Школа зачастую становится единственным центром культуры на селе. Умрет школа – умрет село. С этим утверждением согласны все или почти все. Но как же быть с государственной программой реструктуризации сельских школ? Их содержание стране невыгодно… Впрочем, это утверждение спорно даже с финансовой точки зрения, ведь имеется в виду сиюминутная выгода и не учитываются потери в перспективе, когда некому будет пахать землю и кормить страну.
Валентина ПОПОВА, директор малокомплектной сельской школы хутора Ильменский-1 Михайловского района Волгоградской области: Спасибо спонсорам
В нашей школе 32 ученика и 8 учителей. Школа основная, в ней девять классов (в основном по двое-трое ребят, но есть и по одному). И для нашего хутора, где порядка 300 жителей, школа – это культурный, просветительский и образовательный центр. Хотя есть и сельский клуб, и медпункт, библиотека, почта, магазин. Но если убрать (или, как сейчас говорят, реструктуризировать школу), то вместе с ней умрет и хутор – в нем останутся одни пенсионеры, а те, кто помоложе, у кого малые дети, разъедутся кто куда.
Не открою Америки – главная проблема, и, думается, не одной нашей школы, – укрепление материально-технической базы. Радуюсь, что в этом году многое сделано.
Во-первых, летом начата установка пожарной сигнализации. Ведь в начале каждого учебного года мы со страхом ждали инспектора и каждый раз получали от него предписания. Школа деревянная, здание 1914 года. Там еще помещики жили. Отопление электрическое. Пожарная безопасность была нашим самым «узким» местом. Теперь в каждом кабинете АПС, полностью заменили электропроводку.
На выделенные из районного бюджета средства мы закупили мебель – парты, шкафы. Постепенно, покабинетно наводим красоту.
Во-вторых, еще одна большая радость – 16 августа нас подключили к интернету. Теперь у школы есть свой электронный адрес, пробуем вести переписку в сети. Учитель информатики Алексей Николаевич Мохов – человек дельный, знающий, выходит в образовательные порталы, изучает возможности. Программы образовательные начинаем смотреть. Сколько компьютеров в нашей школе? Один. Но ведь и в классах сидят два-три ребенка.
Район выделил школе в собственность 128 гектаров земли. Свой надел мы передали в аренду предпринимателю Юрию Зиновьевичу Балбекову по цене 500 рублей за гектар. Недавно он с нами рассчитался, перечислив 64 тысячи рублей на лицевой счет школы. Для нас эти деньги большое подспорье, особенно если учесть, что особо-то и спонсоров у нас в округе нет.
Правда, 7 тысяч рублей на ремонт нам выделила фирма «Гелиопакс». Во время летних каникул наши ученики трудились на этом агропредприятии, пололи сорняки на пшеничных полях. Был организован подвоз школьных бригад и питание. Дети получали зарплату 600-800 рублей, а самые старательные ребятишки в День знаний награждались денежными премиями в конвертах.
Напоследок скажу, что наши ильменские мальчишки и девчонки активны и в учебе, и в труде, и в самодеятельности. Мы стараемся не пропускать ни одного конкурса в районе, участвуем в соревнованиях, даже в область выезжаем.
Елена КУЛАГИНА, директор Молчановской основной школы Большеболдинского района Нижегородской области: Хозяйственные проблемы решаем сами, а вот финансовые…
С 1994 года мы работаем в новом здании. В нашей школе просторные классы, есть столовая, спортивный зал, мастерская. И коллектив молодой, творческий. Из 11 педагогов четверо с высшим образованием, остальные имеют среднее специальное. Три педагога прошли аттестацию на первую квалификационную категорию, и четверо – на вторую. Сейчас у нас обучаются 25 детей из трех сел, причем в начальных классах – пять человек. Младшие школьники занимаются в классе-комплекте, то есть все четыре класса ведет один учитель одновременно. Расписание им администрация школы сделала ступенчатым, но тем не менее получается так, что два урока все четыре класса проводят вместе. Это, безусловно, проблема, потому что учителю очень трудно работать каждый день в таком режиме. Тем более что это начальная школа, где закладываются все азы.
Президентская программа компьютеризации сельских школ прошла мимо нас. По этой программе мы не получили ни одного компьютера. Правда, в нашей школе есть три ПК, но два из них очень старенькие, к одному из которых и подключен интернет. Хотя за счет районного бюджета у нас появился новый компьютер, но теперь проблема в том, как переустановить интернет на него, чтобы связь работала лучше. Из трех компьютеров один используется в учебных целях, но и здесь возникает проблема. Монитор маленький, что на нем могут увидеть ученики на уроке? Поэтому нам крайне необходим проектор, который школа сама купить не в состоянии.
Еще одна проблема – подготовка педагогов. Вот уже третий год мы работаем по новому учебному плану. В региональном компоненте у нас есть новые предметы – биологическое краеведение и географическое краеведение. Учителям надо проходить курсовую подготовку, но денег на это выделяется очень мало. В этом году мы прошли курсы в НИРО, для чего пришлось затянуть потуже пояса. Но если так же будет и на следующий год, думаю, что никто уже не поедет. Тех средств, которые выделяет районная администрация, хватает только на то, чтобы один человек две недели обучался на курсах. А в школе 11 учителей, и ежегодно как минимум двое должны проходить курсы повышения квалификации.
Хозяйственные проблемы решаем сами. Вот получили предписание из Энергонадзора – поменять электросчетчик. Закупили их для школ централизованно, а вот устанавливать нам пришлось за свой счет. Сэкономили на хозяйственных расходах – не купили техничкам ведра со швабрами, а за установку три тысячи рублей заплатили. Хочу выразить большую благодарность учителям и обслуживающему персоналу школы за то, что на протяжении последних четырех лет красим и ремонтируем своими силами.
В 2004 году наша школа получила автобус. С того времени на этом «ПАЗике» мы с учениками объехали, можно сказать, всю Нижегородскую область. Но опять же… субвенцию на бензин дают только для подвоза детей от школы до дома и обратно. А чтобы поехать в Нижний Новгород на новогоднюю елку, в театр или на экскурсию в Дивеево, горючее нужно искать самим. Хорошо, что нам помогает наше родное сельхозпредприятие – агрофирма «Болдино».
И еще одна проблема, которая актуальна не только для нашего района, но и всей Нижегородской области. Детям из малообеспеченных семей выделяют из бюджета на питание в школе по 450 рублей в месяц. Родители получают эти деньги, но собрать их потом нам очень сложно. Лучше бы эти средства передавались сразу на счет школы, чтобы мы без проблем кормили ребятишек в школе.
Людмила ИВАНОВА, директор Правохеттинской средней школы Надымского района, ЯНАО:
Сельская школа – островок культуры
Школа всегда была и остается островком культуры и спорта в селе. В нашей школе, например, проводится очень много мероприятий, соревнований и спартакиад. Многие из них стали традиционными не только в школе, но и в поселке. В такие праздники, как «День первого звонка», «День рождения школы», «Последний звонок», «День учителя», небольшой школьный спортивный зал едва вмещает жителей поселка, желающих принять участие и поприсутствовать на празднике. Школа взаимодействует со всеми культурными и спортивными учреждениями поселка: Домом культуры, сельской библиотекой, Детской музыкальной школой, физкультурно-оздоровительным комплексом. Спортивные соревнования теперь часто проводятся в стенах нового физкультурно-оздоровительного комплекса, а до его строительства на протяжении 15 лет школьный спортзал, неся двойную нагрузку, был единственным поселковым спортивным учреждением. Правохеттинская школа стала, например, центром проведения районных соревнований по армейскому рукопашному бою.
В школьных мероприятиях с удовольствием принимают участие и дети, и родители, и учителя. Такие традиционные праздники, как осенние школьные олимпийские игры по легкой атлетике, школьная «Масленица», собирают почти всех поселковых жителей. Эти праздники всегда яркие, красочные и незабываемые.
Ведется работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Ежегодно 23 февраля и 9 мая у нас проходит традиционный общешкольный смотр строя и песни «Статен и строен, уваженья достоин» и «Конкурс инсценированной патриотической песни» для всех жителей поселка. Мы приглашаем в школу участников локальных войн, проводим диспуты «Служить или не служить», «Поговорим о службе». Готовим ребят к службе в Вооруженных силах.
8 марта у нас проводится День самоуправления. Места школьных учителей занимают ученики старших классов, а учителя переступают порог 12-го класса. А в канун Нового года школьники посещают все предприятия, находящиеся на территории поселка, с праздничными поздравлениями. Центром краеведческой работы стала школьная музейная комната, где собраны материалы по истории поселка и истории школы. На базе музея создана группа «Поиск».
В день последнего звонка мы выпускаем ввысь сизокрылых голубей, а выпускников в небо поднимает вертолет. Почти все они прощаются с Севером, уезжая на учебу в большие города, и им, наверное, приятно последний раз посмотреть на крошечную точку на карте нашей Родины с высоты птичьего полета.
Комментарии