Наш автор, в прошлом преподаватель Липецкого государственного технического университета, предлагает читателям \”Учительской газеты\” свой методический прием, названный им \”Техно-ГИТ\”. Он позволяет занимательно и оперативно организовать контроль самостоятельной работы учеников, облегчить труд учителя. А секрет… в шифре.
Сущность Техно-ГИТ Техно-ГИТ – это радикальное изменение организации и контроля самостоятельной работы учащихся и труда учителя. Главное достоинство Техно-ГИТ − существенное сокращение времени и облегчение труда преподавателя, высокое качество обучения, быстрая, точная проверка контрольных и домашних работ, практически мгновенная выдача задач большому количеству учащихся. Работа становится приятной и доставляет радость и удовольствие учителю и ученику. Каждому учащемуся выдаётся индивидуальная задача, как на контрольной работе, так и для домашнего задания.Техно-ГИТ позволяет быстро (прямо на уроке) определить степень усвоения темы урока, для чего достаточно выдать шифрованную индивидуальную задачу каждому ученику по данной теме и за 3-5 минут проконтролировать поэтапные ответы учащихся. В этом случае технология будет обучающей. Преподаватель сможет оценить эффективность изложения материала урока и при необходимости дополнить объяснение темы урока (занятия).Условия задач шифруются (задаются) с помощью латинских букв I, J. K, которые могут принимать числовые значения, например I=1…6, J=3…8, K=5…10 или от 1 до 10. Вариантов задачи может быть неограниченное число. Для решения задач разработаны компьютерные программы и шаблоны компьютерных программ [2], в которых предусмотрен вывод поэтапных (промежуточных) ответов решения задачи.У преподавателя есть сводная карта ответов решения задачи, в которой каждому варианту задачи соответствует строка поэтапных ответов. Учащиеся после решения задачи заполняют точно такую же строку поэтапных ответов в тетради или технологической карте. Проверка решения задачи сводится к сверке строк ответов, это занимает несколько секунд, следовательно, проверка контрольных работ и домашних заданий всего класса (группы) займёт несколько минут. Если есть ошибка, то можно точно указать, на каком этапе решения задачи она совершена и предложить ученику продолжить работу над задачей, в сложных случаях совместно найти ошибку. Списывание и шпаргалки практически исключены. Техно-ГИТ исключает и конфликты между учителем и учеником в процессе оценки знаний, позволяет установить доверительные отношения между ними, так как каждому школьнику объясняются совершённые ошибки.Получив (по типу лотереи) технологическую карту с шифром или шифр на карточке или устно, учащиеся сами создают себе задачу или пример.Техно-ГИТ даёт возможность совершенно по-новому организовать работу с контрольными и домашними работами в виде пролонгированных контрольных и домашних работ. Работы с помеченными ошибками возвращаются для исправления и последующей проверки до полного решения задачи. Применение Техно-ГИТ в учебных дисциплинах школы.1. Задачи по физике – расчёт параметров электрической цепи.2. Задачи по алгебре – определение значения выражений.3. Задачи по геометрии – вычисление координат точки, равноудалённой от точек прямой. 4. Задачи по арифметике на определение множителей числа. Шифрование условий задачИтак, шифр состоит из трёх чисел от 1 до 10, обозначаемых в дальнейшем тремя латинскими буквами I, J, K. Были приняты три системы шифров, которые употребляются в формировании условий задач, благодаря чему достигается большая вариантность параметров, схем и других условий задач.Например, шифр 1610 (I = 1, J = 6, K = 10). Читается: шифр 1-6-10. Для задач других учебных дисциплин I, J, K могут принимать любые значения и даже совпадающие, например 5-5-5. В этом случае количество вариантов практически неограниченно.В задаче по физике использовалось 10 пронумерованных компонентов электрической схемы. Вариативность достигалась путём удаления из расчётной схемы элементов, соответствующих числам шифра.Если I, J, K состоят из 3-х компонентов чисел (I=3; 4; 5), (J=2; 3; 4), (K=8; 9; 10), то соответственно вариантов задачи будет 33=27, что вполне достаточно для группы или класса. Один из вариантов, например, будет иметь шифр 489. Если каждое число шифра IJK будут иметь значения от 1 до 10, то решённых вариантов задач будет 1000.Для применения Техно-ГИТ необходимо составить алгоритмы задач, компьютерные программы, которые должны выдавать решение с поэтапными ответами задачи согласно планам преподавателя (автора задачи). Изменения параметров задачи с учётом значений чисел шифра должны быть такими, чтобы задача имела физический смысл.Вариант комплекта (80 штук) шифров IJKIJK: 135,136,137,138,139,1310,145,146,147,148,149,1410,157,158,159, 1510,167,168,169,1610,179,1710,189,1810,235,236,237,238,239,2310,245,246,247,248,249,2410,257,258,259,2510,267,268,269,2610,279,2710,289,2810,357,358,359,3510,367,368,369,3610,379,3710,389,3810,457,458,459,4510,467,468,469,4610,479,4710,489,4810,579,5710,589,5810,679,6710,689,6810.
Три карточки вариантов №1, 17, 80 (из комплекта)
© Техно-ГИТ
Примеры шифрования условий задачи
Решить систему линейных уравнений:
Общая задача Для шифра 1310 Для шифра 236 2x + y + 3z = 9; Ix − 2Jy + 5Kz = −2(I+J+K); 3x + 2y + 2z = 7. 2x + y + 3z = 9; x − 6y + 50z = −28; 3x + 2y + 2z = 7. 2x + y + 3z = 9; 2x − 6y + 30z = −22; 3x + 2y + 2z = 7.
Здесь I, J, K – числа шифра. Например, шифр I/J/K=1/3/10=1310 или I/J/K=2/3/6.
Технология проверки заданий по Техно-ГИТ
В 80 строках сводной карты ответов (компьютерной распечатке решения задач) вначале написан номер варианта, затем число шифра и далее поэтапные ответы решения задачи этого варианта (см. таблицы ответов 1, 2, 4, 5). Точно такую же строку своих поэтапных ответов после решения задачи должен заполнить учащийся. Таким образом, проверка будет заключаться в простой сверке строки ответов ученика со строкой ответов компьютерного решения задачи. Можно проверять прямо в классе во время опроса учащихся.
1. Задача физики по определению параметров
Расчётную схему электрической цепи можно получить путём удаления из схемы на рис. 1 резисторов, соответствующих номеру шифра, например, для шифра 6810 нужно из схемы исключить резисторы R6, R8, R10. Электродвижущая сила источника питания Е = 240 В.
Сопротивления резисторов с нечётными индексами равны 5(i+k) Ом, с чётными − 15(i+j+k) Ом. Сопротивление R=2(i+j+k) Ом. Определить общее сопротивление цепи Rоb и сопротивление Rab на участке цепи ab, ток в неразветвлённой цепи I; напряжения Uab на участке цепи ab; максимальную и минимальную величины тока в ветвях цепи. В задаче i, j, k – числа шифра.
Слева − общая схема. Справа − схема для варианта №80 с шифром I/J/K=6/8/10
Таблица 1. Ответы к задаче 1 (фрагмент компьютерной распечатки ответов) B IJK R(abob) I Uab I> I< 1 135 45 60 4.0 180 3.33 0.36 80 6810 59 81 3.0 175 2.19 0.40
2. Задача геометрии по вычислению координат точки равноудалённой от точек прямой
Прямая АВ задана координатами точек в соответствии с числами шифра I, J, K. Определить координату точки С, равноудалённую от точек А и В, если заданы две другие её координаты в соответствии с числами шифра. Определить также длину прямой АВ и расстояние между точками А и С.
В таблице 3 приведены условия для образования координат X, Y, Z точек А, В, С. К − число шифра. Вопрос в таблице означает − определить соответствующую координату точки С.
Таблица для условий задачи 2
Точ.
A
I+K
C
?
Согласно таблице, для…
1-го варианта с шифром I/J/K=1/3/5 координаты точек будут: А (6, 9, 4),
В (4, 8, 6), С (?, 4, 9) ;
17-го варианта с шифром I/J/K=1/6/7 координаты точек будут: А (13, 14, 7),
В (7, 13, 8), С (8, ?, 14);
80-го варианта с шифром I/J/K=6/8/10 координаты точек будут: А (18, 24, 14),
В (14, 18, 16), С (16, 14, ?).
Ответы к задаче 3
B IJK Xс Yс Zс AB AC
1 135 9.1 4.0 9.0 4.6 7.2
17 167 8.0 32.0 14.0 6.2 19.9
80 6810 16.0 14.0 −6.0 7.5 22.4
Подчёркнутые числа должны быть в ответе учащегося, остальные относятся к условию задачи.
3. Задача арифметики на определение множителей числа.
Дано целое число A=I·100+J·10+K. Требуется разложить его на множители.
Ответы к задаче 4 B IJK A M1 M2 M3 M4 M5 M6 1 135 135 3 3 3 5 − − 80 6810 690 2 3 5 23 − −
Обозначения: М1, М2, М3, М4, М5, М6 − множители числа А
Библиографический список
1. Фокин Ю.Г. Технология обучения в высшей школе: от теории обучения к технологическим процедурам [Текст] / Ю.Г. Фокин.− М.: ЭЦП и ПКП МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. − 328 с.
2. Гончаров И.Т. Технология компьютерного обучения в решении задач [Текст] / И.Т. Гончаров. − Липецк: ЛГТУ, 2008. − 90 с.
Сайт автора, где собраны задачи, примеры, тесты для начальной и средней школы: http://technogit.ucoz.ru.
Иван Гончаров, кандидат технических наук, доцент
Комментарии