search
main
0

Село Ибрагимово: воспитание на миру

В жизни каждого человека есть такое место, которое по-особому дорого сердцу. Место, где каждое дерево как родное, где небо кажется ближе, а в шепоте воды угадываются слова о счастье. Для директора Ибрагимовской школы Светланы Ишмурзиной таким местом стало село Ибрагимово Кувандыкского района, где создана уникальная система взаимоотношений между школой и селом – воспитание на миру.

В ​предгорьях Южного Урала, в месте, которое за красоту и разнообразие ландшафта называют Оренбургской Швейцарией, расположилось село. В нем 370 дворов и население чуть больше тысячи человек. Детей здесь достаточно много: каждый пятый.Директор школы Светлана Ишмурзина вспоминает стихотворные строки, которые стали своеобразным девизом ее жизни и кардинальным образом изменили жизнь села:- Поэт Расул Гамзатов как-то сказал: «Я хочу, чтобы детей были взрослые достойны». Услышав однажды эту фразу, я запомнила ее навсегда. Согласитесь, если рядом со взрослым ребенок, это подтягивает. Так и спокойнее, и воспитаннее человек хочет себя показать. Вот это и надо использовать. Главный принцип воспитания на миру: взрослый воспитывает ребенка, а дети воспитывают взрослых.Дети воспитывают взрослыхСветлый осенний день. На сентябрьском солнышке греются ибрагимовские пенсионеры. Вспоминают молодость и обмениваются сельскими новостями: у кого, что и как – такое вот сарафанное радио. Напротив, прямо в нескольких шагах от них, начинается странное действо: дети ставят ширму, надевают на руки тряпичных кукол и объявляют: «Здравствуйте! Вас приветствует школьный театр».Сценарии здесь, что называется, эксклюзивные, созданные на основе событий, происходящих в селе. Такого нет в репертуаре ни одного театра. Каждая кукла имеет реальный прототип – и это жители Ибрагимова. Первый уличный спектакль был показан 8 лет назад. Началось все со сцены, изобличающей старушку, торгующую самогоном. Дальше больше. Вот одна из кукол, грызя семечки, обращается к другой, и детский голосок за ширмой пародирует родителей-прогульщиков:- А на прошлой неделе сам начальник полиции в школе всеобуч проводил. Все дела бросил и приехал. А я ведь не пошла. У меня времени нет.Помимо обличающих спектаклей в репертуаре школьного театра много трогательных историй о добрых поступках сельчан. Директор школы считает, что и их нельзя оставлять без внимания: «Во-первых, это пример для других, во-вторых, когда человека похвалишь, создашь ему положительный образ, он и в дальнейшем будет стремиться ему соответствовать».Учащиеся и педагоги Ибрагимовской школы выпускают собственную газету, которая по своей идейной направленности очень схожа с театром. Здесь пишут не столько о том, что произошло в стенах учебного заведения, сколько о том, чем в целом живет село. Начинающие работники пера похвалят семью, которая поставила новый забор, дадут рекомендации по уходу за садом-огородом… Руководитель творческого объединения «Юный журналист» Дина Тыщенко продолжает: «На страницы нашей газеты могут попасть люди, которые затерялись по жизни. Например, человек стал алкоголиком или тунеядцем, но, прочитав о себе в рубрике «Поздравляем с днем рождения», он, может, почувствует, что еще значим для общества, что еще не до конца потеряна связь с миром. У нас уже были случаи, когда после такой, казалось бы, незначительной публикации люди приходили в школу с предложением чем-нибудь помочь. И дети начали гордиться своими отцами. Ведь папа проявил себя не с той стороны, с которой его привыкли видеть, а с хорошей. Он оказался, к примеру, отличным мастером по дереву».Трудовой десантСветлана Ишмурзина – заслуженный учитель, отличник просвещения, зам. председателя Совета депутатов Кувандыкского района – создатель и хранитель традиции воспитания на миру. Прародителем этой необычной системы взаимоотношений в селе стал уроженец Кувандыкского района, заслуженный учитель РСФСР Анатолий Дмитриевич Трынов. С 1974 по 1986 год он был директором Ибрагимовской школы. В то время возглавляемые им ученические производственные бригады были одними из самых результативных не только в регионе, но и во всей стране.Светлана Николаевна продолжила идею трудового воспитания и вовлекла в нее всех от мала до велика: «Вы знаете, запомнились из детства люди, люди очень добрые. Они так любили детей, строили нам качели, обязательно играли с нами вечерами в лапту. Вот помню: безногий мужчина, а что-то нам сооружал. А мы для взрослых делали концерты. Помню, площадкой для выступлений нам служил фундамент строящегося дома. Ну и, конечно, любимая игра наша была – «Тимур и его команда».Что-то подобное тимуровскому движению есть и в Ибрагимове. Воды натаскать или дров наколоть – в XXI веке в большинстве домов это уже неактуально. А вот помочь старикам на огороде – пожалуйста. У ребят есть подшефные пожилые люди, которым они стараются по возможности облегчить жизнь.Как и тимуровцы, современные школьники регулярно оставляют своеобразные знаки на заборах: альбомный лист с изображенной на нем зеленой веточкой означает, что здесь живут обладатели самого чистого и красивого двора. Школьники регулярно наведываются к односельчанам, чтобы поставить оценку за ведение домашнего хозяйства. Жители Ибрагимова к экологическому десанту уже привычны, детей не гонят. Многие, наоборот, и яблоками угостят, и дадут на качелях покататься, и поделятся планами на будущее:- Вот у нас елочки взошли. Подрастут, и мы несколько штук вам в школу отдадим. А здесь, смотрите: старую кухню разберем и розы посадим. Приходите на следующий год, здесь такая красота будет!Важная составляющая системы воспитания на миру – преемственность, то есть ничто хорошее не должно исчезать. Когда после развала Советского Союза пионерия приказала долго жить, в Ибрагимове появился своеобразный аналог ей – организация «Солнышко». Лучики, так себя называют ребята, являются продолжателями традиций предшественников.Сохраняя семейные традицииСегодня в Ибрагимове мирно соседствуют 12 национальностей. Директор Светлана Ишмурзина этот факт не оставила без внимания и организовала в школе акцию «Живем мы дружною семьей». Каждый класс стал изучать историю и традиции того или иного народа. Дети писали научно-исследовательские работы, то есть копали в самые корни. Дальше больше. Решили, что у каждой нации должна быть своя кукла, и не маленькая какая-нибудь, а в метр высотой. Откликнулись представители всех этносов. Школа начала напоминать Университет дружбы народов.«Это такое счастливое время, когда все село здесь, – вспоминает Светлана Николаевна. – Кто-то несет монеты. Кто-то пробивает их, делает монисты. Кто-то несет старые лисьи хвосты, на башкирских костюмах делает из них оторочки.Теперь этих кукол мы используем на народных праздниках. Мы об этих национальностях рассказываем, семьи выводим на сцену. Они рассказывают о себе. Мы обо всех все знаем. Это всем удобно и работает на учебно-воспитательный процесс».Работа по укреплению семьи и семейных традиций в Ибрагимовской школе идет постоянно. Например, в этом году к уроку в День знаний готовились не только учителя, но и ученики. Самые маленькие рисовали мам, пап, братьев и сестер, рассказывали о них. А ребята постарше исследовали свою родословную. Восьмилетняя Ульяна Емельяненко составила семейное древо начиная с прапрабабушек и прапрадедушек. Сегодня с гордостью демонстрирует его и рассказывает биографию каждого члена семьи.Платок мираУдивительная школа, уникальная система воспитания. Здесь все направлено на то, чтобы объединить людей. Порой идеи, родившиеся в этом селе, находят свое продолжение не только в Кувандыкском районе, но и в области. Так было с акцией «Платок мира». Огромное полотно начали вязать в Ибрагимове, а продолжили по всему Оренбуржью. А пошло все с того, что в памяти Светланы Ишмурзиной всплыли воспоминания из далекого детства:- Когда США развязали войну в Ираке, люди в селе каждый день обсуждали эти события. А мне почему-то вспомнились слова нашей учительницы: «Знаете, дети, какой у восточных народов обычай хороший есть. Вот дерутся мужчины, если женщина с головы скинет платок и бросит его, любая драка, любая война прекратится». Платок мира. Запало мне это в душу. И вот появилась такая идея: пусть каждый человек, если он против войны, если он за мир, то хотя бы одну петлю вывяжет. Наши гонцы-школьники пошли по селу, распределились так: вы на эту улицу идете, вы – на эту. Знаете, утром мы были ошеломлены. Мы-то думали, ну по одной петле вывяжут. Один ребенок принес полметра, другой – целое законченное произведение. Потом к нам подключились соседние районы. Вязали женщины, мужчины, дети, старики – люди были охвачены общей идеей. Мы объединили все работы, и у нас получился огромнейший платок. Несколько лет назад в Оренбурге на День детства его демонстрировали всему городу. Более десятка кадетов несли наш платок мира по улице Советской.Старшие друзьяВ Ибрагимове живут разные семьи, есть и неблагополучные. Страдают в них в первую очередь дети. Чтобы как-то поддержать этих ребят, сельчане решили: нужно над ними организовать шефство. Например, вот уже два года в Ибрагимове действует акция «Старший друг». Светлана Николаевна рассказывает: «Вот сейчас выросло перестроечное поколение, у них появились дети. А что делать с этими детьми, родители не всегда знают. И сегодня у нас в школе делается упор на работу с семьями социального риска. Если раньше над ними шефствовали уважаемые жители села, то сегодня – педагоги. То есть за всеми такими семьями мы закрепили учителей. Исходили из принципа соседства. Ну разве много времени требуется для того, чтобы спросить: «А чем ты сегодня занимался? Какую книжку сейчас читаешь? Не боишься ли ты брать маленькую сестренку на речку?» Накануне нового учебного года наши педагоги проверяли, есть ли форма у этих ребятишек. Пусть она старенькая, но ее нужно привести в надлежащий вид. Напоминали мамам, что нужно стол освободить для ребенка, чтобы у того было место, где учить уроки. Такие визиты очень дисциплинируют родителей. Ведь они понимают: «Соседи видели, что приходила учительница. Значит, что-то не так. Ага, надо исправляться». В селе мы все на виду, все на миру. Такая система оценки нам помогает. Мир оценит, мир спросит, и перед миром надо отвечать.Возрождение селаВ новом учебном году система воспитания на миру стала развиваться еще в одном направлении – привлечение детей к работе на земле. Открылся так называемый аграрный класс. Здесь инициатива была как снизу, так и сверху. Дело в том, что в регионе за последние годы начало набирать обороты движение по возрождению сельского хозяйства с помощью школы.В Оренбургском и Переволоцком районах агроклассы работают уже несколько лет. В рамках учебной программы дети посещают лучшие хозяйства территорий, общаются с фермерами, разрабатывают и защищают свои бизнес-проекты, а затем поступают в Оренбургский государственный аграрный университет.Фермер Сергей Дударев, а по совместительству депутат местного совета – частый гость на школьных линейках. И каждый раз в своих выступлениях он призывает выпускников возвращаться в село, строить здесь дома, заниматься растениеводством и животноводством.Такие обращения для детей не проходят бесследно. У Сергея Дударева уже сейчас есть потенциальные последователи, например, девятиклассница Вероника Хананова решила, что посвятит себя развитию сельского хозяйства в родном Ибрагимове: «После учебы я начну работать здесь. Тут у меня много друзей и знакомых. Я знаю, если потребуется помощь, меня всегда выручат, потому что у нас в селе живут особые люди».«Мое село – моя судьба», – говорит Светлана Ишмурзина. Она знает: воспитать такого особого человека – доброго, порядочного – можно только тогда, когда взяться за это миром: «Я посвятила школе 40 лет, и нисколько не жалею об этом. И если вернуть все назад, я все равно бы выбрала эту стезю. Мне так жалко, что мне много лет. Мне кажется, мне б еще лет 30 проработать, потому что идей так много, потому что хочется работать, нравится работать!»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте