search
main
0

Секреты выбора. Программа по профориентации для младших школьников

Цель программы – первичная профориентация учащихся выпускных классов начальной школы. На занятиях внеурочной деятельностью ученики начальных классов на примере своих родителей и одноклассников могут подробнее узнать о профессиях и получить ответы на интересующие их вопросы: что я знаю об этой профессии; что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией; какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию? Возможно, кто-то из них сделает уже сейчас выбор будущей профессии.

Программа дает широкие возможности для дальнейшей реализации по формированию представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности младших школьников. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего малыша, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной и т. д.Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий – важнейшее звено социальной адаптации ребенка. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, в то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий.Программа «Кем быть?» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и  создание условий для формирования личностных качеств. Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.ЗадачиОбразовательные: – расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат); – расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе; – активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии. Воспитательные: – воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых; – расширять кругозор, уточнять представления об окружающем мире, создавать положительную основу для воспитания социально-личностных чувств; – воспитывать физические, психологические, социальные качества, необходимые для полноценного развития личности. Общая характеристика программы Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии. Программа внеурочной деятельности «Кем быть?»  построена таким образом, что учащиеся могут тренировать различные виды своих способностей. Ребенок заинтересован в развитии своих способностей. Занятия проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора.Программа состоит из четырех частей«Труд в жизни человека» (1-й класс).«Профессии наших родителей» (2-й класс).«Мир профессий» (3-й класс).«Я в мире профессий» (4-й класс).Место программыПрограмма внеурочной деятельности «Кем быть?» предназначена для обучающихся 1-4-х классов, реализуется учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.Занятия проводятся 1 час  в неделю: 1-й класс – 33 часа в год,  2-4-е классы – 34 часа в год. Планируемые результатыВ ходе реализации программы обучающиеся должны овладевать специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:- когнитивные – знания обучающихся о труде, о мире профессий;- мотивационно-личностные – отношение к труду, интерес к профессиям, желание овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;- поведенческие – навыки трудовой деятельности, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность в труде.Метапредметные результаты программы внеурочной деятельности «Кем быть?» – формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):1. Регулятивные УУДУчить высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).2. Познавательные УУДПерерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).3. Коммуникативные УУДУмение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.Формы контроля:1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – пишут творческое эссе по теме «Кем и каким я хочу стать».Тематическое планирование«Труд в жизни человека» (1-й класс)(33 часа).Цели профориентационной работы в 1-м классе:- формирование у младших школьников общих представлений о роли труда в жизни людей; – расширение знаний о производственной деятельности людей; – воспитание уважения к людям труда.(См табл. 1.)Тематическое планирование«Профессии наших родителей» (2-й класс)(34 часа).Цели профориентационной работы во 2-м классе: – знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых); – расширение представлений о разных профессиях. (См табл. 2.)Тематическое планирование«Мир профессий»  (3-й класс)(34 часа).Цель: ознакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора профессии в жизни человека. (См табл. 3.)Тематическое планирование«Я в мире профессий» (4-й класс) (34 часа).Цели профориентационной работы в 4-м классе: – обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3-х классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда; – расширять и углублять представления о различных профессиях. (См табл. 4.)Планируемые результаты реализации программыПервый уровень результатов (1-й класс)  – приобретение социальных знаний. Занятия по конструированию, знакомство с домашними ремеслами, экскурсии на производство, встречи с людьми разных профессий.Второй уровень результатов (2-3-й классы) – формирование ценностного отношения к социальной реальности. Сюжетно-ролевые, продуктивные игры («Почта», «В магазине», «Выпуск классной газеты»).Третий уровень результатов (4-й класс) – получение опыта самостоятельного общественного действия. Совместное образовательное производство детей и взрослых.Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендовано использовать  диагностический инструментарий, представленный в таблице. (См табл. 5.)Учет знаний, умений, степени овладения универсальными учебными действиями происходит с помощью листов педагогических наблюдений, опросников. Для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит архивирование творческих работ обучающихся, накопление портфолио.Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависят от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.Контрольно-измерительные материалыПредставлены методики, предназначенные для выявления направленности интересов, качеств личности и черт характера, желаний и ценностных ориентаций младшего школьника.Если бы я был волшебником?Если бы у тебя была волшебная палочка?Цель: определить направленность потребностей, желаний младшего школьника. (См табл. 6.)Игра «Цветик-семицветик»Цель: Определить направленность потребностей, устремлений, желаний ребенка.Отработать результаты можно следующим образом:1. Выписать желания детей, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу.2. Выделить познавательные (научиться чему-либо, стать кем-нибудь).3. Выделить разрушительные (сломать, выбросить).Методика «Загадай желание»Из списка разных желаний выбрать свои: стать известным, приносить радость, заниматься любимым делом, стать богатым, иметь куклу Барби, научиться играть на компьютере, каждый день есть мороженое.Методика «Кем быть?»Цель: выявить интерес детей к профессиям, мотивы их выбора.А – Нарисовать, кем бы ты хотел стать в будущем.Б – Нарисовать мини-рассказ на тему «Кем я хочу стать и почему?».В – Дописать предложение: «Я хотел бы стать… потому, что…»Методика «Каков я? Кто я?»Цель: выяснить уровень самосознания четвероклассников, самооценки, самоопределения.1. Ребятам предлагается выделить главные особенности своей личности, ведущие качества.2. Ответить на вопросы:- Чему хочу научиться?- Чем хочу заниматься?3.  Человека какого возраста ты хотел бы видеть своим другом и почему?Методика «Проекция образа собственного «я»Ребятам предлагается сделать два кратких личностных описания. Одно – кем ребенок видит сам себя в будущем; другое – кем видят его другие.Описания помещают в коробку, мешочек, сундучок, по очереди вынимают, зачитывают вслух, а ребята пытаются отгадать, кому какие принадлежат.Методика незаконченных предложений1. Каждый человек должен трудиться, потому что…2. Труд должен приносить… 3. Я хотел (а) бы выбрать профессию …4. Моя будущая работа требует…Высокий уровень. Учащийся понимает, что труд должен приносить пользу людям, чувство удовлетворения. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, он знает, какие качества необходимо развивать, чтобы овладеть выбранной профессией. Средний уровень. Учащийся представляет трудовую деятельность как средство достижения материального благополучия. У учащегося имеются определенные профессиональные интересы, но он не задумывается о том, какие качества необходимо развивать в себе, чтобы овладеть выбранной профессией. Низкий уровень. У учащегося отсутствуют представления о значении труда для него самого, для окружающих. Отсутствуют осознанные профессиональные интересы.Прим. ред.: Другие контрольно-измерительные материалы (тесты, анкеты), а также методическое сопровождение опубликованы на сайте «Учительской газеты»: http://www.ug.ru/method_article/1027.​Марина Бочарова, учитель начальных классов средней школы №19 с углубленным изучением отдельных предметов города Черногорска Республики Хакасия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте