search
main
0

Село без школы, как церковь без креста Часть вторая. Семилукские чиновники открыли новый закон “сжатия земли”

А Васька слушает да ест…
В N 22 от 28 мая нынешнего года “Учительская газета” писала о ситуации, складывающейся в Кондрашовской школе Семилукского района Воронежской области. Эта маленькая (35 учеников), школа попала под реструктуризацию сети сельских общеобразовательных учреждений – очередной эксперимент, началом которому стали постановление правительства от 17 декабря 2001 года и соответствующий приказ Минобразования от 16 января 2002 года.
Репортаж из Кондрашовки вызвал немало телефонных звонков и даже писем мне как собкору “УГ” и автору материала. Звонили в основном учителя и директора сельских школ Воронежской области, но были и разговоры с начальниками районных отделов образования: говорили спасибо за статью (что, конечно, не могло не порадовать) и рассказывали о ситуации у них в районах.
Увы, администрация Семилукского района предпочла отмолчаться, пойдя по принципу “а Васька слушает да ест”. Из Главного управления образования администрации Воронежской области поначалу тоже никакой реакции не последовало – до тех пор, пока я сама не начала звонить по руководящим работникам и выяснять, так что же все-таки будет с Кондрашовской школой?!

Теория относительности
И вот тут-то, господа, начинается настоящий анекдот, правда, печальный. Весь юмор в том, что земля под ногами воронежских и семилукских чиновников, похоже, начала сжиматься и скукоживаться, ну точно шагреневая кожа или резинка для нательного белья. Поняв, что кондрашовские учителя легко не сдадутся, и уяснив слабость и уязвимость некоторых своих позиций, начальство решило круто изменить тактику.
Например, в министерской Концепции реструктуризации сказано, что школа основного образования, в которой 40 и менее учеников, “может быть реорганизована” (заметьте, не “должна быть”, а “может быть”, – никакой обязаловки!) в начальную только “при наличии организационно-транспортных условий и расположенного вблизи (до 3 км) другого общеобразовательного учреждения с большим контингентом обучающихся”. Так вот, 18 апреля, когда состоялся сход жителей села с приглашением начальства, сельчане и Александр Ильич Никулин – начальник Семилукского отдела образования вели речь о расстоянии, разделяющем Стадницкую школу и дома кондрашовских учеников. Именно в соседнее село Стадница должны будут ходить ребята из Кондрашовки. Тогда расстояние равнялось пяти, а то и семи километрам – это если идти с дальних улиц Кондрашовки.
То есть, говоря научными словами Концепции реструктуризации, возникала необходимость “организационно-транспортных условий”. А если проще, понадобился автобус, чтобы возить 11-15-летних кондрашовцев в Стадницкую школу! Автобуса, разумеется, нет. А стоит он, родной, 350 тысяч рублей, да еще гараж для него – 40 тысяч, да водителю в год – 18, да сопровождающему лицу, которое за детьми присмотрит в дороге, – 49, да еще ГСМ и техобслуживание – одним словом, всего на 523 тысячи “с хвостиком” рубликов! Что делать? Руководство района нашло более чем оригинальный выход. В том самом документе, где указаны автобусные расходы, расстояние между селом Кондрашовка и Стадницкой школой пропечатано как 7 километров, но цифра исправлена ручкой на 4,5 км. Документ подписан Никулиным. Только ведь и 4,5 – это никак не менее трех. Надо дальше “ужимать”.
Не так давно в прямом эфире Воронежского телевидения выступила глава сельской администрации Ольга Дмитриевна Псарева и, рассказывая, как сильно местную власть волнует судьба Кондрашовской школы и как решают, закрывать ее совсем или оставить начальной, объявила, что расстояние до Стадницкой школы – 3 километра! Так сказать, рубеж.
Но и это еще не все. В разговоре с одним из руководителей управления образования мне была названа цифра “2,8 км”! А совсем недавно, отвечая на вопросы газеты “Семилукская жизнь”, Александр Ильич Никулин твердо заявил, что до Стадницкой средней школы – “менее трех километров”. Было семь – стало менее трех. А это означает, что вопрос подвоза учащихся из Кондрашовки благополучно разрешился! И никакой автобус теперь не нужен.
Но я была в Кондрашовке. И видела, сколько придется идти ребятам до Стадницкой школы. Там две тропы – и каждая из них больше трех километров! Может, мы с местным начальством по-разному считаем? Вообще-то принято от почтамта до почтамта. Но в Кондрашовке почту закрыли, и что же, получается, считай, как душе угодно? Только дело-то не в одних километрах. Из двух тропинок, которые ведут в Стадницу, одна проходит через болотца и грязь, из которой по осени трактором вытягивают “легковушки”, а вторая – вдоль и через трассу, по которой из Белгорода на Москву несутся груженые “фуры”. И ни одного поста ГИБДД в округе!
Господа начальники, как же вы можете посылать детей по этим дорогам?! По такому “пути к знаниям”! Что должны будут думать родители, отправляя ребенка в школу: собьют – не собьют, увязнет в грязи – не увязнет?! Насчет второго я не преувеличиваю, грязь такая, что комьями налипает на сапогах, дети порой просто не в силах вытянуть из нее свою обувь. Так и приходят домой – в носках, а сапоги несут в руках.

“Случайно” не замеченный учитель
Между тем сжимающаяся под ногами чиновников земля – это еще не предел. На апрельском сходе жителей Кондрашовки Александр Никулин главной причиной реорганизации школы назвал нехватку денег. Естественно, это было стратегической ошибкой! Нельзя так подавать правительственную реформу. Поэтому теперь мотивировка круто изменилась! В уже упомянутом интервью газете “Семилукская жизнь” Александр Ильич называет совершенно другие причины – нехватка педагогических кадров и низкий уровень знаний учеников:
“Кондрашовская основная школа реорганизована в начальную, поскольку там всего 31 ученик. В некоторых классах занимаются по три-четыре человека. Вторая причина – не хватает кадров. Нет учителя русского языка и литературы, недостаточно учителей начальных классов. К тому же последняя проверка показала, что у детей низкий уровень знаний”.
Любой руководитель-профессионал знает, что неправду народу надо преподносить очень аккуратно, дозированно и виртуозно. В этом учебном году в Кондрашовской школе были не 31, а 35 учеников. Но самое интересное даже не это, а “отсутствие” учителя русского языка и литературы. Его действительно долгое время не было в Кондрашовке, приходилось приглашать, замещать. Но с января 2002 года он работает в школе. Знакомьтесь, господа, кто “не знает”! Зовут учителя Юрий Иванович Тимошенко, педстаж более 31 года, стаж научной работы 10 лет, разряд 12-й, диплом получил по специальности “русский язык и литература”, закончив Новокузнецкий государственный пединститут.
Журналисты знают: если читатель в материале найдет всего лишь одно слово неправды, он не поверит всему материалу и автору, разумеется, тоже. Выступления наших руководителей народом воспринимаются по тому же принципу. Поэтому я сильно сомневаюсь в катастрофически низком уровне знаний кондрашовских учеников. Скорее всего, обычный уровень, наверное, далеко не блестящий, но ведь и дети непростые…

Нужна школа, а не четыре класса!
Недаром родители-кондрашовцы (между прочим, налогоплательщики и главные заказчики образовательных услуг) настаивают на сохранении в селе девятилетки. Детям в этой школе, во-первых, комфортно, а во-вторых, родителей устраивает уровень получаемых их детьми знаний.
И Кондрашовскую девятилетку можно сохранить, если бы начальство этого захотело!
Школа в своем нынешнем виде могла бы стать филиалом Стадницкой средней школы. Да, она бы лишилась своего юридического лица, но сохранилась в своем девятилетнем обличье. Ведь именно на этом настаивают сельчане. Стадницкая тоже ничего не теряет – по документам количество учеников в ней увеличивается, она, как и планировалось, остается базовой. А дальше – можно экспериментировать сколько угодно: объединять или разъединять программы, устраивать общие уроки для детей обоих сел и методобъединения для учителей.
Почему не выбран этот оптимальный путь? Потому что есть проигравшая сторона – районный бюджет. При такой структуре расходы на Кондрашовскую школу не сокращаются, учителя не увольняются, все остается на своих местах.
И еще одно, последнее, “под занавес”. В воронежских газетах волной прошли публикации на тему сельской школы. Главным образом это были высказывания и разъяснения чиновников. В одном из выступлений были и такие слова: “Изучение общественного мнения показывает, что в отношении реструктуризации особенно агрессивно настроены учителя именно той части сельских малочисленных школ, учащиеся которых не подтверждают полученных знаний. Они боятся остаться без работы”.
Прочитав это, кондрашовские учителя позвонили мне и грустно сказали: “Ну вот, теперь вы все про нас знаете…”
Эта ирония показалась мне слишком горькой. Ведь именно они – те, которые “боятся остаться без работы”, еще не так давно месяцами сидели без зарплаты, отказываясь от забастовок по этическим соображениям, и изо дня в день все равно приходили в свои школы – на работу, учить детей. Именно они удержали от развала систему образования. Разумеется, говорю не только про кондрашовцев.

Татьяна МАСЛИКОВА, Воронежская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте