search
main
0

Сельский HI-TECH. Опыт прививки системности

Начиная с 1999 года сельская школа была постоянно в фокусе внимания властей. Принимались постановления правительства, выполнялись федеральные целевые программы. В конечном счете речь шла о том, чтобы в течение первого десятилетия нового века создать на селе добротные учебные заведения и наконец-то ликвидировать зияющий разрыв между уровнем подготовки городских и сельских школьников. О том, что эта линия продолжается, говорит недавнее (от декабря 2005 г.) постановление Правительства РФ №871 «О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности». При этом особая ставка делается на «хай-тек» – передовые информационные и коммуникационные технологии, призванные сделать доступным высокое качество образования в любой точке российского образовательного пространства.

Замыслы хорошие, и направленность действий вроде бы правильная. Сельские и поселковые школы за эти годы получили сотни тысяч компьютеров, учебное программное обеспечение, подключение к интернету. Началась масштабная переподготовка их кадров. Воз, который годами нельзя было сдвинуть, казалось, вот-вот поедет в нужном направлении, но… Ох, уж эти «но»! Дело даже не в том, что, как показали многочисленные государственные и общественные проверки, далеко не вся (мягко говоря) установленная аппаратура работает и используется по назначению. Так, по данным Счетной палаты РФ, в прошлом году в республиках Татарстан и Башкортостан, Брянской, Курской, Калужской, Пермской, Самарской и Тверской областях в среднем каждая вторая подключенная к Сети школа так и не смогла воспользоваться интернетом. Еще хуже обстоит дело с практическим использованием на занятиях учебного софтвера. По оценке Федерации Интернет Образования, в среднем используются только 4% поставленных программ. Самое же главное в том, что ощутимого сдвига в качестве образования так и не произошло. Даже там, где оборудование оказалось работоспособным и худо-бедно научились что-то применять из обучающих программ! К сожалению, такой результат закономерен, поскольку в школах не отработана, и даже не предложена, система обучения по-новому. А без нее сдвинуться с места невозможно, сколько ни наращивай число и характеристики компьютеров.

Значит ли это, что ставка на «хай-тек» в сельской школе в принципе ошибочна? Вовсе нет! Реальной альтернативы высоким технологиям не существует. Но вместе с техникой, каналами связи и программным обеспечением школа обязательно должна получать серьезнейшую «прививку системности», которую может дать только реально работающая, живая образовательная система. Такая система, которая сумела выстроить целостную образовательную технологию, дающую практические результаты. По этому пути попробовали пойти в Брянской области.

Четыре года назад областной Департамент образования заключил соглашение о сотрудничестве с Современной гуманитарной академией. Вообще говоря, сотрудничество вузов со школами, особенно близлежащими, – практика весьма распространенная. Данный случай необычен тем, что партнеров разделяют многие сотни километров и в сотрудничество вовлечены сразу десятки школ. Необычен и сам вуз-партнер. СГА – первый в России мегауниверситет, где с помощью дистанционной образовательной технологии обучились и обучаются свыше четверти миллиона человек. Но главное, что привлекло внимание департамента, – это гарантированное благодаря технологии качество учебного процесса. Особенность технологии СГА такова, что во всех учебных центрах, как в столице, так и на периферии, процесс обучения идентичен и осуществляется на одинаково высоком уровне. В соответствии с заключенным соглашением в 22 сельских школах Брянской области были оборудованы компьютерные классы, оснащенные спутниковой антенной, ресивером, сервером, локальной сетью с системой терминалов для учащихся. Все необходимые учебные материалы транслируются в школы с помощью спутниковой связи через телепорт Московского пилотного центра СГА. Преподаватели и ученики используют школьный образовательный контент, разработанный в академии.

Он помогает в решении всего комплекса задач обучения. К примеру, в нем имеются видеодемонстрации опытов по химии, физике, биологии, которые требуют специального оборудования, расходных материалов и многочасовой подготовки. Можно послушать лекции, сопровождающиеся образными слайдами. Тем самым обеспечивается наглядность, которой сегодня так не хватает в школах российской глубинки. С помощью приборов тестирования, напоминающих карманный калькулятор, и всего одного компьютера учитель может во время урока проверить уровень знаний материала сразу всех учеников в классе. Надежность системы тестирования многократно проверена и подтверждена самыми авторитетными инстанциями. Кроме того, ученики экспериментальных школ могут работать в телекоммуникационной библиотеке академии, фонд электронных ресурсов которой сегодня насчитывает около 10 млн. изданий. Это преимущественно научная, учебная, нормативно-справочная литература и периодика. Новинками фонд пополняется ежедневно. Виртуальная библиотека – настоящая роскошь для детей сельских школ. Ведь известно, что книжный фонд традиционных библиотек отдаленных районов чаще всего не просто беден, а очень беден.

Современные технологии помогают решить и другую серьезную проблему школ – кадровую. Так, накануне учебного года в одной из сельских школ Дубровского района Брянской области осталось вакантным место преподавателя химии. Тогда на педсовете приняли решение: по предмету «химия» будут учить детей с помощью дистанционных технологий. «Мы привезли в школу необходимое для этого оборудование, – рассказывает ведущий специалист отдела образования Дубровского района Михаил Поборцев. – Теперь дети осваивают предмет, используя образовательные компьютерные программы». «Как правило, в небольших провинциальных районах России трудно создать условия для проведения профильного образования, – продолжает Поборцев. – Главная проблема – квалификация педагогов. Но если школу технически укомплектовать, то в арсенале учителей появляются слайд-лекции, записанные лучшими специалистами, компьютерные практикумы, электронное тестирование и другие методические средства. Это поможет организовать профильное обучение на хорошем уровне».

Учителя, которые используют технологии дистанционного обучения, утверждают, что с удовольствием приняли новшество. Анатолий Соловьев, учитель физики дубровской районной школы №2 Брянской области, сказал: «У меня не было проблем при освоении компьютерного оборудования. Кроме того, нам предоставлены хорошие программы – с ними работать удобно». Хотя, скажем прямо, определенная настороженность у массы педагогов имеется, и было бы странно, если бы ее не было.

Главным же итогом эксперимента стало реальное улучшение качества подготовки выпускников. Ребята, обучавшиеся с использованием современных технологий, на экзаменах получали оценки примерно на балл выше, чем школьники, которые учились по старинке.

Показательно и мнение самих учащихся. Так, в Кинешме среди школьников, посещающих университетские курсы, на которых используют дистанционные технологии, провели опрос. Три главных вопроса анкеты: 1. Стали ли они лучше учиться в школе? 2. Изменилась ли их самооценка? 3. Каково мнение родителей о результатах учебы их чад на курсах и в школе? Результаты опроса показали, что сто процентов ребят начали стабильно получать хорошие оценки по предметам, которые проходят на курсах. 98 процентов из них утверждают, что стали больше уважать себя. 85 процентов школьников, посещающих курсы, отмечают, что родители теперь уверены в их будущем. Но одна проблема все же есть, заметили 39% ребят: родные огорчаются, что стали реже видеть своих детей, так как им приходится много заниматься.

Новый подход к развитию системы среднего образования и прекрасные результаты вызвали неподдельный интерес и у властей Брянской области. За прошедшее время Комитет по образованию, науке, связям с общественными организациями и СМИ дважды проводил депутатские слушания, где сельские учителя рассказывали об успехах в их работе, достигнутых благодаря сотрудничеству школ с СГА. Вслед за этим в сентябре прошлого года коллегия Департамента общего и профессионального образования Брянской области рекомендовала проводить интернет-олимпиаду для школьников и семинары для учителей школ по дистанционным образовательным технологиям.

Универсальность дистанционных образовательных технологий позволяет получать хорошие результаты и далеко за пределами Брянской области. Участвовать в этом проекте может любая российская школа – было бы желание учиться интересно, качественно, современно.

Иван ГЕРАЩЕНКОВ, директор Департамента общего и профессионального образования Брянской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте