В Пустовалове “градообразующими” объектами являются хозяйство – ЗАО “Весна” и средняя школа, руководят которыми Роман и Сания Кадыровы. И никому в голову не приходит попенять, что вот, мол, семейственность развели, потому что эта редкая удача, когда муж директор хозяйства, а жена директор школы, используется исключительно в созидательных целях.
Был зигзаг в карьере Романа Кадырова – на 2 года он покидал пустоваловские угодья, поменяв их на кресло банкира, так ходоки его замучили: вернись да вернись, а то хозяйство, входившее при нем в первую четверку в районе, разваливается.
Понял Роман Кадыров, что банк для него был перспективой однодневной, в сто раз больше он может получить в хозяйстве. И с ощущением вины перед людьми вернулся на старое место. Вот только наверстывать упущенное ему придется долго. Поголовье скота уменьшилось вдвое, снизились надои и урожайность.
Пока муж ходил в банкиры, Сания Харисовна, как пчелка, трудилась в своем улье – в школе. Когда в 1984 году Кадыровы приехали в Пустовалово и она переступила заветный порог, ахнула и тихо заплакала. Запустение было во всем. Возле школы бурьян был с нее, с директора, ростом. Вытерла слезы и взялась за дело. 13 лет Кадыровы совмещали свои руководящие посты с работой сторожами школьного опытного участка, правда на общественных началах. Благо, жили они напротив школы. Среди ночи дозором обходили “свои” угодья и спокойно шли досыпать. Сейчас ни единой луковицы не пропадает. Все поняли, что выращенный возле школы урожай идет детям.
В кабинете Сании Харисовны висит рабочий халат на тот случай, когда необходимо что-то посадить, проконтролировать на приусадебном участке, заняться засолкой капусты, спуститься в погреб. Да мало ли забот у директора школы, взвалившего на себя государственную заботу накормить сельских детей. Могла бы ребром ладони отмерить свои полномочия: вот от сих и до сих – мои, а дальше – государственные, региональные, районные, так что будьте любезны… Но никаких ультиматумов.
Славу кормилицы обрести Кадыровой было нелегко. Действительно, сельские дети доплачивают лишь за хлеб и масло сущие копейки.
Семинары, коллегия ГУО проводились на базе Пустоваловской школы. Здесь гостям приусадебный участок демонстрировали, который в последние годы занимает в районе только призовые места. Показывали, как весной сеют, осенью убирают и закладывают на зиму овощи, а в ноябре – как они хранятся в хранилищах и погребах. Не утаивали, как готовят. Угощали гостей так, что те с удовольствием едут за опытом опять. “Давайте семинар в Пустовалове проведем!”- предлагают. Но если директор школы не захочет взять на себя эту тяжелую ношу – кормление учеников, – ему хоть 20 семинаров организуй – палец о палец не ударит, потому что это каторжный труд, считает Сания Харисовна.
Не без драматизма проходило 7 лет назад создание в селе комплекса школа-детсад. Сания Харисовна понимала, что придется детский сад взять под свое крыло, но методикой работы с дошколятами не владела. “Что мне, разводиться с мужем из-за этого? Согласилась “прицепить хвост” к школе, а потом куда только ни ездила, чтобы научиться работать с малышами в режиме комплекса. Дело-то новое. Никто не знал, чем помочь. Вот и начинала рабочий день в садике, тут же его и заканчивала”.
Кстати, о разводе. Допек муж жену с этим садиком: сбыл с рук убыточное предприятие. Зато дети в итоге выиграли: у них теперь со школой все общее. Так кому больше выгоды от брачного союза – руководителю хозяйства или директору школы-сада? “Мне Санию как женщину и директора жалко. Если не я, то кто ей в селе поможет?” Так и повелось: хозяйство помогает школе, чем может, а она, будучи социальным гарантом, крепче якоря держит в селе работников.
И действительно, колхоз на 70 процентов обеспечил учителей коттеджами, по осени раньше, чем пенсионерам, им дают по тем же ценам по 2 центнера зерна, выбракованных телят, в течение года обеспечивают сельхозпродуктами. Но и школа не лыком шита. Обеспечив себя картошкой, капустой, корнеплодами, семенами для будущего урожая, излишками делится с колхозом.
С марта в школе параллельно с учебным начинается процесс выращивания рассады. Горшочки, баночки, ящики с зелеными росточками, приткнутые везде, куда пробивается луч солнца, конечно же, вносят в школьно-садишную жизнь не только полезную суету, но и поэзию. Поэзию крестьянского быта. Я была в Пустовалове в январскую стужу, а Саша Хамин, тогдашний шестиклассник, то ли вспомнив лето, то ли предчувствуя его, признался, что ему нравится ходить на отработку на пришкольный участок. “Мы поливаем помидоры, огурцы, цветы, рассаду садим, пропалываем. Сходим на речку – и опять работаем. Для себя выращиваем,- деловито заметил Алеша Долгов,- чтоб из дома меньше носить”. “У нас тут один год картошка не уродилась, так из дома носили”, – прокомментировала слова ученика Кадырова.
Но не картошкой единой и не единым учебным планом жива школа, а еще и автоделом, знание которого в селе дает лишний шанс найти работу. На него отводятся часы из школьного компонента. Теорию и вождение автомобилисты сдают в Кротовской школе, а документы получают в ГИБДД. Кому не по нраву изучать карданный вал, обучаются портняжному искусству и кулинарии.
Вспоминаю публикацию в N 29 “УГ” “Кому они нужны, эти школки?” директора Мятлевской школы из Калужской области, заслуженного учителя РФ Александра Иванова. По его словам, сельскохозяйственные знания будут востребованы выпускниками лишь в их собственных подсобных хозяйствах. Целесообразно сегодня растить умных, предприимчивых, экономически и эстетически подготовленных граждан, готовых сделать осознанный профессиональный выбор. Для этого надо коренным образом перестроить сельскую школу, создав некий новый ее тип.
Можно было бы поспорить с настроенным на крутое реформирование сельской школы директором. Однако меня “зацепила” его мысль о возможных вариантах создания жизнеспособной сельской школы. Судя по описанию возможного варианта, Пустоваловская – на правильном пути. Здесь создается фундамент подготовки школьников к различным, не только сельскохозяйственным, видам деятельности, в том числе и к выполнению гражданской миссии. Школа участвовала в социальном проектировании в рамках областного проекта “Гражданин”. Пустоваловские дети дали такой вот наказ депутату Госдумы: “Досконально изучите округ, чтобы знать, сколько га земли не обрабатывается, сколько бедных и нищих. Каждое утро спрашивайте себя: “Что я сделал вчера и что сделаю сегодня, чтобы люди моего округа стали жить лучше?”
Выполнит ли депутат наказ? Не обольщаясь, сами школьники, пионеры-экологи, поотрядно шефствуют над одной из улиц села, озеленяя, убирая мусор и помогая пожилым, сажают деревья, ухаживают за родниками, подкармливают зимой птиц и животных, проводят экологические субботники. Поддерживает интерес к активной гражданской позиции и деятельность восьми министерств и президента ребячьей республики “Радуга”. Я склонна верить семикласснице Кате Литвиновой, которая сказала, что в школе интересно: соревнования, конкурсы и экскурсии, сюда тянет даже летом. Еще и потому, что учителя добрые, стараются заинтересовать своим предметом и своего добиваются.
А Сания Харисовна – та вообще вне конкуренции. Ей никто не давал как депутату наказов, но каждый день директор школы начинает с “инвентаризации” того, что сделано и что еще предстоит. Уж пусть простит меня Сания Кадырова, но, полагаю, не обошлось в достижении ею всенародной ребячьей любви без вкусных обедов, а в летнем оздоровительном лагере к тому же еще и без бесплатных завтраков и полдников, о чем благодарные дети тоже с удовольствием вспоминают.
Так что не напрасны были поиски Кадыровой собственного выхода из нужды для ее школы. Не скажешь, что делает она нечто оригинальное, но важен здесь не метод, а результат. Осенью, когда учителя в домашних халатах приходят солить капусту для школы, они знают, что, запасая витамин С для своих учеников, они получат еще и отгулы. В этой мелочи проявляется стиль руководства школой.
Поэтому я хотела бы возразить автору публикации Александру Иванову, который скептически относится к тому, чтобы вооружать сельских выпускников только знаниями и умениями в сфере сельскохозяйственного производства. Останутся или нет выпускники в селе, неважно. Ясно одно: село – не резервация для неудачников, потому учить детей жизни целесообразнее на том материале, который их окружает с рождения (а другого, кстати, и нет). В нем и мудрость, и философия, и диалектика жизни в широком понимании – не только деревенской. Внявший им ученик будет конкурентоспособен и в городе. Здесь нет противоречия, ибо, опираясь на такую основу, освоить иные знания не составит труда. Но эта метода срабатывает при одном непременном условии: у сельских школьников должно быть сытое детство, в том числе и благодаря их собственным трудам.
Галина СЮНЬКОВА
с. Пустовалово,
Кинель-Черкасский район,
Самарская область
Комментарии