search
main
0

Сельский труд – не «Бинго-шоу». Положительный опыт как руководство к действию

С большим удовольствием прочитал материал в «УГ» №51 от 17 декабря 2002 года «Современному селу – достойное образование». Наберусь смелости высказать свои взгляды на данную проблему. По опыту прошлых лет о законах правительства (Закон «О борьбе с пьянством…» 1985 г., и др.) можно сказать, что «хотели как лучше, а получилось как всегда». Не заболтаем ли мы и эту проблему?

Для начала вопрос: что понимать под «современным селом»? Если это село, где живем мы (а таких, я думаю, у нас большинство), – это полнейший развал, нищета и пьянство, пьянство не от хорошей жизни, а от безысходности. На месте одного из передовых и богатых в прошлом колхозов района – горстка крестьян, пытающихся каким-то образом выжить. Большинство других свыклось с положением вещей: нет работы, зарплаты, перспектив, отсюда невостребованность образования, безразличие родителей к своим детям, а порой полное самоустранение от их воспитания.

На мой взгляд, за последние годы резко снизилось качество жизни большинства сельских семей, а современная сельская школа, общую атмосферу в которой также можно охарактеризовать бедностью, бесперспективностью, безысходностью, второсортностью, поражает какой-то феноменальной способностью к работе в очень сложных социально-экономических условиях.

В большинстве своем сельская школа является здесь единственным жизнеспособным учреждением, это центр культуры, спорта, досуга. В российском обществе она всегда занимала особое место, была чем-то большим, чем сугубо образовательное учреждение. И поэтому ее проблемы стоят наиболее остро и требуют особого внимания и заботы, так как сельская школа потеряла значительную часть государственных субсидий и поддержку сельскохозяйственных предприятий, а держится она только за счет человеческого ресурса.

Можно с уверенностью утверждать, что проблема образования детей на селе – это не только педагогическая, но в первую очередь проблема социальная и, чтобы ее решить, необходима государственная программа возрождения села.

В нашей области в 2000 году была разработана концепция «Сельские школы Иркутской области на пути в ХХI век». Главным принципом ее реализации стало сотрудничество областного управления образования и управления сельского хозяйства с привлечением науки, так как многочисленные нововведения не имеют под собой теоретической базы и нуждаются в фундаментальной научной поддержке. Был утвержден план первоочередных мероприятий по реализации данной концепции на 2000-2005 годы, который предусматривает разработку нормативно-правовой базы, модернизацию содержания общего среднего образования, системы подготовки и переподготовки кадров. Названы в плане и базовые образовательные учреждения области по апробации проекта развития сельской школы. В их число был включен Владимировский центр образования. В 2001 году за счет областного бюджета школы области получили 17 колесных тракторов. По распоряжению губернатора Бориса Говорина разработана и реализуется программа по созданию в области современной телекоммуникационной сети. Рассмотрены вопросы стратегии развития образования на селе – это производительный труд, взаимоотношения с государственными структурами, начальная профессиональная подготовка. Сегодня не секрет, что большинство пришкольных участков нашего района превратились в пришкольные поля, где выращиваются, как в сельскохозяйственном предприятии, овощи, зерно, скот и птица, действуют тепличные и парниковые хозяйства, есть пасеки. А все эти дополнительные работы требуют квалифицированных специалистов, техники, горюче-смазочных материалов.

Центр образования в числе других школ Иркутской области участвует в проекте «Сельская школа ХХI века», является экспериментальной площадкой областного уровня, включен в список сельхозтоваропроизводителей.

В 2001 году он признан победителем в областном конкурсе школьных фермерских хозяйств, в 2002-м – занял первое место на областном празднике-выставке «Урожай».

Учебное подсобное хозяйство центра – 225 га пахотной земли, 9 коров, есть телята, поросята, пчелы, пекарня. В прошлом году получено 925 тысяч рублей доходов. Питание в школьной столовой бесплатное, ремонт, пополнение библиотечного фонда, расширение материально-технической базы производятся на свои средства.

В течение последних двух лет построено помещение для содержания крупного рогатого скота с цехом переработки молока, установлена система автоматического поения, механизировано доение, построен магазин. Начато строительство гаража и склада под зерно, построено помещение для содержания свиней, навес для телят.

Привлекая детей к сельскохозяйственному труду, педагогический коллектив центра образования решает задачу воспитания настоящего хозяина земли. За счет школьного компонента в учебный план введены предметы сельскохозяйственного направления: основы животноводства и растениеводства, основы экономических знаний.

В группе профессионального обучения изучают бухгалтерский учет, правила хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, экономику сельскохозяйственного предприятия, правовые основы ведения фермерского хозяйства. Проводится подготовка по профессиям: тракторист, швея, пользователь персонального компьютера, основы пчеловодства.

Не так давно мы провели социологические исследования среди родителей: «Что важнее для выпускника сельской школы – академическая подготовка и продолжение обучения или сельскохозяйственная специальность?». В ответах приоритет отдан сочетанию образования с профессией (58% респондентов).

Подводя итог, можно сделать вывод, что только тогда сельская школа вырастит настоящего человека, труженика, хозяина земли, когда теоретические знания будут в неразрывной связи с практикой, когда культом станет труд, а не сегодняшние «Бинго-шоу» и «Поле чудес».

д. Владимировка,

Тулунский район,

Иркутская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте