Со 2 октября 2014 г. по 11 марта 2015 г. территориальная группа ЮАО ГМЦ при поддержке Южного окружного управления образования, профессиональных и общественных организаций провела конкурс административных команд «Московская школа – территория возможностей» под девизом «Огонь не гаснет от того, что от него зажгли другой!» (Лукиан). Цель конкурса – содействие повышению эффективности деятельности управленческих команд в условиях реализации стратегических направлений государственной политики в сфере образования, введения ФГОС общего образования. В конкурсе приняли участие 14 административных команд округа.
Почему мы решились участвовать в новом конкурсе? Чтобы успешные позиции нашей школы – образовательного комплекса – укреплялись, развитие было устойчивым, лидерство сохранялось, а мы должны понимать, к развитию и созданию какой школы в ближайшие годы устремлены наши усилия, в какой школе хотим учиться, работать, воспитывать и обучать своих детей и внуков, что необходимо сделать, чтобы школа успешного будущего стала реальностью. Мы хотели осмыслить, кем были вчера, что есть мы сегодня и кем станем завтра. Еще важный момент: в сентябре 2015 года школа отпразднует юбилей – нам 10! На пути к «совершеннолетию» у всего педагогического коллектива через самоанализ жизнедеятельности нашей школы возникло огромное желание и стремление к созданию чего-то неожиданного, интересного и эффективного, того, что называют открытием, взлетом, покорением новых профессиональных вершин. Мы хотели и постарались все свои инновационные управленческие идеи, оригинальные наработки текущего и стратегического содержания привести в состояние гармонии и целостности, а главное – перед конкурсом обрели чувство уверенности в том, что делаем хорошо и правильно, что победим. На первом этапе (дистанционном) наша управленческая команда представила видеоролик «Секреты успешного старта». Ко второму этапу подготовили «управленческий конструктор» – серию инновационных методических разработок по проблемам ФГОС общего образования и видеоролик, иллюстрирующий ключевые положения наших управленческих проектов. В разработке №1 «Формирование административной команды нового типа как условие обеспечения качества стратегического управления образовательной организацией на современном этапе» (управленческий проект в схемах и комментариях) были представлены: словесно-схемный управленческий портрет руководителя административной команды школы №2017 как носителя многофункциональных ролевых задач; «Паспорт административной команды школы №2017» – навигатор содержания стратегической и текущей управленческой деятельности, средство эффективного управления ОО; портфель проектов как управленческий механизм системной реализации образовательной деятельности; специальные методические рекомендации – памятки «Управленческий семинар как новая организационная форма совместной деятельности административной команды для подготовки, разработки и реализации стратегических решений». Три устойчивые позиции нашей административной команды: инновационность – главное условие повышения качества московского образования; задача эффективного руководителя и педагога – создание качественной системы комплексного (организационного, научно-методического, информационного) сопровождения введения и реализации ФГОС; общение – основа взаимодействия и успешного старта для принятия наших управленческих решений. За качество общения отвечают инициаторы (руководители) общения. Начало общения – поиск того общего, что нас объединяет. Цель управленческой деятельности административной команды школы №2017 – обеспечить качественную систему комплексного (организационного, научно-методического, информационного) сопровождения введения и реализации ФГОС. Для достижения поставленной цели мы определили 7 направлений развития ОО. Каждое из направлений сформировано в отдельную целевую программу: «Дошкольник» (задача – разнообразие образовательных услуг для дошкольников, подготовка к школе); «Доступность качества» (задача – общественно-государственное измерение качества образования). Направление включает темы: содержание и качество образования в соответствии с ФГОС; результаты и достижения: ЕГЭ – портфолио – проекты – олимпиады; успешность обучающихся; контроль качества на каждой ступени; новые модели организации образовательного пространства и реализации образовательных стандартов; «Кадровый капитал» (задача – повышение профессионального имиджа, усиление статуса педагогической профессии). Темы: качество системы повышения квалификации; развитие сетевых и корпоративных моделей повышения квалификации; нормирование труда учителя в контексте ФГОС; организация системы тьюторства и наставничества, стимулирование педагогического труда; «Равные и разные» (задача – обеспечение доступности качества образования разным категориям групп учащихся). Темы: создание равных условий получения качественного образования каждым ребенком при разных стартовых возможностях; правовая и инфраструктурная база, обеспечивающая разнообразие условий для получения образования; «Здоровьесбережение» (задача – формирование философии «здоровая школа – в здоровье каждого ученика и учителя»). Темы: создание комфортной школы через здоровьесберегающие технологии организации образования и образовательной инфраструктуры; сохраняющие здоровье учебный план и образовательная среда; здоровье тела и духа: управленческая программа «Здоровый учитель – здоровый ученик» для снижения рисков профессионального выгорания учителя; «Открытая школа» (задача – формирование философии «Школа для каждого – Школа для всех»); «Учебный центр инженерных технологий» (задача – формирование инновационной образовательной среды для повышения качества общего образования в области естественно-научных и технических дисциплин, становления проектно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества воспитанников и обучающихся образовательного комплекса). Научно-методическая разработка директора школы – долгосрочный управленческий проект №2 «Формирование инновационной образовательной среды как фундамент становления Школы личностного роста и основа повышения качества образования средствами интегративного подхода к учебно-воспитательной деятельности» представляет теорию и практику управленческой инноватики. Пошагово, системно и содержательно описана модель формирования ИОС школьного отделения образовательной организации интегративного типа с описанием практических действий управленческой команды и содержания наиболее эффективных проектов. Приятно, что работа удостоена диплома победителя всероссийского конкурса с присвоением нашей образовательной организации общественно-профессионального статуса «Школа – лаборатория инноваций» (2013 год). В методической разработке №3 «Инновационный методический проект «День единой интегрированной темы предметного обучения в 1-11-х классах: Великая Отечественная война» представлена нетрадиционная модель организации интегрированных занятий по одной теме. Тут цель и задачи, план методических действий, комментарии и рекомендации, образцы проведения интегрированных занятий по разным учебным предметам на примере одной широкой темы «Великая Отечественная война», дидактические материалы – «связки», анкеты для учителей и учащихся. Методическая разработка №4 представляет собой программу инновационного проекта «Конструктор путешествий: формирование языковой личности школьника и основа межкультурной коммуникации» как инструмент реализации ФГОС ООО и СОО. 25 февраля 2015 года состоялся третий этап (очный) – «Управленческий квест», в котором приняли участие пять административных команд образовательных организаций округа, вышедших в финал конкурса: №1158, 1375, 1623, 1770, 2017. Методический квест позволил нам в форме увлекательного соревнования продемонстрировать навыки командной работы, умение правильно оценивать ситуацию, принимать решения, оперативно действовать в ситуации изменений. Сплоченность, находчивость, быстрота реакции и уверенность не подвели и на финальном этапе интересного, нужного и полезного, по нашему мнению, конкурса. Чуть-чуть перефразируя баснописца Крылова, скажу так: «когда в товарищах согласье есть», любой конкурс может стать настоящим праздником сотрудничества, содружества, сотворчества. Мы гордимся, что стали победителями окружного конкурса административных команд «Московская школа – территория возможностей» и удостоены диплома I степени (диплом II степени у лицея №1158, диплом III степени у школы №1770). Труд нашего коллектива заслужил высокую оценку, а это значит, что мы на правильном пути. Сегодня школа №2017 – образовательный центр, реализующий программы открытого образования, предоставляющего широкие возможности выбора для каждого обучающегося. На основе инновационных структурных подразделений – творческих мини-групп (служба педагогических инноваций, служба мониторинга и диагностики, служба формирования качества выпускника, служба ИКТ, служба разработки интегрированных программ и проектов, служба поддержки конкурсного движения) действует новая модель проектирования и управления образовательным процессом, позволяющая выстраивать эффективные индивидуальные маршруты для ученика с учетом его потребностей и запросов семьи, осуществлять полноценную интеграцию основного и дополнительного образования. Модель управления школой основана на принципах: «От управления школой на основе предписаний – к формированию собственных образовательных программ», «От заданных образовательных результатов – к анализу реальной образовательной ситуации», «От административного управления – к государственно-общественному управлению», «От предписаний родителям – к педагогическому партнерству». Важно, что мы не отстаем от реальности, а кое в чем опережаем время. Школа продолжает быть ответственной, рассудительной, оригинальной, знает и верит в свое дело. Любопытная и познавательная, инициативная и работоспособная, умеющая заручиться поддержкой своих настоящих и прошлых любящих ее учеников и их родителей, умеющая завоевывать популярность и престиж, умеющая брать на себя риск и ответственность, организовывать и убеждать, шутить и понимать юмор, формировать позитивный имидж своего образовательного учреждения в округе и городе. Школа для нас – это мастерская, формирующая мысль подрастающего поколения. Мы стараемся крепко ее держать в руках, ибо не хотим выпустить из рук будущее. А настоящее и будущее – наши воспитанники и ученики – ценность и особая гордость. Радуемся их успехам, победам в окружных, городских, всероссийских олимпиадах и конкурсах («История моей семьи в истории России», «Не прервется связь поколений», «Литературное открытие», «Проба поэтического крыла», «Культура и дети», «Золотой Гомер», «Леонардо»). Предмет особой гордости – фирменный знак, визитная карточка – школьная команда по робототехнике, многократный призер и победитель различных международных соревнований, участники сборной робототехнической команды РФ. На мир стараемся смотреть мы с восхищением,На каждого, кто в нем живет.Нас вдохновляет наше окружение,Зовет команду нашу к покорению высот. Евгения СЕДОВА, директор школы №2017, председатель межрайонного совета директоров
Комментарии