search
main
0

Секреты управления. Мал словарь – беда большая…Технология подготовки психики дошкольников и первоклассников к развитию речи

Продолжение. Начало в №39 за 2006 г., №№4, 8, 21, 34, 39, 43, 48 за 2007 г., №№13, 18, 26, 44 за 2008 г., №№4, 12 за 2009 г. Примерно 50 процентов первоклассников имеют недостаточный словарный запас из-за неразвитой памяти – ассоциативной и зрительной. Без сомнения, это самая большая беда системы образования в постсоветский период: на других ступенях образования потери качества обучения гораздо меньше.

Оценка результирующего признака (словарного запаса) может быть проведена с помощью теста либо по наблюдениям педагога. Не позднее 15 сентября составляется список детей, имеющих недостаточный объем словаря.

Диагностика задержек в развитии психики детей проводится по результатам тестирования. В колонках против списка детей отмечаем значками «+» и «-» следующие признаки:

1 – умение работать по указанию учителя,

2 – умение рисовать по клеткам,

3 – уровень развития ассоциативной памяти,

4 – уровень развития зрительной памяти,

5 – объем словаря.

Почему выбраны именно эти признаки? Они наиболее сильно влияют на качество обучения первоклассников – такова закономерность, выявленная нами с Н.Н.Атласкиной при статистической обработке данных тестирования 160 учеников по 15 разным признакам.

Методическая система упражнений разработана по нашему заданию психологом из школы-комплекса №55 города Тольятти Е.Ю.Коростелевой и рассчитана на ежедневную коллективную работу с усиленной помощью тем ученикам, которые по результатам диагностики получили значки «минус». Первые три упражнения выполняются по две недели, четвертое – в течение трех недель.

В качестве первого упражнения используются графические диктанты. Исследования, проведенные в рамках экспериментально-технологической площадки учительницей из Ярославля О.А.Терентьевой, показали, что количество отрезков в ломаных линиях не должно превышать 10-15, чтобы дети не уставали.

При выполнении второго упражнения важно, чтобы сложность рисунков нарастала постепенно.

Упражнения для развития ассоциативной памяти лучше всего выполнять с помощью 4-5 пар картинок. Ежедневно наборы картинок наполовину обновляются. Важно, чтобы нашедшие нужную картинку ученики не выкрикивали ответ – надо дать возможность подумать слабым школьникам.

Картинки для развития зрительной памяти должны иметь простые контуры: яблоко, груша, стакан, треугольник, чтобы детям легко было их зарисовать по памяти, так как писать они еще не умеют. Количество картинок постепенно наращивается – от 3 до 10.

Эффективность технологии оценивалась как основным разработчиком упражнений Е.Ю.Коростелевой, так и независимыми экспертами – учителями Ярославля и Татарстана. В средних школах №8 и №14 города Зеленодольска Республики Татарстан за два месяца удалось развить ассоциативную и зрительную память более чем у 90 процентов первоклассников, число детей с хорошим словарным запасом возросло за это же время с 43 до 63 процентов.

Это лишь один пример. Для развития психики необходимо разработать множество технологий. Чтобы сориентировать начинающих исследователей, приведу несколько вопросов без ответов, которые довольно остро стоят в современной школе:

– как разнообразить эмоциональный мир детей?

– как добиться лаконичности и точности речи?

– как повысить настойчивость в преодолении трудностей?

– как сформировать высшие волевые качества – целеустремленность и организованность?

– как овладеть в основной школе мыслительными операциями высокого порядка?

– как определить зону ближайшего развития для каждого классного коллектива?

Удачных поисков!

Вячеслав ЗАЙЦЕВ,

научный руководитель межрегиональной экспериментально-технологической площадки «Преемственность»

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте