search
main
0

Село без школы, как церковь без креста После публикации в “УГ” семилукские руководители сменили “тактику и стратегию”

Рассказ о Кондрашовской школе Семилукского района Воронежской области мы начали специальным репортажем в N 22 от 28 мая. Второй раз “УГ” выступила в защиту школы 2 июля (N 27). Напомню суть конфликта. Жители Кондрашовки заявили о своем несогласии с действиями районной администрации, которая, ссылаясь на министерскую программу реструктуризации сельской школы, решила преобразовать Кондрашовскую девятилетку в начальную школу. Ребятишки с пятого по девятый класс должны были ходить учиться в соседнее село Стадница. Причем начальство сказало сразу: никакого автобуса не будет, пусть ходят пешком. Реструктуризируют-де школу потому, что после повышения зарплаты денег на всех бюджетников не хватает, финансирование сокращают на 10 процентов, надо экономить.

Для кондрашовцев школа оставалась единственной надеждой на выживание и возрождение некогда большого села, в котором уже закрыты почта, сберкасса, медпункт, детский сад, разрушены фермы. Действия районных чиновников и возможную реструктуризацию сельчане восприняли как первый шаг на пути к окончательному закрытию школы и как последний в разрушении села. Кондрашовцы решили не допустить этого.
Написали письма всюду, куда только можно, единственное – до президента не дошли. Получив ворох отписок, обратились в прессу. После первой публикации в нашей газете семилукские руководители, пожелавшие закрыть Кондрашовскую школу, сменили “тактику и стратегию”: экономия перестала быть причиной закрытия, на первый план выдвинули лозунг о недостаточном профессионализме учителей. Но и это не подействовало, люди не обиделись, не испугались и не перестали бороться за школу, а, наоборот, потребовали компетентной проверки работы педколлектива, открытых уроков и тому подобное. Просьба “как бы” не была услышана. Борьба продолжалась все лето, временами (когда начальство приезжало в село) выражаясь в открытом противостоянии, но по большей мере людей “обрабатывали” по одному: от учителей и директора требовали увольнения, от родителей – перевода детей на учебу в другую школу. Однако даже после появления в августе приказа районного главы о преобразовании Кондрашовской девятилетки в начальную школу, да еще и в филиал Стадницкой, сельчане не отступили.
Закончилась вся эта эпопея за несколько дней до наступления нового учебного года – после августовского педагогического совещания и личного вмешательства в судьбу Кондрашовки губернатора Воронежской области Владимира Кулакова, напомнившего своим подчиненным, что на выступления прессы надо реагировать вовремя. Резюме было коротким: все должны решить сами сельчане.
Расчет районного руководства на то, что родители кондрашовских учеников отступятся и переведут детей в Стадницу, не оправдался. Подтверждение тому – 32 заявления о приеме детей для продолжения учебы в Кондрашовской девятилетней школе. Если вспомнить, что в прошлом учебном году в селе учились 35 детей, то результат можно считать очень хорошим. После всего случившегося, после откровенного давления и скандала единодушие родителей стало наилучшим доказательством доверия кондрашовским учителям, а заодно и объективной оценкой их профессионализма. Школа осталась, она жива, а значит, живо село и есть надежда на приезд сюда новых семей и новых учеников. Места в Кондрашовке очень красивые, и наверняка найдутся желающие перебраться в село на жительство.
2 сентября в Кондрашовскую школу приехало высокое начальство, заместитель губернатора поздравил с началом нового учебного года, вручил подарки. Ребята получили новые мячи для уроков физкультуры, школе выделили деньги на ремонт и благоустройство. Сельчане, до сей поры не избалованные подобным вниманием, оттаяли и душой, и сердцем. Теперь надеются на лучшее, верят в возрождение села, в то, что все-таки есть она на свете – справедливость.
Твердый характер кондрашовцев произвел должное впечатление и на областное руководство. Начальник Главного управления образования Яков Львович говорит, что изменился сам подход к реструктуризации сети сельских школ области. Что начинать надо не с закрытия малочисленных школ, а с создания и дополнительного финансирования школ базовых:
– Мы отказались от первоочередного изменения самой структуры малочисленных школ и превращения их в филиалы. Хотя реструктуризация и является реальным шагом на пути к улучшению качества подготовки выпускников сельских школ, но в таком виде она ухудшает социальную ситуацию в области. Если начинать с преобразования малочисленных школ, нарушится социальный баланс в обществе – высвобождается большое количество педагогов, их сложно трудоустроить, да и население не воспринимает реструктуризацию в таком виде. Тут нужно быть гибкими, нельзя не относиться внимательно к населению, даже если возражают два-три человека. Поэтому был выбран другой путь. На сегодня мы согласовали с районами открытие базовых школ, которые должны стать привлекательными. Чтобы люди увидели: да, действительно эта школа очень хорошая и дает превосходные знания, поэтому я хочу, чтобы мой ребенок учился именно в ней.
По словам Якова Львовича, сейчас в области разрабатывается программа создания базовых школ, предусматривающая переоборудование кабинетов физики, химии и биологии, дальнейшую компьютеризацию и информатизацию, а также переоборудование столовых, ремонт школьных зданий и пришкольных интернатов, пополнение библиотечных фондов и, разумеется, приобретение школьных автобусов. Губернатор Воронежской области Владимир Кулаков, отвечая на вопрос “УГ”, в чем, по его мнению, главная задача модернизации образования в области, сказал:
– Я думаю, что основное – это повышение уровня образования, прежде всего на селе. Что за этим стоит и какие составляющие должны привести нас к успеху? Прежде всего – повышение профессиональной подготовки педагогов и создание в области сети базовых школ. Сначала мы планировали, что их будет 132, но теперь решили, что таких школ должно быть больше – 250. Они на самом деле должны быть базовыми, имеющими всю необходимую техническую оснащенность. Ведь сегодня нет проблемы, чтобы закупить современное оборудование еще для сотни школ. Проблема в другом: сегодня в школах некому работать с этими новыми техническими средствами. Сельский педагог во многих школах ведет по три-четыре предмета. Нужны профессионалы. Чтобы хорошие профессионалы пришли в сельские школы, мы должны построить жилье. Должны создать условия, необходимые для проживания: например, чтобы в селе был газ, чтобы на достаточном уровне работала медицина. Поэтому мы ускоренными темпами газифицируем районы, а следующий шаг – решение жилищной проблемы медиков и учителей.
Возвращаясь к рассказу о Кондрашовке, хочется напомнить руководителям Семилукского района про обещанную газификацию школы, которая была остановлена из-за ожидаемой реструктуризации. Газовая разводка по-прежнему в 200 метрах от школы, котельная построена, осталось только трубу протянуть и газ пустить. Кондрашовцы готовы помогать в оборудовании котельной, а району газификация школы выгодна потому, что позволит вдвое уменьшить расходы на школьную “коммуналку”, которая сейчас “питается” дорогой электроэнергией. Вот и реальная экономия.
И еще пара наблюдений.
Тучи над Кондрашовкой окончательно рассеялись после вмешательства губернатора. Но в Воронежской области более тысячи школ, и если судьбу каждой из них будет решать лично глава обладминистрации, то ни на что другое у него просто времени не останется. Для чего тогда целая армия районных и областных чиновников, получающих немалую зарплату из бюджета? Или, может быть, уважение к простому человеку, ответственность перед людьми, а также совесть и здравомыслие – настолько редкие качества, что сохранились только у губернатора?! Или ему по должности положено, а другим что – нет? Ну и как тогда жить?
Второе наблюдение таково. В нынешнем сентябре в Воронежской области за школьные парты сели более 270 тысяч мальчишек и девчонок. 20 тысяч из них пришли на урок впервые. Им и невдомек, в какое горячее время предстоит учиться, ведь именно с них официально началась реализация Концепции модернизации российского образования, рассчитанной до 2010 года. То есть по ее завершении (все надеются, что удачном) у нынешних “первачков” за плечами будут уже восемь лет ученичества, а заодно и сформированные хотя бы в главном характер, мировоззрение и тому подобные тонкости, которые в переломные моменты формировать ой как непросто. Думаю, что в этом смысле кондрашовским мальчишкам и девчонкам повезло: прямо у них на глазах вершилась история их родного села и школы.

Татьяна МАСЛИКОВА

село Кондрашовка,
Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте