search
main
0

Сельская школа

Петр НОВИКОВ, начальник отдела образования администрации Андроповского муниципального района, Ставропольский край: Каждому ребенку – собственную образовательную траекторию

Концепция модернизации российского образования поставила перед нами задачи, решение которых для сельских школ довольно проблематично. Мы понимаем, что качество образования может быть обеспечено организацией профильной школы. Поэтому мы создали координационный совет по профильному обучению. Актуальность, важность и сложность поставленных вопросов заставили нас искать новые подходы и неординарные пути решения задач модернизации, так как обеспечение доступного, качественного образования, учитывающего индивидуальные особенности учащихся, – наиболее сложный процесс именно в сельской школе, как правило, имеющей не более одного класса в параллели, недостаточное кадровое и материальное обеспечение. Модель образовательных систем сельских школ, приближающая, а в чем-то и не уступающая возможностям образовательных систем городов, уже создана и успешно реализуется в Андроповском районе. Суть проблемы заключается в том, что из 16 школ района абсолютное большинство имеют среднюю наполняемость класса 15-20 учащихся, устаревшую материальную базу и зачастую неполный комплект и весьма неоднородный по уровню квалификации состав учителей. В этой ситуации ни одну из поставленных задач программы модернизации в каждой школе в одиночку не осилить. Главная наша идея – объединение контингента учащихся и лучших учителей всех школ района на базе самой крупной и наиболее оснащенной школы райцентра и учебно-производственного комбината колледжа «Интеграл». Это позволило в каждой параллели сформировать до 13 учебных групп различных профилей. Нам потребовался нестандартный подход к организации учебного процесса, мы разработали и апробировали модель сельской профильной школы, опирающейся на реальные возможности сельского социума, финансово-экономического, кадрового потенциала региона. Наша модель включает в единую систему участников образовательного процесса: не только всех учащихся 8-11-х классов, родителей, педагогов, медиков, но и коллективы сотрудничающих учреждений дополнительного и специального образования района и края. За счет привлечения лучших педагогов всех школ района к преподаванию в Ресурсном центре удалось сформировать высокопрофессиональный коллектив учителей, добиться лучшей оснащенности компьютерной техникой учебных кабинетов, более высокого уровеня овладения компьютерными технологиями учителей, работающих в профильных классах, обеспечить большую эффективность использования новых технологий в учебном процессе. В нашей модели заложена возможность построения такого количества вариантов индивидуальных образовательных траекторий, которые превышают количество самих учащихся в районе. Это не фантазия, это реальная возможность: 13 профилей – это уже 13 вариантов, каждый учащийся любой профильной группы выбирает по своему усмотрению набор элективных курсов, углубляющих, расширяющих, поддерживающих профиль или даже не связанных с ним. Таким образом, осуществляется построение индивидуального учебного плана, но даже для большинства старшеклассников их образовательная траектория не заканчивается, если учесть, что в образовательную сферу района включены внешкольные учреждения, краевая школа для одаренных детей «Поиск», очно-заочная экологическая школа, малая академия наук и другие. В основе учебного процесса в профильных классах – многоуровневый учебный план, имеющий базовый и профильный компоненты. Базовая часть учебного плана, единая для всех, изучается в школах по месту жительства четыре дня в неделю, профильная – в Ресурсном центре – два дня в неделю. Уникальность созданного учебного плана состоит в том, что он включает в себя предметы, изучаемые только в базовой школе, предметы, изучаемые в базовой школе и в конкретном профиле, а также предметы и элективные курсы только профильного цикла. Именно такой принцип построения учебного плана и позволил обеспечить каждому учащемуся собственную образовательную траекторию и возможность получения качественного образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте