому технология авторской воспитательной модели «Семь цветов успеха» разработана и реализуется  мною как система современных инновационных технологий  воспитания и развития младших школьников. В нашей гимназии  созданы все условия для  реализации идей стандартов второго поколения, возможностей роста социальной, коммуникативной, информационной и других компетентностей личности обучающихся. В настоящее время гимназия №118 – это экспериментальная площадка лаборатории профессора В. Т. Фоменко, участником которой  я являюсь.

Задачи экспериментального педагогического сообщества:

– организация инновационной деятельности по внедрению в практику достижений науки и практики;

– выработка новых подходов к осуществлению воспитания;

– поиск оптимальных направлений и способов взаимодействия всех субъектов образовании;

– создание специфических систем воспитательной работы;

– выработка стратегий воздействия на учащихся;

– экспериментально-исследовательская работа и др.

Являясь участником экспериментальной  площадки, работаю над проблемой: «Развитие ключевых компетентностей младших школьников на основе «выращивания» собственных смыслов и ценностей».

Стратегическая цель: формирование новой дидактической модели начального образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме «очеловечивания» образовательного и воспитательного  пространства.

Ориентационная цель: развитие  мотивированной компетентной личности,   воспитание успешного выпускника начальной школы, владеющего адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, необходимыми для продолжения образования в средней и старшей школе.

Совокупность, интеграция технологий, используемых в воспитательной модели «Семь цветов успеха», позволяет рассматривать применяемую мною технологию как оригинальную синергетическую современную инновационную педагогическую технологию, востребованную не только в нашем учебном учреждении.

Обобщение и распространение собственного инновационного опыта деятельности.

Модульная воспитательная модель  «Семь цветов успеха», реализуемая в нашей гимназии, позволяет решить практические, насущные проблемы образовательной среды, использовать её в повседневной учебной и воспитательной деятельности. Она может быть использована педагогами иных  учебных заведений для реализации  внеурочной деятельности,  обозначенной в рамках стандартов второго поколения. Реализация воспитательной системы «Семь цветов успеха» позволяет учащимся самостоятельно открывать знания, постоянно стремиться к личностному росту, анализировать  собственную деятельности. Модульная воспитательная модель  «Семь цветов успеха» способствует:

– достижению высокого уровня  проявленности  следующих метапредметных компетенций обучающихся:

умение видеть проблемы;

умение задавать вопросы;

умение выдвигать гипотезы;

умение давать определение понятиям;

умение классифицировать;

умения и навыки наблюдения;

умения и навыки проведения экспериментов;

умения делать выводы и умозаключения;

умения и навыки структурирования материала;

умения и навыки работы с текстом;

умение доказывать и защищать свои идеи;

– достижению многообразия образовательных продуктов творческой и проектной деятельности моих учеников;

– разнообразию работ, выполняемых разными учениками на одну и ту же тему, что свидетельствует о наличии индивидуальных образовательных траекторий учащихся;

– росту качества образовательных продуктов учащихся в содержательном, техническом, художественном, информационном, зрелищном аспектах;

– повышению качества и степени обученности и воспитанности обучающихся.

Выступая на конференциях и семинарах с обобщением своего опыта эффективной  реализации воспитательного модуля «Семь цветов успеха», не раз получала общественно значимую оценку своей деятельности, своих разработок. Воспитательная модель была признана оптимальной,  результативной, применимой в широкой педагогической практике.

Инновационные методы оценивания качества воспитания

Адекватный инструмент педагогического мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса – методика «Портфолио».

Научная новизна исследования состоит в том, что феномен педагогического мониторинга рассматривается в контексте парадигмы личностно-ориентированного образовательного процесса в российском и мировом образовании. Анализу подвергается инструментарий педагогического мониторинга обученности и воспитанности учащихся с выделением «портфолио» как адекватного измерителя прогресса и результативности учебных достижений учащихся.

В нашем ученическом коллективе учащиеся ведут свои портфолио с первого класса.

Цель: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений.

Портфолио помогает решать важные педагогические задачи:

– создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

–  поддерживать высокую учебную мотивацию учащегося;

–  поощрять его активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

–  развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащегося;

–  формировать навыки учебной деятельности;

– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

– содействовать индивидуализации образования ученика;

–  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной         социализации;

– укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной педагогической деятельности со школой.

– формировать положительную «Я – концепцию».

Мониторинг эффективности воспитательной модели « 7 цветов успеха».

«Радуга познания»

Диагностика осуществляется с помощью «Радуги познания», на которой обозначается участие каждого ребенка в различных социальных практиках и проектах. Каждый цвет радуги обозначает  тот или иной модуль. На цветных дугах – (путях познания и участия) прикреплены улыбающиеся, счастливые и успешные смайлики с именами всех учеников класса. Один раз в неделю (пятница) проходит обсуждение, рефлексия  и анализ степени участия каждого в том или ином модуле (проекте). После обсуждения на смайлик с именем активного участника под аплодисменты одноклассников и учителей он сам прикрепляет золотую  звёздочку. Таким образом, наглядно видно, кто активен или менее активен в каком модуле. И ребёнок сам регулирует своё участие в модулях. Общим голосованием выбирают лучших и активных участников, которые награждаются грамотами и дипломами, пополняя свои портфолио  достижений.

Социометрия

Для выявления положения ребенка в системе межличностных отношений, использую социометрический метод Дж. Морено, разработанный им специально для выявления симпатий-антипатий в группе. Социометрическая методика применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их дальнейшего изменения. При помощи этого метода просчитывается индекс групповой сплоченности, эмоциональной экспансивности группы. Метод использую в начале года и в конце, чтобы проследить динамику роста индекса. Данные, полученные в исследовании можно представлять разнообразными способами.

По данной гистограмме видно, что индекс  сплочённости коллектива растёт из года в год.

Мониторинг взаимодействия семьи и гимназии осуществляется через анкетирование, опрос, интервью, отчёт, анализ, консультирование, попечительский совет.

Комплексный мониторинг позволяет проследить динамику развития личности школьника и  коллектива в целом. Для этого использую различные диагностические методики.

Критерии

Показатели

Методики

Социальная ответственность,  патриотизм

1. Направленность личности.

2. Отношение учащегося к семье, Отечеству, земле, миру, труду, культуре, знаниям, человеку, своему внутреннему миру, своему «Я».

1. Методика  И.М.Витковской «Цветик-семицветик»

2.Методика Д.В. Григорьева, И.В. Кулешовой, П.В. Степанова «Личностный рост»

Умение адаптироваться в современном мире

Свобода личности. Гуманность. Духовность. Толерантность. Творчество личности. Практичность.

1. Методика М.И. Рожкова «Изучение социализированности личности учащегося» 2.Методика Р.В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся»

Сформированность индивидуальности личности

Нравственная воспитанность.

1.Методика С.М. Петровой «Пословицы»

Сформированность классного коллектива

Степень сплочённости детского коллектива

1.Методика Казакиной М.Г. «Мы – коллектив? Мы –  коллектив… Мы – коллектив!»

2.Социометрия

Уровень развития ученического самоуправления

Социальная активность, лидерские качества

Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития самоуправления в ученическом коллективе»

Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива  всех участников образовательного процесса

Комфортность, защищённость личности обучающегося. Удовлетворённость педагога взаимоотношениями в коллективе класса. Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания.

Анкетирование.

Сформированность эстетического потенциала

Развитость чувства прекрасного. Сформированность других эстетических чувств

Методика Торренса

МЭПО и СУ

Педагогическое наблюдение

Мониторинг сформированности здорового образа жизни.

Актуальность темы исследования.

Одним из важнейших прав ребенка, закрепленных в основополагающих документах нашего государства, является право на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь (Конвенция ООН о правах ребенка, Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «Об анитарноэпидемиологическом благополучии населения» и др.). Деятельность по сохранению, укреплению и развитию здоровья подрастающего поколения рассматривается как необходимое условие национальной безопасности и развития российского общества.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования  и науки России и Министерства здравоохранения и социального развития России активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах для школьников. Определение культуры здоровья в модульной воспитательной модели «Семь цветов успеха» рассматривается как интегральная  характеристика личности, включающая в себя здоровьесберегающие мотивационно-ценностные ориентации, знания о здоровом образе жизни, способность к саморегуляции и управлению своим организмом, умение пользоваться различными методами и способами, необходимыми для диагностирования уровня своего здоровья. Воспитание культуры здоровья младшего школьника можно рассматривать как процесс создания педагогических условий, обеспечивающих развитие личности школьника как субъекта оздоровительной деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, ценностными установками на самосохранение здоровья, а также знаниями, умениями и навыками обоснованного ведения здорового образа жизни. Данные задачи решаются в модуле «Здоровье» воспитательной модели «Семь цветов успеха».

Мониторинг формирования мотивации ЗОЖ младших школьников обеспечивает постоянное отслеживание результатов исследования, их соответствие рубежным или конечным целям. Содержание данного этапа состоит в планировании, организации и проведении квалиметрических процедур; в сборе, переработке, хранении информации о показателях формирования мотивации ЗОЖ школьников. При оценке уровней  сформированности  мотивации ЗОЖ школьников использовались диагностические процедуры: методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса); методика исследования показателей познавательных интересов (карта интересов); тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова и др.

Сформированность мотивации ЗОЖ

1.Направленность личности.

2.Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию  спортом, к своему внутреннему миру, своему «Я».

методика диагностики уровня школьной тревожности (методика Филлипса)

Сформированность познавательных интересов ЗОЖ

карта интересов

Сформированность мотивации на достижения ЗОЖ

Отношение учащегося к ЗОЖ, к занятию  спортом.

тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана, М.Ш. Магомед-Эминова

Уровни  сформированности  мотивации ЗОЖ школьников:

– высокий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность жизни; владение умениями и навыками ЗОЖ; умение принимать самостоятельно положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях; сформированость волевых качеств, позволяющих преодолевать затруднения при решении жизненно важных задач. Эта совокупность знаний, умений и навыков позволяет школьнику удовлетворять свои потребности в ЗОЖ;

– средний уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность  жизни; уровень  сформированности  знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется с дозированной помощью взрослых;

– низкий уровень: осознание личностью, что здоровье главная ценность жизни; уровень  сформированности  знаний, умений и навыков ЗОЖ; сформированность волевых качеств, позволяющих принимать положительные решения в условиях выбора при различных жизненных ситуациях, осуществляется под непосредственным руководством взрослых (педагоги и родители).

Уровни сформированности мотивации ЗОЖ

2009 год

2010 год

2011 год

Высокий

70%

82%

93 %

Средний

23%

7%

Низкий

1%

Анализ данных, полученных в ходе использования диагностических методик, показал, что с 2009 по 2011 годы увеличилось количество школьников с высоким и средним уровнем  сформированности  мотивации ЗОЖ; значительно уменьшилось количество учащихся, у которых выявлен низкий уровень  сформированности  мотивации ЗОЖ.

К такому результату привела целенаправленная деятельность всех участников педагогического процесса по формированию мотивации ЗОЖ школьников, включая личностно – ориентированную работу с учащимися

Экспертная оценка эффективности воспитательной модели  «Семь цветов успеха»

Диагностические методики, используемые в ходе реализации модульной воспитательной модели «Семь цветов успеха», позволили  сделать следующие выводы, говорящие об эффективности данной модели:

1.                 «Социальная ответственность и патриотизм» – уровни социальной зрелости ученического коллектива: 85% учащихся высокий уровень, 15 % средний уровень.

2.                 «Умение адаптироваться в современном мире» – 78% высокий уровень, 22 % средний.

3.                 «Сформированность  индивидуальности личности» – 82% высокий уровень, 18% средний.

4.                 «Сформированность  классного коллектива» – 92% высокий уровень, 8% средний уровень.

5.                 «Уровень развития ученического самоуправления» – 69% высокий, 21% средний.

6.                 «Удовлетворённость жизнедеятельностью классного коллектива участников образовательного процесса» – 100% высокий уровень (анкетирование учащихся и анкетирование родителей).

7.                 Динамика охвата детей дополнительным образованием – 95%.

8.                 Уровень  гражданского, нравственного и культурного развития воспитанников – находится в положительной динамике.

9.                 Уровень учебной мотивации – находится в положительной динамике.

10.             Показатели мотивации ЗОЖ воспитанников – находятся в положительной динамике.

11.             Участие в социальных проектах и творческих делах родителей – 78%.

12.             Охват детей спортивными секциями и физкультурно-массовой работой – 82%.

13.             В нашем коллективе царит мажорный тон, позволяющий каждому участнику с оптимизмом смотреть в будущее, ответственно относиться к  жизни коллектива в целом, брать на себя решение все более сложных задач, так считают все ученики нашего класса – 100%.

14.             Никто не чувствует себя в коллективе обособленно и беззащитно.

15.             До 90% учащихся класса активно принимают участие  во всероссийских конкурсах и олимпиадах.

16.             В классе 29 учеников, из них 10 учащихся учатся на «отлично» по всем предметам и  16 учащихся – на «хорошо» и «отлично».

17.             Снижение уровня заболеваний – в положительной динамике.

18.             Участие в издании классного журнала «Мудрый Совёнок» – 100% охват учащихся.

Активно наблюдаю и помогаю формировать здоровые отношения каждого с каждым. Это происходит за счет того, что, во-первых, индивидуально работаю с чувствами и переживаниями каждого воспитанника, во-вторых, влияю на атмосферу в коллективе в целом за счет  своей харизмы,  так как являюсь харизматичным лидером.

Разнообразие средств педагогического влияния, правильность выбора содержания и форм работы, приёмов включения учащихся в деятельность и общение способствуют воспитанию личности  каждого ребёнка. Таким образом, достигнут положительный результат в воспитании учащихся класса и в развитии классного коллектива.

Об эффективности реализации модульной воспитательной модели «Семь цветов успеха»  говорит и тот факт, что в течение всего периода обучения и воспитания  нет ни одного учащегося, состоящего на  внутришкольном контроле. Большое положительное влияние на воспитание и сплочение детей оказывают родители. Они проявляют постоянный интерес к успеваемости детей, к проблемам воспитания, являются организаторами и соавторами  целого ряда проектов. Чёткая и хорошо отлаженная работа родительского комитета также благоприятно влияет на воспитательную работу в целом. Школьники всегда рады тому, что их родители приходят на уроки и внеклассные мероприятия, участвуют в совместных праздниках и походах, гордятся участием родителей в жизни класса. Взаимодействие с родителями  я строю на основе таких идей-принципов, как:

– ребёнок должен быть любим;

– ребёнок должен быть уважаем;

– ребёнок должен знать и быть уверен, что справедливость существует.

Таким образом, реализация модульной воспитательной модели  способствует  успешному развитию, как личности каждого ребёнка, так и становлению детского коллектива в целом. Деятельность по реализации модульного проекта «Семь цветов успеха» обеспечивает сохранение здоровья учащихся, профилактику травматизма, повышает уровень зрелости младших школьников, развивает креативное мышление и формирует гносеологическую потребность личности воспитанников.

Ребята принимают участие в олимпиадах, культурных и социальных практиках со следующими результатами:

– в 2007  учебном году  мои  воспитанники стали победителями районной  и  призёрами городской   краеведческих конференций  по результатам работы над проектом «Судьба  Ростовского – на – Дону зоопарка в годы Великой Отечественной войны»;

– в 2007 году десять  моих учеников  были награждены сертификатами «Гордость Ворошиловского района»;

– в 2007 году  – 1 место в ежегодном районном конкурсе инсценированной военно-патриотической песни в номинации « Россия – Родина моя»;

– с 2007 – 2010 год  воспитанники получили благодарственные письма от директора  Ростовского областного музея краеведения за творческое участие в мастер-классах и интерактивных занятиях по истории города;

– в 2009 году  учащиеся стали призёрами городского конкурса рисунков «Ростов вчера, сегодня, завтра»;

– 2011 год – 2, 4 место, 8, 10 места во всероссийской олимпиаде «Новогодние традиции»  («СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования);

– 2012 год – 4, 6 места во всероссийской олимпиаде «Географические открытия» («СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования);

– 2012 год – 4, 6 , 7, 8 места во всероссийской олимпиаде «100 великих писателей» («СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования);

– 2012 год – 1 место во  всероссийской олимпиаде «Мои любимые сказки» («СНЕЙЛ» Центр дополнительного образования).

Авторская воспитательная модель «Семь цветов успеха» как современная инновационная технология воспитания и развития младших школьников, реализуемая в нашей гимназии, может быть использована педагогами иных  учебных заведений для реализации  внеурочной деятельности,  обозначенной в рамках стандартов второго поколения.

Нормативно – правовое обеспечение

Конвенция ООН по правам ребёнка.

Конституция РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Семейный кодекс РФ.

Закон РФ «Об образовании».

Концепция проекта федерального закона \”Об образовании в Российской Федерации\”.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования.

Концепция  духовно-нравственного воспитания граждан РФ.

Образовательная инициатива «Наша новая школа».

Приказ Министерства образования РФ.

«Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждении» от 3. 02. 2006. № 21.

Устав гимназии № 118.

Используемая литература

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.

2.  Приоритетные направления развития образовательной системы РФ.

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11.03.2001 г. № 196.

4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации   под ред. Е.Н. Степанова. Творческий центр «Сфера», Москва – 2003 г.

5. Журналы «Классный руководитель» №5, 2010 г.

6. Классный руководитель в современной школе. Учебно-методическое пособие под ред. П.А. Шептенко, С.М. Чернеченко, Г.А. Ворониной. БГПУ Барнаул – 2009г.

7. Классное руководство: рабочие диагностики. Н.Е. Щуркова «Педагогическое Общество России» Москва – 2004 г.

8. Настольная книга классного руководителя. Автор-составитель Л.Д. Гуткина.  Центр «Педагогический поиск», М – 2009г.

9. Новое воспитание. Н.Е. Щуркова, «Педагогическое Общество России» Москва – 2005 г.

10.Новые родительские собрания 1-4 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО», М- 2010г.

11. Практическое воспитание в школе (часть 1). В.М. Лизинский, центр «Педагогический поиск» Москва – 2004г.

12. Родительские собрания 3 класс. Авторы-составители: И.Ф. Яценко, С.И. Чупина. «ВАКО», М – 2008 г.

13. Справочник классного руководителя 1-4 классы. Автор Н.И. Дереклеева. «ВАКО»,  М – 2007г.

14. Трудный выбор классного руководителя. Методическое пособие по организации воспитательной деятельности в классе. С.В. Барышникова, Издательство «КАРО», Санкт-Петербург –  2005г.

16. Как научить голову думать, а сердце любить… Е.В. Сага, издательство «Феникс», 2008 г. Ростов – на – Дону

Презентация к воспитательной системе доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/60021665001.853a10b62309d9c22826849de25d0ad6/%D0%92%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%207%20%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2%20%D1%83%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%D0%B0.rar.html

Портфолио класса доступно для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/60021791001.aa7e057cf2dcfe4be17cfc1db781cfee/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BE%20%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B0%20.rar.html

Елена Паханова, учитель начальных классов гимназии №118 «Школа мудрости» Ростова-на-Дону, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»

Во вложенном файле – данные мониторинга.

Фото из архива автора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте