В последние десятилетия стремительно увеличивается количество детей с речевыми нарушениями, препятствующими успешному обучению в начальной школе. Например, число детей, у которых диагностируются дисграфия или дислексия, достигло 50 процентов от контингента учащихся начальной школы, в то время как лет 50 назад таких детей было не более 5 процентов. Речевые нарушения становятся одной из ведущих причин хронической неуспеваемости учащихся начальной школы.
Перед лицом учителя оказываются дети с широким набором речевых нарушений, причем многие из них нуждаются в специальном коррекционном сопровождении. У школьников младших классов определяются нарушения фонетико-фонематического характера, трудности в овладении чтением и письмом, общее недоразвитие речи, препятствующие успешному овладению учебным материалом. Для столь разнородного контингента не существует единой педагогической методики обучения, единой формы преподнесения учебного материала и контроля знаний. Учитель не в состоянии применить индивидуальные методики обучения, как в силу групповой формы занятий, так и в силу невозможности овладеть всеми приемами специальной педагогики. Вместе с тем при столь массовой потребности невозможно обеспечить необходимое количество специалистов в различных областях коррекционной педагогики. Для решения этой проблемы научно-исследовательским центром речевых технологий в содружестве с Центром образования №1858 разработана информационная система «Речевые технологии», предназначенная для диагностики речевых нарушений, речевой подготовки дошкольников к обучению в школе и коррекционного сопровождения младших школьников в процессе обучения. Информационная система представляет собой размещенную на сайте logo-tech.ru компьютерную программу для самостоятельной работы детей. Программа содержит коррекционные задания по преодолению фонетико-фонематических нарушений, нарушений процессов чтения и письма, а также общего недоразвития речи. Ребенку предлагаются коррекционные задания, соответствующие его возрасту, а также характеру и степени выраженности его речевых нарушений. В программе предусмотрена возможность контроля процесса коррекционной работы со стороны родителей и учителей. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях длительность занятия в информационной системе не превышает 15 минут.Программное обеспечение информационной системы разрабатывалось на протяжении трех лет с привлечением специалистов в области современных компьютерных технологий. В содержательную часть информационной системы заложена база диагностическо-коррекционных заданий, разработанных на основе общепризнанных подходов и методик ведущих ученых российской дефектологической школы. Задания адаптированы к возможностям компьютерного представления.Столь масштабный проект потребовал участия большого числа специалистов различного профиля – логопедов, детских психологов, дефектологов, математиков, компьютерных архитекторов и программистов и, конечно же, педагогов начальной школы, наиболее адекватно представляющих проблемы обучения и контингент учащихся начальной школы. Активное творческое участие в формировании педагогического содержания системы приняли педагоги начальных классов Центра образования №1858.Центр образования стал первой экспериментальной площадкой для пилотной апробации и внедрения информационной системы. В 2014 году с помощью информационной системы была проведена массовая диагностика речевых нарушений детей начальных классов. По результатам диагностики было определено, что 11 процентов детей имеют тревожный уровень речевых нарушений, требующий серьезной коррекционной работы с привлечением специалистов из различных сфер коррекционной педагогики и психологии. 65 процентов детей имеют выраженный уровень речевых нарушений по отдельным составляющим речевого развития. Для этих детей необходимо проведение коррекционной работы, направленной на устранение и компенсацию выявленных речевых нарушений. У 24 процентов детей уровень речевого развития соответствовал возрастной группе. Диагностическое исследование подтвердило, что картина речевых нарушений учащихся чрезвычайно разнообразна, причем у многих детей наблюдается сочетание по нескольким группам симптоматики речевых нарушений. Исходя из огромной потребности по преодолению речевых нарушений у учащихся начальных классов, в 2015 году в Центре образования №1858 было организовано коррекционное сопровождение учащихся первого и второго классов на основе информационной системы. Именно в этой возрастной группе наиболее остро проявляются трудности в процессе адаптации к школьной программе. У этих детей речевые нарушения приводят к проблемам в освоении всех предметов, связанных с необходимостью читать и писать, нервному истощению, агрессии, гиперактивности, повышенному уровню тревожности, искажению самооценки.Нужно отметить, что реализация столь масштабного проекта была сопряжена с определенными трудностями, связанными с пропускной способностью школьной сети, необходимостью приобретения дополнительного серверного оборудования, проблемами организационного характера. В работе информационной системы приняли участие 125 учеников 1-го класса и 156 второклассников Центра образования. В большинстве своем учащиеся работают в информационной системе осознанно, легко воспринимают предъявляемый материал, с большим старанием выполняют задания разной сложности. Многие из детей помимо ежедневной работы в школе дополнительно занимаются в программе дома. Педагогический коллектив нашей школы с энтузиазмом относится к внедрению в учебный процесс информационной системы «Речевые технологии», они видят в этом облегчение своей работы. Теперь наши учителя, зная речевые недостатки своих учеников, дифференцированно подходят к предъявлению учебного материала и с пониманием относятся к проблемам ребенка в процессе обучения. Логопеды Центра образования №1858, получая ежемесячные диагностическо-коррекционные отчеты, имеют возможность формировать группы детей со схожими речевыми дефектами и проводить с ними дополнительную коррекционную работу.За 6 месяцев коррекционной работы результаты детей заметно повысились – существенно уменьшилась доля детей с тревожным уровнем речевого развития, увеличилась доля детей с уровнем речевого развития, соответствующим условиям успешного обучения в школе. Учителя отмечают заметное улучшение успеваемости, снижение тревожности учащихся, повышение их самооценки, повышение мотивации к обучению, развитие умения слушать, развитие умения сосредоточиться, развитие умения концентрировать свое внимание, уменьшение количества ошибок при письме.Таким образом, коррекционное сопровождение учеников начальных классов с помощью информационной системы «Речевые технологии» приводит к заметному изменению уровня речевого развития и как следствие улучшению успеваемости в школе.Владимир СТРЕЛЬЦОВ, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ;Овик НАЛБАНДЯН, доктор физико-математических наук, генеральный директор научно-исследовательского центра «Речевые технологии»;Виктория БОРИСОВА, кандидат педагогических наук, директор образовательного учреждения дополнительного образования «Логотех»
Комментарии