Наличие диплома даже высшей пробы далеко не всегда свидетельствует о профессионализме специалиста. Показателен тот факт, что Билл Гейтс много лет руководил крупнейшей компанией Microsoft, не имея диплома о высшем образовании. Думаем, феномен Гейтса заключается в том, что его родители в нужный момент обеспечили развитие и становление одаренного мальчика. Задача семьи, школы и всей системы образования любого прогрессивного государства заключается в том, чтобы вовремя заметить способного ребенка, школьника или студента и создать условия для развития таланта.
Анализ литературных источников, СМИ и личный опыт показывают: необходима целостная система селекции талантливой молодежи. И ее важнейшими элементами могут стать олимпиады и конкурсы профессионального мастерства.
На протяжении семнадцати лет студенты Волгоградского технологического колледжа соревнуются со студентами других образовательных учреждений в знаниях по информатике и информационно-коммуникационным технологиям, в умениях управлять персональным компьютером. Оценивая разнообразие и сложность конкурсных задач, можно сказать, что до недавнего времени они отражали процессы, происходящие в массовой образовательной практике. Еще каких-то десять лет назад бесспорным казался лозунг «Программирование – вторая грамотность». На изучение алгоритмов и операторов языков высокого уровня были ориентированы учебные пособия и методики обучения. Независимо от профиля подготовки (естественно-математического или гуманитарного) студенты профучилищ практически в одинаковом объеме изучали устройство компьютера и языки высокого уровня. А олимпиады по информатике в то время для студентов всех специальностей включали задачи исключительно по программированию.
Появление огромного количества прикладных программных продуктов изменило ситуацию. Теперь гораздо более актуально умение не столько программировать, сколько применять программные средства в конкретной ситуации.
В 90-х годах прошлого столетия в учебных планах всех специальностей учебных заведений СПО появилась дисциплина «Информационные технологии в производственной деятельности», которая явилась логическим продолжением дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники». Сейчас на занятиях по этим дисциплинам студенты осваивают персональный компьютер как инструмент для решении профессиональных задач. Этот процесс нашел отражение в олимпиадах по информатике, где была введена номинации «Пользователь ЭВМ».
Организаторы конкурсов и олимпиад по информатике и ИКТ ориентируются на достижения современной науки, потребности производства. В конкурсные задания включается материал, выходящий далеко за рамки требований государственных образовательных стандартов. Сегодня актуальными являются умения создавать сайты, базы данных, умения работать с пакетами двухмерной анимации, трехмерного моделирования, владеть интернет-технологиями. Готовясь к конкурсам и олимпиадам, ребята вынуждены очень много работать самостоятельно.
Студенты Волгоградского технологического колледжа принимают самое активное участие в олимпиадах и конкурсах по информатике ИКТ. Так, Дмитрий Княгницкий и Петр Калабуха стали дипломантами Всероссийских игр 2005 и 2006 годов в номинации Web-дизайн.
Уже третий год подряд мы не пропускаем участия в международном конкурсе компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер» (город Саратов). В 2005 году впервые десять работ студентов нашего колледжа приняли участие в этом конкурсе. В номинации «Двухмерная анимация» победила Марианна Петрова с видеороликом «Охота». В номинации «3D STUDIO МAX» 2006 года лучшим был признан Дмитрий Лаук с анимационным проектом «Ветеранам посвящаем…». Дипломантами 2007 года стали Дмитрий Лотвин и Иван Сайгин, представившие свои работы на суд жюри международного образовательного центра APTECH. С каждым годом конкурс «Цифровой ветер» становится все интереснее и масштабнее. Он проводится ежегодно в мае, а начиная с сентября студенты работают над компьютерными проектами.
В этом году наши студенты приняли участие во Всероссийском конкурсе «Собери компьютер», организованном фирмой Гигабайт. Региональный тур прошел на базе нашего колледжа, вызвал необыкновенный резонанс среди будущих программистов. Долго после окончания этого яркого праздника ребята обсуждали рабочие моменты прошедшего состязания: не каждый день мальчишкам доверяют разбирать и собирать современные компьютеры, построенные на базе процессора Core 2 Duо.
Студенты колледжа испытали свои силы в V международном конкурсе научно-образовательных проектов «Энергия будущего-2007», представив работы в номинациях «Радиация и жизнь. Биологическое действие радиации» и «Природа и техносфера. Проблемы экологии». Дипломантом конкурса стал Вадим Тищенко, разработавший сайт «Радиация и жизнь».
Это далеко не полный список. Однако потенциал студентов нашего учебного заведения и всего региона использован далеко не в полной мере. Очень жаль, что о многих конкурсах мы и наши коллеги узнаем случайно или слишком поздно. А иногда информация не доходит вообще.
Конкурсы и олимпиады должны стать элементами целостной системы селекции талантливой молодежи всей России и проходить регулярно, при активном участии социальных партнеров. Хорошо, если бы в нашей стране существовал единый сайт, на котором была бы размещена информация о всех мероприятиях федерального уровня, проводимых для детей, юношества и студенческой молодежи. Важно выставлять на всеобщее обозрение лучшие работы, а фамилии победителей вносить в единую базу данных с целью отслеживания «профессионального» роста ребят.
Мы глубоко убеждены, что олимпиады и конкурсы – это один из реальных путей создания, развития и сохранения золотого фонда талантов России.
Надежда СОКОЛОВА, заместитель директора по информатизации Волгоградского технологического колледжа
Комментарии