Со словом «музей» обычно ассоциируются тишина и покой, холодные стеклянные витрины и дремлющие смотрительницы… Совсем не такая обстановка в районном краеведческом музее в поселке Шимск Новгородской области. Здесь всегда кипит жизнь. Едва открыв дверь в музей, вы слышите бодрый, энергичный голос его директора Ольги Новожиловой. Ольга Александровна всегда занята: то решает организационные вопросы, то проводит экскурсии или занятия с детьми и взрослыми…
Музей занимает небольшое одноэтажное здание, причем делит его с районным Домом ремесел и народного творчества. Три комнатки на всех! Но именно этот комплекс в целом является настоящим центром культуры, местом, где воплощаются в жизнь самые яркие идеи, для жителей Шимска и окрестных деревень. И местных ребят в армию провожают с этого крыльца, и обитатели дома престарелых приезжают сюда посмотреть новые выставки, а уж дети – школьники всех возрастов и дошколята – здесь даже и не гости, а настоящие хозяева!Больше года назад придумали в краеведческом музее интересную идею – проводить здесь уроки изобразительного искусства и технологии. Идея успешно прижилась.- У нас не реже одного раза в месяц меняются музейные выставки, – рассказывает Ольга Новожилова. – Часто они посвящены творчеству художников новгородской земли. И мы подумали, почему бы не совместить посещение детьми такой выставки и урок рисования.Урок по изобразительному искусству в музее проходит обычно так. На первом занятии сам художник устраивает детям экскурсию по свои картинам, ребята задают интересующие их вопросы и рисуют тут же, за общим круглым столом. Второй час урока переносится в школу. Там дети вспоминают то, что увидели и услышали на выставке, и завершают начатые рисунки под руководством педагога.Специально приезжали в Шимск, чтобы провести занятия с детьми в музее, такие известные художники Новгородчины, как Ольга Гусева, Наталья Захарова, председатель Новгородского отделения Союза художников России Виктор Шумский.- На таких уроках детям гораздо интереснее, чем при обычном посещении выставки, – говорит Ольга Новожилова.- Кроме того, недавняя встреча с художником Виктором Шумским показала, что за время, прошедшее с начала уроков рисования в музее, дети стали лучше ориентироваться в изобразительном искусстве. Они, например, сами говорят художнику, какие его картины нарисованы маслом, какие пастелью, что можно считать рисунком и так далее. Обсуждают сюжеты картин. Занятия проходят увлеченно, интересно.Кто посещает уроки в музее? Безусловно, все ученики общеобразовательной школы поселка Шимск. Приезжают сюда на занятия ребята из детского приюта села Подгощи, школ деревни Уторгошь и села Медведь. Частые гости – ребята из детского дома-интерната имени К.Ушинского, расположенного в Шимске. Как следует из официальных документов, этот интернат, «предназначенный для проживания детей с глубокой умственной отсталостью, является единственным стационарным учреждением данного профиля в Новгородской области». В музее «ребята из Ушинки», как их ласково называют, посещают уроки и изобразительного искусства, и технологии.Довольно часто изобразительное искусство и технология в музее представлены вместе, например, на прошедшей недавно выставке студентов творческих специальностей Новгородского областного колледжа искусств им. С.В.Рахманинова. Студенты колледжа приехали в Шимск из Великого Новгорода и привезли свои работы в разных жанрах: батик, гобелен, лоскутная картина, резьба по дереву, изделия из глины, тактильная кукла. Для шимских ребят эта выставка стала еще и своеобразной профориентацией: дети узнали о том, каким профессиям обучают в колледже искусств. Поделки и рисунки объединяются также на постоянно проводимых в музее выставках творчества воспитанников детского дома-интерната имени К.Ушинского.Разделить деятельность музея и Дома ремесел и народного творчества, расположенных в одном здании, пожалуй, невозможно. Потому часто Ольга Новожилова вместе с методистом Дома ремесел Надеждой Канищевой проводят в помещении музея мастер-классы по технологии для детей. Надежда Ивановна руководит студией «Светлица», где желающие занимаются лоскутной техникой и изготовлением народной куклы.На уроках технологии, или иначе – мастер-классах, в музее ребята из перечисленных выше школ и других учреждений мастерят самые разнообразные поделки. Заодно узнают о том, какие куклы давали детям для игры наши предки. Сделать их совсем просто, главное – приложить фантазию. На выставочном стенде музея – образцы таких кукол: зайчики, которые надевались маленькому ребенку на пальчик, ангелы, кукла-перевертыш «день-ночь» (днем в ручку младенцу вкладывали для забавы светлую куколку, а вечером выворачивали ее наизнанку – и, пожалуйста, готова другая, темная, игрушка). Вот кукла «везунчик», это кукла здоровья (чем длиннее ее косичка, тем крепче здоровье) или кукла-покосница (ее давали малышам, пока взрослые были на покосе)…Бывает, что в дружном коллективе музея и Дома ремесел проходят объединенные занятия: например, половина ребят изготавливают берестяные поделки под руководством ведущей студии бересты Анны Александровны Высоченковой, а половина занимаются народной куклой вместе с Надеждой Канищевой. Не забыты и детские сады: для дошколят разработала серию интересных занятий директор Дома ремесел и народного творчества Зоя Викторовна Домбаева.Больше 500 детей из районного центра и в целом около 800 ребят из Шимского района каждый месяц по графику приходят на занятия в этот небольшой дом в центре Шимска. Опыт проведения уроков в музее как таковой нельзя назвать ноу-хау шимчан. Его практикуют и другие музеи, например, Музей художественной культуры новгородской земли, расположенный в Великом Новгороде.Это соприкосновение с прекрасным ребята переносят и в свои семьи, оно становится частью их жизни. Часто дети фотографируют картины на выставках, делают селфи, чтобы дома показать родителям. Выкладывают фотографии с выставок в социальные сети.Признание педагогического труда может быть разным. Самым трогательным, наверное, было такое. Ребята из детского дома-интерната им. К.Ушинского нарисовали цветными мелками большую картину на асфальте перед любимым музеем. Эскиз картины придумал Миша Тарасов. Миша с товарищем разметили картину на асфальте, и так в ее создании смогли поучаствовать даже те дети, у которых рисовать без помощи не очень получается. На картине – дерево, у которого на ветках растут вместо листьев чудесные цветы, и трехцветная птичка с как будто живым глазком. Птичку рисовал автор выставки в краеведческом музее Миша Тарасов. Картина долго украшала дорогу, ведущую к зданию музея, и на нее с доброй улыбкой любовались все жители поселка, пока ее не смыло дождем…
Комментарии