search
main
0

Сельское хозяйство колосится, промышленность дымит… Наверное, спонсор пришел?.

Сеять разумное, доброе и тем более вечное – процесс накладный. Сеятель не железный. Ему столько всего надо! К тому же один в поле не воин. Нужна армия. Вот так, по зернышку, и сложилась целая система образования. Управляли ею в разное время по-разному. Но одно оставалось неизменным – деньги, которые решали, если не все, то главное. За примерами углубляться в историю не будем. Вспомним то, что еще не успели забыть – образцово-показательную советскую школу. Признаюсь честно, ни капли иронии в эти слова не вкладываю.

СтатфактВ Навлинском районе 36 учреждений образования.23 школы: 15 средних общеобразовательных, 7 основных,1 начальная. 11 детских дошкольных учреждений. 2 учреждения дополнительного образования: детско-юношеский центр и спортивная школа.Внебюджетных средств в этом году собрано:Спонсорская помощь 534900 рублейРодительская поддержка 168 тысяч рублейПопечительский сбор 64767 рублейСобственный доход от платных услуг 3500 рублей.

Небольшой экскурс в историю

Застольно-застойные времена действительно показательны с точки зрения управления. Продумано было все. Из одного большого кармана (госбюджет) определенные суммы спускались по назначению. В данном случае – в отделы народного образования. Кстати, формироваться и видоизменяться по пути суммы никак не могли. Все было просчитано там, «наверху». На форму и учебные принадлежности родители школьников тратили копейки – большая часть затрат приходилась опять же на госбюджет. Ремонт «второго дома» был заботой еще и шефов. Они, кстати, и учебный процесс поддерживали, как могли. Главной задачей чиновника от образования в то время было правильно отчитаться. Мол, все пошло куда нужно, на что дали, на то и потратили. А вот за неиспользованные, к примеру, килограммы краски, белил и досок, вспоминает один мой знакомый директор, тогда даже по шапке давали.

Сегодня все по-другому. Вдруг поехали крыши (в самом прямом смысле), покосились стены, развалились парты. Почему? Потому что бюджет не резиновый, хоть и государственный, а у шефов кончились деньги! Но это, правда, уже другая история. А что же школа?

В девяностых годах прошлого века (как странно звучит, не правда ли?)… так вот в девяностых кризиса в системе образования не случилось. Это скорее походило на прорыв во время разрухи. Именно тогда, с одной стороны, появлялись новые и своевременные методики воспитания и обучения (в российских школах аплодировали инновационным программам, учебникам, методикам), с другой стороны – полный хозяйственный хаос. Кто и на какие деньги будет, к примеру, ремонтировать здания, директора не имели понятия. Денег в бюджете почти не было, значит, их нужно было искать! И первыми выворачивали карманы родители…

Сказать, что за последнее время ситуация в корне изменилась, нельзя. Но не заметить перемен тоже невозможно. Причем, удивительно, главное осталось неизменным! Деньги по-прежнему идут из двух основных источников: бюджетного и шефского карманов. Радует и тот факт, что денежные потоки с каждым годом нового тысячелетия все шире. И наконец самое оптимистичное – этими потоками потихоньку научились управлять.

Муниципальному образованию – муниципальный бюджет

Школа! Нынче это не просто муниципальное учреждение, теперь она, так сказать, лакмусовая бумажка благосостояния того муниципального образования, в границах которого находится. Согласитесь, школу сельскую сразу можно отличить от городской. Нет, уровень преподавания здесь ни при чем. Достаточно приглядеться к зданию. Вот, видите, штукатурка свежая, крышу поменяли, проводка новая. Ну точно школа попала в какую-нибудь местную программу. Значит, есть в районе денежки. Либо сельское хозяйство колосится, либо промышленность дымит. А если еще и строительство ведется, так точно пришел в эти края инвестор.

Собственно, мы с вами уже в одной из школ Навлинского района Брянской области. Этот районный центр не самый бедный в регионе. И на муниципальном уровне делается все возможное и невозможное, чтобы сохранить (именно сохранить!) каждый из 36 очагов культуры и образования. А очаги эти гаснут на глазах – демографический кризис!

В некоторых навлинских школах в классах сидит всего по три ученика. При этом школа сохраняет статус и ни в коем случае не закрывается.

– Что вы! Если закроем школу, умрет село! – восклицает Альбина Евтюхова, начальник отдела образования администрации Навлинского района. – Конечно, закрыть школу проще всего. Это такое облегчение для местного бюджета. Но ведь подобные решения не всегда верны с точки зрения будущего. К тому же теперь закрыть или не закрыть школу решает не только и не столько местная власть, сколько люди, которые живут в селе. И наша задача – сохранить и поддержать школу в это трудное время.

– Например, финансово?

– Да, вы правы! Именно финансово. Вот смотрите, с каждым годом при формировании местного бюджета расходы на образование у нас в районе увеличиваются. В этом году они составляют половину бюджета, что, в общем-то, логично. Навлинский район – промышленный: четыре действующих промышленных предприятия, пара предприятий переработки, достаточно крепкий лесхоз и развитая торговая сеть плюс малый бизнес. Согласитесь, есть что консолидировать. И, понятно, есть куда направлять эти консолидированные средства.

Только в этом году на ремонт учреждений образования ушло почти 3 миллиона бюджетных средств. Капитальный ремонт спортивной школы обошелся в 500 тысяч. Учли горький опыт регионов-соседей и по настоятельным рекомендациям пожарных приобрели на 300 тысяч автоматическую сигнализацию. В 50 тысяч обошлась замена электропроводки. Но больше всего повезло Алешинской средней школе. Там обновили крышу: мягкую кровлю заменили шатровой. Стоило это чуть больше двух миллионов рублей. В целом, повторюсь, бюджетных денег потрачено 3 миллиона рублей. Сумма для районного кошелька немалая, но, как говорят специалисты, то ли еще будет. А будет максимальное увеличение образовательной строки до параграфа, то есть 60%. А больше нельзя, ведь культура и медицина тоже сферы государственного внимания. Так что, каких бы просветительских взглядов ни был глава муниципального образования, искать дополнительный карман все равно придется. Тут впору о шефах и вспомнить.

Назвался шефом, полезай в карман!

Четыре года назад, подхватив новомодную идею, навлинские управленцы решили всерьез заняться созданием попечительских советов. Создавались советы охотно. Какая разница, все равно школе помогают?! К примеру, Бяковская средняя школа. Ее попечительский совет возглавляет влиятельный и уважаемый человек в деревне Бяково Николай Шакин. Он директор сельхозпредприятия «Надежда». На него, в общем, и вся надежда. Ему помогают представители местной власти, почетные бяковцы, родители и просто хорошие люди, те, кто готов взять на себя заботы о финансовых поступлениях на нужды школы. Задача попечителей не столько выворачивать собственные карманы, сколько искать спонсоров у себя в селе. Но, как правило, главный попечитель берет основную финансовую нагрузку на себя. Жаль только, что налоговое бремя в знак государственной признательности его щедрости меньше не становится. Ведь он все-таки не для себя старается. У него, возможно, и дети уже взрослые, а внуки еще не родились или не доросли до школьной парты. Однако вернемся к реальным цифрам. По словам бухгалтера отдела образования, с каждым годом внебюджетных денег становится все больше. Попечительский сбор прошлого года – 200 тысяч рублей, а в этом году вырос до 535 тысяч.

К примеру, на ремонт Бяковской школы в этом году попечители собрали почти три с половиной тысячи, доля родительских вложений была почти нулевой (не считая их рабочей силы). А вот клюковенский шефский сбор составил 4 тысячи 600 рублей. Зато родители постарались! Их участие в жизни школы равно 10 тысячам 520 рублям. Но больше всех опять повезло все той же Алешинской школе: 134 тысячи передал ей повзрослевший и разбогатевший ученик.

Какими бы скромными ни казались попечительские суммы, все равно они должны проходить контроль и учет, замечает главный бухгалтер Ольга Рощина. Для этих целей у отдела образования существует специальный банковский счет. На него приходят все внебюджетные деньги. Другой вариант отношений – финансовый отчет. Что купили, на какую сумму, и со счетами в бухгалтерию – становиться на приход. Точно так же отчитываются и шефы, которые привезли лес или кирпич. Словом, с миру по нитке – голому рубашка.

Однако попечители – это не просто источник финансирования. Во всем, что касается жизни школы, члены совета принимают участие. И, кстати, решение о закрытии школы тоже без весомого слова попечительского совета не принимается. Напротив, каждая школа нынче гордится древностью лет и старается чаще собирать гостей на всевозможные праздники. Понятно, что в гости без подарков не ходят!

Попечителю

везде у нас дорога

Тридцать лет назад проводили во взрослую жизнь своих учеников педагоги Алешинской средней школы. Разлетелись юноши и девушки кто куда. Поплакали педагоги на прощание: когда еще свидимся?! И даже не догадывались они, что когда-нибудь, к примеру, Лешка Сороченков, станет именоваться спонсором.

Алексей Иванович Сороченков сейчас живет и работает в Подмосковье, руководит сельхозпредприятием. Он не просто спонсор, а почетный и уважаемый алешинец. Три года назад он приехал на родину, торопился к Пасхе, зашел в школу. Посмотрел и решил: пришло время долги отдавать. Так с тех пор и шефствует. Точнее, спонсорствует. Это его благодарность школе составила 134 тысячи рублей, благодаря чему появились в классах компьютер, телевизор, видеомагнитофон и даже баян. На все эти подарки, как положено, в бухгалтерии составили акт и оприходовали.

– Сказать по правде, разница между попечителями и спонсорами невелика, – замечает Альбина Евтюхова. – Ведь и те, и другие учились в школе. Наверное, разница в том, что попечители – это, как правило, местные меценаты, а спонсоры – меценаты либо по месту жительства, либо по доброте душевной, как, например, наш Алексей Иванович. Ведь не забывает родную школу.

Попечители и спонсоры, конечно, помогают не сесть на мель местным управленцам. Только получается, что главная задача чиновника – найти деньги и провести их через бухгалтерию. А между тем школа – это самостоятельное юридическое лицо. Значит, обладает и ресурсом, и потенциалом. Значит, нужно использовать и ресурс, и потенциал.

Зарабатывать хочу, пусть меня научат

В течение нескольких месяцев вместе с юристами чиновники формировали пакет документов, который четко и ясно определяет, как обычная средняя школа может зарабатывать. А все началось с родителей. Многие из них были недовольны тем, что на изучение иностранных языков во второй навлинской школе отводится недостаточно учебных часов. Мамы-папы готовы были платить, но кому и как? Теперь проблема решена, и уже есть первые плоды инициативы специалистов районного отдела образования.

По сути, это первый опыт навлинцев по оказанию платных услуг населению. Родители заключают договор со школой, где указывают, сколько часов и в какой период их дети будут дополнительно изучать иностранный язык. Затем специалистами просчитывается стоимость услуги. А складывается она из затрат в час . Ведь в этот один час в школе будет тепло и светло, да и учителю следует оплатить потраченное время. Как уж там считали в бухгалтерии, но сумма получилась более чем приемлемая. По словам родителей, они платили всего 20 рублей в месяц. Теперь, конечно, суммы увеличились, но по-прежнему остались приемлемыми.

Стоит заметить, что все школы – муниципальная собственность. И именно на уровне местной власти определяется стратегия образования. К примеру, сколько школ закрыть, а сколько реорганизовать. В Навлинском районе, как в целом в Брянской области, стратегия проста: сохранить каждую школу. Сейчас готовится план реорганизации малокомплектных школ, в результате которой опустевшие детские сады, школы и дома культуры будут объединяться в социокультурные центры, а освободившиеся здания – сдаваться в аренду. Возможно, аренда площадей муниципальной собственности – неплохое решение финансовой проблемы.

Брянская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте