В большинстве российских сел школа – островок образования и культуры. Уничтожь его – погибнет село. В этом директора школ единодушны.
Максим СМЕХОВ, директор школы поселка Дзержинский Лужского района Ленинградской области:
Кто хочет учиться – учится
Наша школа – основная. Сегодня в ней обучаются 60 детей, многие из них приезжают из окрестных деревень. Столь малое число школьников объясняется близостью к городу: до Луги 10 километров, а в городских школах материальная база лучше. Если посмотреть по контингенту, то определяется такая закономерность: в город отправляют детей учиться родители так называемого среднего сельского звена, то есть агрономы. В нашей школе остаются дети сельских рабочих. Не могу сказать, что это легкая категория родителей. Их семейная политика такова: сдали в школу и забыли. Есть и пьянство, и родительский недосмотр. Ни на собрания, ни на какие-то другие мероприятия их не дозовешься. Поэтому учителя зачастую сами ходят по семьям, чтобы хоть таким образом привлечь родителей к процессу воспитания детей.
Я наслышан о программе оптимизации малокомплектных школ. Может быть, с экономической точки зрения это и выгодно, но, предположим, закроется наша школа. 60 детей, большинство из которых из социально неблагополучных семей, будут вынуждены находить способы продолжения обучения. У кого-то это получится, у кого-то нет. Сегодня школа выполняет функцию последнего оплота на селе. Мы пытаемся организовать детский досуг, различными мероприятиями вовлечь родительскую аудиторию в совместную с детьми деятельность.
С другой стороны, мы связаны с расписанием рейсовых автобусов. Поскольку многие из детей приезжие, им нужно успеть после уроков на автобус, чтобы добраться до дома. Следовательно, допоздна они в школе находиться не могут. Поэтому большинство мероприятий у нас организуется в первую половину дня, иногда даже в ущерб урокам.
Я убежден, что без школы село не выживет. Оно будет абсолютно бесперспективным для молодежи. А если нет молодежи, то и нет рождаемости.
Идея оптимизации малокомплектной школы, возможно, рождена еще и от убежденности, что уровень обучения в такой школе низкий. Это неверно. Те, кто хочет учиться, – учатся. Пример тому – наши дети, занимающие призовые места на районных олимпиадах.
Галия ФАЙЗУЛЛИНА, директор средней школы села Юматово Уфимского района Республики Башкортостан:
Не островок, а целый центр культуры и здоровья
Кроме своей главной функции – ведения общеобразовательного процесса – наша школа выполняет и функцию культурно-просветительного учреждения. Дело в том, что в поселке нет даже клуба, и молодежи вечерами некуда было бы идти, если бы не школа. Здесь сегодня работают семь кружков различного направления.
У нас есть музыкальная школа: классы сольфеджио, фортепиано и баяна. Есть два спортивных кружка, одним из которых руководит председатель республиканской общественной организации «Город без наркотиков» Флюр Асадуллин.
В секциях борьбы, волейбола, баскетбола – всего их около шести – занимаются практически все наши ученики.
Самое интересное то, что бывшие выпускники, а теперь студенты уфимских вузов, сами ведут спортивные кружки в родной школе. И прекрасно справляются со своими обязанностями. Мы им предоставили спортивный зал. Каждый вечер – с 16 до 21 часа – здесь проводятся тренировки. Другой спортивной площадки, кроме как на территории школы, в селе нет.
Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. Преподаватели и ученики это отлично понимают. С гордостью могу отметить, что все наши педагоги ведут здоровый образ жизни. В коллективе работают 30 учителей, четверо из них – мужчины, и ни один не курит. Это отличный пример для подражания нашим детям. Всего в школе 300 учащихся, есть дети из неблагополучных семей, которых трудно заинтересовать общественными делами. И все же они посещают почти все мероприятия.
В годы войны в Юматове был военный госпиталь. В День Победы у памятника Неизвестному Солдату администрация района ежегодно проводит торжественный митинг, на который приглашают учеников нашей Юматовской школы. Дети читают стихи и поют военные песни.
А вот День пожилых людей мы проводим в школьной столовой. Угощаем ветеранов, вручаем им подарки – как правило, это поделки, изготовленные детьми, устраиваем концерт художественной самодеятельности.
Поскольку у нас нет клуба, школа выполняет еще и функцию избирательного участка.
Работает «школа молодого лидера», созданная на базе уфимского отдела молодежи.
Что будет, если школу вдруг закроют? Даже не могу себе этого представить. Возможно, село и не исчезнет, но мы потеряем очень и очень многое: образование, культуру, досуг и здоровье. Куда идти детям? Ведь школа открыта практически круглосуточно.
Хотелось бы обратиться через газету к вышестоящим организациям, чтобы обратили более серьезное внимание на социальные вопросы, касающиеся учителей. Ни для кого не секрет, что в сельских школах особенно трудно с кадрами, молодежь идет неохотно. Пока у меня работают молодые парни. Но знаю, что Госдума проголосовала за отмену отсрочки от армии. Теперь они, конечно, уйдут. Кто согласится работать за такую маленькую зарплату? Ко мне обращались насчет трудоустройства и молоденькие учительницы, но у меня, к сожалению, для них нет жилья. Конечно, можно снять квартиру, но поскольку здесь курортная зона, цены высокие, примерно как в городе – 3-4 тысячи рублей. Такую сумму молодые учителя не зарабатывают.
Сегодня одна надежда – на опытных педагогов. Если и они уйдут…
Наталья ЦЫБУЛИНА, директор школы хутора Заливский Октябрьского района Волгоградской области:
Во всем помогают родители
Если закроется школа, село вообще вымрет. Отсюда все уедут. Ведь каждый понимает, что ребенку надо дать образование. Значит, взрослые будут увозить детей. Тем более, кроме личного подсобного хозяйства, многих ничего не держит. Совхоз у нас развалился, зерновым производством занимаются одни фермеры. Безработица массовая. Социалка на грани развала. В больнице не хватает врачей. У нас очень хорошее двухэтажное здание клуба, но оно уже год не отапливается. Этой зимой снега было много, протекла крыша. В библиотеку страшно детей отправлять, все пропитано плесенью.
Поэтому наш хутор Заливский держится за счет школы. Именно здесь сегодня настоящий культурный центр села, очаг просвещения. У нас ведутся кружки – вокальный, кулинарный, «Умелые руки», спортивные, информатики и вычислительной техники (есть компьютерный класс на восемь мест), краеведения.
Ребята вместе с учителем Верой Владимировной Лущаевой выезжают в степь на раскопки. Они помогают работе районного поискового отряда «Стальное пламя». Летом прошлого года поисковики обнаружили боевое оружие, останки советских воинов – участников Сталинградской битвы.
На данный момент в Заливской школе учится 161 ребенок, классов-комплектов – 10. В соседних хуторах – Водянский и Чиков – есть малокомплектные начальные школы. Там учатся соответственно 19 и 15 ребят.
Родители недаром прямо-таки трясутся над этими маленькими школами, заботятся, чтобы их не закрыли, помогают ремонтировать, сдают деньги на дрова. Ведь никто не хочет отпускать своих малышей за несколько километров. Автобус школьный старенький, а морозы зимой сильные. Из Чикова вообще нет подвоза, ребятам надо идти километр пешком. Какая мать отпустит первоклашку одного в такую дорогу? Время сейчас тревожное, за детей беспокоимся.
И потом, у детишек начальной школы занятия заканчиваются в 12 часов дня. Ждать до 16 часов, когда уроки у старшеклассников подойдут к концу, им слишком долго. А в средствах на бензин мы ограничены, делать несколько рейсов автобусу накладно.
Малокомплектные школы сейчас нужны обязательно. Как только их закроют, деревни опустеют сразу. Кто будет тут жить, кто будет кормить страну?
Да, нам обещают, что вопрос с транспортным обеспечением решится. Говорят, что при закрытии малокомплектных школ будут сэкономлены бюджетные средства, которые пойдут на укрепление базовых сельских школ. Но веры у народа этому нет.
Комментарии