Мы живем в уникальном крае, где сошлись языки и говоры народов русских, шведов, финнов, саамов, карелов и говор Поморья. Диалекты обогащают литературный язык, помогают жителям Севера – коренным и новеньким – понимать друг друга.
На уроках русского языка мы постоянно обращаемся к лексике Кольского Севера, составляем высказывания на лингвистические темы, связанные с региональной лексикой. Вот что пишут ученики. «Я узнала новое для себя слово – братыня. Это большая деревянная и металлическая чаша для еды и питья. Вдумалась в название и поняла: за столом сидела большая семья. Они ели из одной чашки, делились по-братски. «Бабушка называла меня кулемой, когда я долго возилась. Сейчас узнала, что кулема – ловушка на медведя из связанных чурбанов, подвешенная с наживкой на сук дерева». Ученикам нравится составлять тематические словари, нравится работа со словарями И.С.Меркурьева, «Этимологическим словарем», словарем топонимов В.И.Минкина. Особый интерес вызывает самостоятельное толкование поморских диалектов. Ученики дают понятия: «Поносуха – потому что носа не высунуть, кружевень – как кружево на деревьях, курева – куриться, как в дыму все, сполохи – всколыхнут небо и людей, которые ими любуются». По окончании учебного года провожу творческий экзамен. Предложила детям составить азбуку для первоклассников, притом на каждую букву взять название северного растения. Перед этим дала лексику растительного мира, среди них и поморские названия: бруска, обабок, гоноболь, верес. Широко использую полярную энциклопедию «Арктика – мой дом», откуда беру названия растительного и животного мира. Дала и поморские названия: куропонь (куропатка), мошник (глухарь), трещина, белек. Особое место в региональном компоненте занимает знакомство с саамской культурой. Побывали с детьми на Празднике Севера в поселке Ловозеро, где увидели оленей, нарты, хорей, наблюдали народные игры. Зашли в гости к семье из рода потомственных поморов. Узнали много новых-старых слов. Прошли по двору с хозяйственными строениями: сенник (сарай для сена), сетница (амбар на сваях для хранения сетей). Угощали нас бруской (ягода), саломатом (мясное блюдо), жареницей (картошка с грибами). Чтобы лучше понять связь поколений, культуру и обычаи Родины, народа, надо работать с учениками по региональному компоненту. Тогда и не будут называть нас Иванами, не помнящими родства.Маргарита БАЖЕНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №8, Мончегорск, Мурманская область
Комментарии