search
main
0

Село без школы, как церковь без креста Реструктуризация “одарит” кондрашовских детей хатой да двумя партами

По дороге в Кондрашовку, куда меня пригласили учителя тамошней девятилетки, проезжаем через центральную часть Воронежа. В одном из самых красивых скверов города вовсю идет строительство нового собора – главное здание уже готово, вызолоченный купол горделиво сияет на всю округу, на вершине золотой крест. Собор в городе второй, а по величине и значимости обещает быть первым. Называется Благовещенский. Ничего не скажешь, красив храм, даже и в недостроенном пока виде. Учителя-кондрашовцы, сидящие рядом в машине, тоже восхищаются, а потом, погрустнев: “Эх, нам бы с этого купола одну маленькую пластиночку – на всю школу хватит! Глядишь, и не закрыли бы…”
Нет, это не крамола и не святотатство. Это другое. Когда при въезде в Семилукский район, в котором расположена Кондрашовка, нам попадается очередная “долина нищих” – с плотно понатыканными мини-замками, башенками, виллочками, хороминами – мысли примерно те же, что и при взгляде на собор.
Как же так вышло-то, что в небедном, в общем, крае, где живут далеко не нищие люди, нет денег на маленькую школку с ее 35 ребятишками?! Говорят, цифра виновата. Что если бы не 35, а 40 – проблемы не стояло бы вообще… Но все по порядку.

На уроке декоративно-прикладного творчества

Село Кондрашовка – маленькое, всего около 300 жителей, село. Как говорят местные, “у нас 250 избирателей, 35 учеников, 21 дошкольник плюс неучтенные”. Официальный год образования села – 1770-й. Но учитель химии и биологии Александр Карпеченко, он же профорг школы, рассказывал, что на собственном огороде нашел монету аж от 1749 года! А потом еще и две копейки от 1760-го. Раз деньги были, то и люди наверняка здесь уже жили… Я попросила поводить меня по историческим местам Кондрашовки. Вот и старая церковь, много повидавшая, сейчас заброшенная. Рядом ровное открытое место: пару сотен лет назад здесь было кладбище, позже – старая школа. Ее год рождения – 1886-й. Уже после Великой Отечественной школу достраивали и перестраивали всем селом, теперь на этом месте только заросшие остатки фундамента.
Идем дальше. Улица Молодежная – новая, с ладными крепкими домами. Лет 10-15 назад появилась она в Кондрашовке, точнее, появилось аж две новых улицы, которые стали застраиваться и заселяться молодыми семьями. На Молодежной – здание сельского магазина, действующего. Почта и сберкасса закрыты. Детский сад закрыт. Медпункт тоже. Самое страшное место в селе – останки бывших ферм. Именно останки, по-другому не назовешь: крыши разобраны и сняты, на месте бывших окон – дыры, добрые люди даже рамы унесли, не говоря уже о том оборудовании, что стояло внутри. В 90-м году весь комплекс вмещал шесть тысяч коров! Потом все “закончилось” – и коровы с телятами, и сами фермы. “Наши местные жители фермы не разбирали – рука не поднимается. – Рассказывают кондрашовцы. – На это дело приглашают наемных рабочих со стороны”. Часть “бэушного” стройматериала перевезли в соседнее село Стадница, что в пяти километрах. Но кондрашовцы сильно сомневаются в том, что весь шифер с крыш и плиты, которыми застилались полы на фермах, равно как и рамы-стекла-оборудование, осели в хозяйстве. Нет, в криминале никто никого не упрекает. Но строительство, а тем более перестройка – дело настолько тонкое, что уследить за всем ой как непросто.
Взять, к примеру, клуб в Кондрашовке. Тоже, к счастью, все еще действующий. Серое унылое здание, сразу и не догадаешься, что это место отдыха и развлечений. Говорят, на ремонт клуба было затрачено 300-350 тысяч рублей. Глядя на него снаружи, этого не подумаешь. Внутри не была, так что не знаю, может, там и ковры с канделябрами, но правда, кондрашовцы смеются: стиль что снаружи, что внутри – один и тот же, казарменный, на что деньги ушли, непонятно.
С Алексеем Владимировичем Богдановым, Александром Юрьевичем Киселевым и Александром Александровичем Карпеченко идем на мельницу. Первый – учитель труда в Кондрашовской школе и главный инженер единственного действующего в селе производства. Второй – директор школы, учитель физкультуры. Третий, как я уже говорила выше, – учитель химии, биологии и географии, тоже поработавший в свое время директором школы.
Мельница – любимое место кондрашовских мальчишек. Они уже взрослым хвастались, как помогали ее настраивать, и даже знают, как зерно мелется – что такое первый помол, второй, грубый, мелкий…
– Когда у нас еще фермы были, – рассказывает Богданов, – в этом комплексе до четырех тысяч бычков откармливали. Ну а как всего не стало, с Воронежа у нас появились спонсоры и попросили это здание в аренду. Поставили тут мельницу – отечественную, из Пензы. Но она – ничего, хорошо работает… Помещение мы отремонтировали – ни щелей, ни грязи, да вы сами видите… Вот тут складываем мешки с готовой продукцией – мукой и пшеном. Мы ведь еще и просо очищаем. Построили пекарню и макаронный цех, свою лапшу делаем.
– На сколько рабочих рассчитан комплекс?
– Человек на пятнадцать. А если будем расширяться и работать придется в две смены, еще люди понадобятся… Есть надежда, что мельница поможет выжить селу, что сохраним мы Кондрашовку. Еще б вот школу сохранить нам!

Кондрашовские ребятишки за президентским компьютером

Крик о помощи
Из Обращения педагогического коллектива Кондрашовской школы и жителей села Кондрашовка Семилукского района Воронежской области в редакционную коллегию “Учительской газеты”.
“Мы, члены педагогического коллектива Кондрашовской школы, родители учащихся и жители села Кондрашовка, убедительно просим Вас содействовать сохранению школы основного общего образования в нашем селе. В нарушение Указа
N 1501 Президента Российской Федерации от 28.12.02, постановления Правительства Российской Федерации N 871 от 17.12.01, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Программы развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы планируется закрытие нашей школы по инициативе районной администрации. Прикрываясь экспериментом по реструктуризации, районный отдел народного образования пытается на закрытии школы сэкономить деньги. Для Кондрашовки этот эксперимент может закончиться катастрофой, так как школа является единственным центром культурной жизни, а его последствия могут привести к постепенному вымиранию села, тем более что открыть школу вновь в наших условиях будет невозможно. Последствия эксперимента, его эффективность не просчитывались, оценка средств и определение затрат не проводились, в автотранспорте для подвоза учеников до ближайшей школы, которая находится на значительном удалении, было отказано. Предложения по трудоустройству учителей реально означают увольнение. Таким образом, мы были лишены права выбора, хотя предложения по поиску выхода из сложившейся критической ситуации есть…”

Это лишь небольшая часть письма, которое никого не оставило равнодушным в редакции газеты. Что же в самом деле происходит, о каких нарушениях пишут кондрашовцы? Ведь если судить по всем правительственным документам, которые здесь упомянуты, ни о каком закрытии школы и разговора быть не может. То же самое я услышала и в Главном управлении образования администрации Воронежской области: школу не закрывают, а лишь преобразуют ее в начальную, потому что мало учеников… Но вообще-то губернатор еще не подписал областного постановления о реструктуризации сети сельских школ. Точнее, еще и названия у этого постановления нет! Скорее всего речь пойдет не о реструктуризации, а об улучшении работы школ на селе… Вопрос-то в самом деле непростой, болезненный. 255 школ области подпадают под реструктуризацию (Или под оптимизацию? Или под улучшение?)…
В постановлении правительства, на которое ссылаются кондрашовцы, в частности сказано: “Общеобразовательное учреждение основного общего образования с контингентом обучающихся 40 и менее человек при наличии организационно-транспортных условий и расположенного вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся может быть реорганизовано”.
В Кондрашовской школе, напомню, в этом учебном году 35 учеников. На следующий ожидается 36-37, но это все равно чуть поменьше “рубежной” цифры. Только примерно до марта нынешнего года сельчане даже и не догадывались, что оказались “на рубеже”. На границе, которая по большому счету означает для Кондрашовки жизнь или смерть.
Начальство называет Кондрашовку бесперспективной. Оттого и все проблемы. Только что это означает? Ведь если разобраться, бесперспективное село – это такое поселение, где бывшие крестьяне, среди бела дня напившись, подпирают обшарпанные стены местного продмага, единственного “очага культуры”. В Кондрашовке я не увидела ни одного пьяницы или бездельника. Люди работали: как муравьи, ползли по бесконечному свекловичному полю, вручную пропалывая будущий урожай, делали макароны и готовили складское помещение на мельнице, учили детей в школе. Были и такие, кто с утра уехал или ушел в Стадницу, чтобы, отработав там день, к вечеру вернуться домой в родное село.

Галина Яковлевна БУЗИНА ведет урок английского

Мячи купили себе сами
Кондрашовцы в один голос говорят, что еще в начале нынешнего года никто и подумать не мог о реорганизации школы. В той самой Программе развития образования Воронежской области на 2001-2005 годы Кондрашовская школа – целая и невредимая – присутствует в своем обычном девятилетнем виде. Казалось, жизнь в школе наконец-то стала налаживаться.
– В прошлом году, – продолжает свой рассказ Киселев, – на подборе свеклы наши ребята заработали 1700 килограммов сахара. Что значит подбор свеклы? Это когда после работы комбайна идешь следом и подбираешь оставшуюся свеклу. Вот таким образом мы набрали 33 тонны. Сахар – часть для столовой оставили, а часть продали. Купили себе мячи для уроков физкультуры, еще купили блок бесперебойного питания для компьютера, колонки, новый телефонный аппарат…

Педколлектив в школе интересный. Сейчас их девять человек, на следующий год планировалось десять – вместе с новым учителем начальных классов, которая обещает скоро переехать в село на жительство. Долгое время не было постоянного словесника, но в начале этого года он наконец появился – приехал из “ближнего зарубежья”, преподавал русский и литературу в университете. Учитель с такими знаниями да для сельской девятилетки – куда уж лучше-то! Или, к примеру, взять английский язык. Учитель – Бузина Галина Яковлевна, работает здесь одиннадцатый год. Имеет два образования: Ленинабадский пединститут – факультет иностранных языков и Ленинградский пединститут – дефектологический факультет. Стажировалась Галина Яковлевна в Англии, соответственно и языком владеет очень даже хорошо.
Есть у школы свой профиль – декоративно-прикладное творчество. Учитель изо Наталья Ричардовна Карпова показывает один из самых красивых кабинетов – кабинет рисования. Здесь же проходят уроки, на которых дети мастерят деревянную, глиняную и мягкую игрушку, делают макеты из соломки, аппликации и работы из всевозможного природного материала. В 1999 году школа стала дипломантом областного конкурса изобразительного и декоративно-прикладного творчества “Мой Пушкин”. Вот еще один диплом, уже за 2000-й год – “За сохранение и возрождение традиций русского народа”. А этот – от 2001 года – Диплом участника международной природоохранной акции “День земли” и “Марш парков”: “Воронежский биосферный заповедник благодарит коллектив преподавателей и администрацию Кондрашовской школы Семилукского района за участие в международной акции “Марш парков” в поддержку заповедного дела в России”.
– У нас много работ забирают на выставки в Воронеж, так что самых красивых вы тут не увидите, – с улыбкой рассказывает Карпова. – И еще, у нас почти все работы коллективные, потому что детей мало и мы все делаем вместе.
Вместе они и в походы ходят – с директором и физруком Александром Киселевым. Кружки “Спортивные игры” и “Юный спасатель” – это уже его епархия. Кстати, палатки для школы тоже сами покупали, на заработанное. Чтобы было с чем на турслеты ездить.
Еще один учитель – еще одна личность, интересная детям. Александр Карпеченко не только ведет химию, биологию и географию, но и приохочивает к компьютеру своих коллег и учеников. В школе он с 1990 года, без особых сожалений поменял Воронеж на Кондрашовку, хотя мог бы запросто найти работу в городе – университет закончил с красным дипломом. Когда расспрашивала учителей, кто какую живность держит в личном хозяйстве и как совмещает работу с крестьянскими заботами, мне первым делом указали на Карпеченко: у Александра Александровича, как у настоящего учителя биологии, живность для деревенских мест экзотическая. В доме хомяки, аквариумные рыбки, тритоны, во дворе – азиатские овчарки, ульи с пчелами, а в специальном вольере живет настоящий ворон. На участке перед домом – маленький ботанический сад: кроме привычных деревьев и кустарников растут конические ели, похожие на игрушечные пирамидки, розы, барбарис, туя, можжевельник, даже кактусы, которые на зиму забирают домой!
Для чего я так подробно рассказываю об этом? Уж, конечно, не затем, чтобы лишний раз подхвалить кондрашовских учителей. Просто хочется, чтобы тот, кто будет выносить “окончательный приговор” Кондрашовке (или все-таки не будет?), на минуту почувствовал, в какой атмосфере живут ребятишки этого села. Разрушить все одним махом много ума и сил не надо, тем более что пример – вот он: разбитые, развороченные фермы. Но можно ли потом восстановить утраченное, легко ли это сделать?
…За окном, на школьной спортплощадке, которую сделали ученики и учителя, ребята играют в футбол – одним из тех мячей, которые сами себе купили. Во время большой перемены – горячий обед: особо популярны макароны с местной мельницы. За свой сельхозтруд школьники получили не только сахар, но и зерно. Взрослые привезли его на мельницу, смололи, теперь делают макароны и отдают их школе бесплатно. Еще ребята выращивают для себя картошку и разную зелень. Обычной столовой нет – еду разносят по классам, так детям больше нравится и так удобнее. В школе своя кухня, с водой, плитой – все, как полагается.
– С первого января питаемся полностью за свои деньги, из бюджета ничего не берем. Лампочки, веники, моющие средства, ведра – все сами покупаем… Правда, этой весной картошку не сажали. Честно говоря, после того как узнали о грядущей реорганизации школы, просто руки опустились. Закроют нас, из здания выселят – кому все это останется? Обидно до слез! Ведь только, казалось, все наладилось, школа крепнуть начала, зарабатывать – и вот, пожалуйста! Как по живому режут…

Старая церковь

Впереди паровозного дыма
А было так. 18 апреля в селе собрался сход жителей, на котором решали, будет ли реорганизовываться Кондрашовская школа. Среди приглашенных – начальник отдела по образованию администрации Семилукского района Александр Ильич Никулин, глава Стадницкой сельской администрации Ольга Дмитриевна Псарева, руководитель ЗАО “Стадницкое” Евгений Иванович Горобцов.
Передо мной протокол этого собрания:
“Никулин А.И. в своем выступлении сообщил, что в связи с увеличением выплат работникам бюджетной сферы в два раза фонд заработной платы сокращен на 10 % в целях своевременной выплаты. Если все оставить без изменений, то будет расти задолженность по заработной плате. Чтобы изыскать эти 10 %, предложено закрыть в районе несколько школ, в том числе и Кондрашовскую. При этом подвоз учащихся в Стадницкую школу не гарантируется. Если же жители не проявят здравого смысла и не дадут согласия на закрытие школы, то он (Никулин А.И.) реорганизует школу основного общего образования в начальную школу и без согласия жителей. В этом случае в транспорте для учащихся 5-9-х классов будет категорически отказано, а из здания все равно придется уйти. “Купим вам хату, поставим две парты”, – сказал Никулин А.И.”.
Дальше пошли вопросы от родителей учеников. Мол, как же так, в постановлении премьер-министра Касьянова о реструктуризации сети сельских школ речь идет о том, что данный эксперимент направлен на улучшение качества и доступности образования. И где же тут доступность, если до Стадницкой школы, куда хотят определить среднее звено из Кондрашовской, – пять километров, а если с дальних кондрашовских улиц идти, то и все семь получится. Вот их-то и вынуждены будут ежедневно проходить маленькие дети туда и обратно.
Дальше снова цитирую протокол:
“Никулин А.И. ответил, что он все понимает, но денег на содержание школы нет. Поэтому школа будет реорганизована. “Что же касается дальности расстояния, – сказал Никулин А.И., – то раньше дети ходили в школу и за семь километров, и за девять – например, я. И ничего”.
Итоги голосования на сходе показали, что за реорганизацию Кондрашовской школы высказался лишь один начальник районного отдела по образованию. Евгений Горобцов, руководитель ЗАО “Стадницкое”, предложил не торопиться и попытаться изыскать возможности для сохранения школы в ее нынешнем виде. Все остальные тоже были против реорганизации.
Только, видимо, это мало кого волнует. Потому что 22 апреля появилось постановление за номером 342 администрации Семилукского района Воронежской области о реорганизации Кондрашовской основной общеобразовательной школы. Что интересно: еще не принято областное постановление – ни о реструктуризации, ни об оптимизации, ни об улучшении – вообще никакого областного решения пока нет. Зато есть решение Семилукской администрации, которое принималось “во исполнение постановления Правительства РФ от 17 декабря 2001 года N 871 и приказа Министерства образования России от 16 января 2002 N 103”. Глава района В.И.Корчагин постановил “с 15 августа 2002 Кондрашовскую основную общеобразовательную школу реорганизовать в начальную общеобразовательную школу”.

Зачем все это?!
Все дни, пока готовила материал, я честно пыталась дозвониться до Александра Ильича Никулина и до Виктора Ивановича Корчагина. У первого телефон молчал в течение всего рабочего дня. А главу района просто не удалось “поймать” – он постоянно в разъездах по хозяйствам или на мероприятиях. Хотелось спросить о многом: о “хате” с двумя партами, о том, почему не имеет значения мнение жителей Кондрашовки и почему никаких действий по сохранению школы предпринято не было. Ведь недаром кондрашовцы в своем письме говорят о возможных путях выхода из критической ситуации. Одно из основных предложений – перевод школьной котельной на газ. Сейчас Кондрашовская школа и обогревается, и еду готовит, расходуя электроэнергию. А если бы был в школе газ, то ежегодные 90,5 тысячи рублей, которые выделяются на “коммуналку”, тепло и оплату техническому персоналу, сократились бы примерно в два раза. Глава сельской администрации Ольга Дмитриевна Псарева – единственный представитель местного начальства, с кем мне удалось пообщаться, еще будучи в командировке, назвала несколько цифр для сравнения:
– В год на Кондрашовскую школу нужно 450 тысяч рублей – это все расходы вместе с зарплатой учителям. Мы обсчитали содержание учеников в двух школах нашего хозяйства, учитывая и зарплату учителей, и коммунальные расходы. Получилось, что в Кондрашовской на одного ученика в год расходуется 14 тысяч рублей, а в Стадницкой – 9 тысяч. Вот и делайте выводы!
Тем не менее глава сельской администрации заметила, что кондрашовцы очень стараются – экономят.
– Если раньше мы в год за электроэнергию в школе платили 80 тысяч рублей, то теперь платим вполовину меньше… Последний год вообще тупик – на хозрасходы, на ремонт денег не выделяли, нет их! А дети с учителями заработали 35 мешков сахара, продали его, часть оставили для питания, что нужно, купили себе сами.
Но встал вопрос о реструктуризации…
Именно из-за этого “вопроса о реструктуризации” Кондрашовская школа лишилась газа. Само село газифицировано, а для школы несколько лет “выбивали” лимит. Наконец свершилось! Именно в нынешнем году пообещали школе газификацию – благо разводка труб от школьного здания метрах в 150-200. Котельную уже построили, осталось оборудование в нее поставить и газовую трубу к школе протянуть. Сельчане говорят, что сами могли бы провести всю наладку оборудования в котельной, это тоже было бы дешевле для бюджета… Но грянула эта “зация” – и все! Как обрубило.
– Ольга Дмитриевна, ну, допустим, переведут школу в “хату”, сделают ее начальной, а старое здание куда денется?
– Да, по зданию вставал вопрос. Оно стоит на балансе нашей администрации. Мне кажется, оно развалится, и все. Кто его здесь купит? Нам нет смысла оставлять его для начальной школы, потому что будут такие же затраты… Ну а средние классы переведем сюда, в Стадницу. Ведь поднимался вопрос, чтобы и в Стаднице закрывать 10-11-й класс и делать ее девятилеткой, здесь сейчас 80 учеников.
– А как же детишки будут добираться из Кондрашовки?
– Трудно ответить на этот вопрос. Как?.. Пешком. Потому что утвердительного ответа, будет ли транспорт, никто не дает. Был вариант: если бы купили нынешнее здание Кондрашовской школы, мы бы пошли на то, чтобы купить на эти деньги транспорт и возить на нем детей.
– А не высчитывали годовые расходы на транспорт, зарплату водителю, бензин?
– Мы такие расчеты не проводили. Но выступала заместитель нашего начальника отдела по образованию, она тоже говорит, что это будет дороже. Возможно, потребуются дополнительные расходы на питание детей. Если сейчас мы один раз в день кормим в школе, то при подвозе дети должны будут сидеть и ждать друг друга и до трех часов, и до четырех – уроки по-разному у всех заканчиваются. Наверное, придется еще раз кормить детей…

Реформа с привкусом вранья
Чтобы было все совсем уж ясно, вот цитата из главного документа.
“О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 16 января 2002 г. N 103
“ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2001 г. N 871 г. Москва
О реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить подготовленную Министерством образования Российской Федерации концепцию реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, проводимой с целью развития образования на селе, создания условий для обеспечения доступности и высокого качества общего образования…”
А вот еще небольшая выдержка из самой Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности Российской Федерации: “В настоящее время сельская школа является единственным интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов на селе. В этих условиях структурно-содержательная реструктуризация деятельности сельской школы необходима как для устойчивого развития системы образования, так и для реформирования аграрного сектора страны”.
Читаю это, сравниваю с ситуацией в Кондрашовке – и хочется съестьчто-нибудь мятное, широко рекламируемое. Чтобы избавиться от неприятного привкуса вранья, который доминирует в этой истории. Что же в основе – “доступность и высокое качество образования”, “интеллектуально-культурный центр села” или все-таки нехватка бюджетных средств и “реформирование аграрного сектора страны”, которое асфальтовым катком заравнивает Кондрашовку в пустую безжизненную площадку?

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте