search
main
0

Секреты творчества. Проектная деятельность развивает личность

​Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта.

В ходе практической деятельности педагогическими коллективами школы №368 «Лосиный остров» были найдены наиболее оптимальные формы организации исследовательской деятельности с дошкольниками:- занятия-экспериментирования;- работа в мини-лабораториях;- организация мини-музеев в группах;- дошкольные мини-конференции;- проектные дни в детском саду;- музейная педагогика;- просмотр мультимедийных проектов;- презентации проектов;- издательская деятельность: выпуск газет, создание книжек-малышек.При проектировании наши старшие воспитатели, воспитатели, педагоги ориентировались на зону актуального и ближайшего развития воспитанников, так как проектирование нацелено на применение имеющихся знаний и на приобретение новых. Ими использовалась следующая классификация тем: живая природа, наука, техника, культура, человек, Вселенная, из которых были выбраны наиболее интересные темы для исследований.Любой проект выполняется постепенно, и можно выделить определенные этапы проектной деятельности: формулируются проблема, цели, задачи проекта и его конечный продукт. Детям нужно понять и принять проблему, вжиться в игровую ситуацию, осознать себя ее участниками, понять, что нужно сделать и как это сделать, чтобы получить результат; старший воспитатель, педагог, воспитатель помогает детям планировать деятельность, направленную на решение задачи. Детям необходимо объединиться и распределить роли, педагог контролирует осуществление проекта, направляет детей и в случае необходимости оказывает им практическую помощь, по результатам деятельности готовится презентация. Дети помогают в ее подготовке и защите, демонстрируют зрителям результат своей деятельности. Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: «воспитатель – ребенок», «ребенок – ребенок», «дети – родители».Возможны совместно-индивидуальные, совместно-взаимодействующие, совместно-исследовательские формы деятельности.Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребенка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, но и развитию речи. Задача педагога – создать условия для реализации познавательной деятельности детей.Мотивация усиливается благодаря творческому характеру детской деятельности, ребенок знакомится с различными точками зрения, имеет возможность высказать и обосновать свое мнение.Работа по проектно-исследовательской деятельности с дошкольниками не могла проходить без участия родителей. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребенок – взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Поэтому детско-родительские проекты позволяют решать познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость) повышают уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний, к проверке имеющихся. При организации проектно-исследовательской деятельности эффективными оказались такие формы работы с родителями: беседы-консультации, мастер-классы, семейные презентации, творческие мастерские, фестиваль семейных проектов.Результатом работы по проектно-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей стали проекты «Секреты сундука моей бабушки», «Мини-музей матрешки», «С чего начинается Родина», «Где на свете есть вода?», «Дети и книги», «Былинные богатыри земли Русской», «Космические дали», «Моя любимая игрушка», «Разноцветная страна», «По сказкам В.Бианки», «Детская книга своими руками», «Мойдодыр», «Семейный клуб», «Дети в музее».Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, творческие люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Перед коллективом воспитателей, педагогов, методистов школа №368 «Лосиный остров» стоит задача – развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.Светлана СТАРИЧКОВА,Юлия СПИРИНА,Марина МУРЗИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте