Самые величественные творения рук человеческих еще две тысячи лет назад были возведены в ранг чуда и остались в памяти потомков как «семь чудес света». Так уж устроен человек, что и в третьем тысячелетии ему нужно чудо. Вот уже 21 год я ежедневно переступаю порог своей сельской школы. Не затянулось ли мое увлечение? Около 30 лет назад я, еще ученик 6-го класса, впервые встретился с Чудом, имя которому – Учитель. Владимир Григорьевич Овсянников, -сельский интеллигент, труженик, неутомимый исследователь, воплощение доброты и человечности. Он и сегодня, находясь на заслуженном отдыхе, остается моим идеалом. Это из-за него я преподаю физику.
Стоит в уральской глубинке обычная средняя школа. Мое второе Чудо света. Целый день здесь кипят ученические страсти. А однажды, как в сказке, мы первыми в районе получили полный комплект современных компьютеров, видеопроектор…
Третье Чудо – это Ученики. Поиск – одно из ключевых слов в моей педагогической концепции. Каким он будет, мой ученик? Что поможет мне увлечь его физикой? Чудо?
Да, Чудо его Величества Урока. Когда я готовлюсь к нему, спрашиваю себя: как физика поможет моим ученикам освоить культурный опыт человечества, сформировать естественно-физическую картину мира, реализовать их творческий потенциал. Мне удалось найти способ делать это ненавязчиво. На любви ребят к мультфильмам построено разработанное мною новое учебное пособие «Физика. Мультзадачник». Методика его применения еще нарабатывается, а эффективность использования уже налицо. Задачи на основе отечественных мультфильмов способствуют развитию внимания, памяти, креативных способностей детей, позволяют уменьшить уровень их тревожности, снизить барьер между учителем и учеником.
Наиболее способные ученики стали сами разрабатывать творческие проекты по применению компьютера для изучения физики.
Мне повезло: в моей жизни состоялось Чудо Дружбы.
Народная пословица гласит: «Где родился, там и пригодился». Чувствую: пригодился. Потому что люблю свое родное село. Воспитание гражданина – сложное дело. «Перегибы» недопустимы. Нельзя всех «одним аршином мерить». Разве не Чудо – видеть рождение Гражданина?
Седьмое Чудо света в моей жизни – Семья. Именно Семь-Я! Мы с женой и пятеро детей: четыре дочери и сын. Это – мой свет в окне, моя радость, моя семейная педагогическая лаборатория, где я получаю вдохновение для творчества.
Один из фундаментальных законов физики – закон сохранения. Для учителя его можно перефразировать так: «Чтобы что-то получить, нужно отдать. Получать можно много, лишь многое отдавая». Школа – это не увлечение, а образ жизни. Тут всегда есть место чуду. Хочу, чтобы это понимали и мои ученики, чтобы они вместе со мной учились творить чудеса. И тогда главное в их жизни свершится – родится Личность. Я в это верю.
Игорь КАЛИНИН, учитель физики Еловской СШ, учитель года Пермской области-2005
Комментарии