Основной целью современного образовательного процесса является формирование компетенций, способствующих успешной адаптации человека в жизни. Ребенок должен понимать, как, когда и где он может применить те знания, которые получил. Для этого учителя школы №2075 используют новые эффективные обучающие технологии. В качестве примера такой технологии можно привести использование на различных уроках кейс-технологии.
Фейс-технология – это методы и приемы активного проблемного, эвристического обучения. Отличительной особенностью данной технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов и событий из окружающей действительности. При этом сама проблема должна быть актуальной и, возможно, иметь не одно решение. Какие же образовательные задачи решаются благодаря кейс-методу? Прежде всего ученики овладевают навыком анализа ситуации и постановки проблемы; учатся ясно и точно излагать собственную точку зрения и самостоятельно принимать решения на основе группового анализа. Кейс-технология, как правило, основывается на конкретной ситуации, поэтому учителя практикуют этот вид работы именно в малых группах. При такой форме работы развиваются способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственность за решения группы. Очень важно и то, что младший школьник наблюдает неоднозначность решения проблем в реальной жизни, учится соотносить изученный материал с практической деятельностью. Но самое главное – кейс должен содержать проблему, доступную и понятную учащимся начальной школы, и обязательную оценку принятого решения. Таким образом, у учащихся младших классов развиваются навыки принятия решений, вырабатывается умение работать с любым текстом, происходит соотнесение теории с практикой. Виды кейс-технологий Кейсы могут быть различны по своим целям, содержанию и основной образовательной задаче. Например, цель создания практического кейса в формировании познания и понимания жизни. Основная образовательная задача такого кейса – тренинг поведения. Соответственно содержание такого кейса – жизненные ситуации. Цель создания обучающего кейса иная – понимание учеником типичных характеристик ситуации, образовательная задача – анализ, осмысление ситуации, а содержание представлено учебными (условными) ситуациями. Ну и, наконец, цель создания научно-исследовательского кейса – создание моделей ситуации. Его основной обучающей задачей будет исследование, проектирование ситуации, а в содержание войдут исследовательские ситуации. Получается, что каждый из перечисленных кейсов базируется на одном из методов кейс-обучения:- метод ситуационного анализа (школьникам предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения);- метод инцидента (ученики получают информацию и вопросы, индивидуально или малыми группами находят пути выхода из сложившейся ситуации, представляют полученные результаты после обмена мнениями);- метод ситуативно-ролевых игр (учащиеся знакомятся с содержанием ситуации; распределяют роли, обсуждают проблемы, выдвинутые в заданной ситуации с позиции собственной роли и собственного видения);- метод разбора деловой корреспонденции (учащиеся получают папки или конверты с одинаковым набором «документов», относящихся к определенной ситуации, на основании которых и принимается коллективное решение);- игровое проектирование (участники делятся на группы, каждая занимается разработкой проектов);- метод дискуссии (учителем выдвигается проблема для обсуждения, задаются подготовленные заранее вопросы, выслушивается мнение участников обсуждения и направляется мысль детей к единому решению, мнению).Пример использования метода кейс-технологииКейс-технологию можно использовать при изучении любого школьного предмета, любой темы. Например, использование исследовательского кейса на уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» раздела «Словообразование». Цель данного кейса – в результате наблюдения за словом сформулировать правило о суффиксе, вывести алгоритм нахождения суффикса в словах. Метод, лежащий в основе кейса, – метод ситуационного анализа. Содержание кейса 1. Ситуация. Предлагается записать несколько словарных слов (по выбору учителя), которые необходимо разделить на слоги и расставить ударение. Учитель просит выделить суффикс, что вызывает недоумение, так как ученики не понимают, что от них хотят (тема еще не изучена). 2. Факты. Суффикс – это часть слова, которая стоит и служит для… Дается графическое обозначение морфем. 3. Вопросы и задания к кейсу. Карточка №1. Прочитайте слово, выделите окончание. Для этого измените форму слова, подставляя его к разным словам. Например, тропинка. Иду по…, вижу… и т. д. Выделите корень. Для этого подберите однокоренные слова. Посмотрите, есть ли между корнем и окончанием другая часть. Если есть, то выделите ее указанным значком. (Для каждой малой исследовательской группы предлагаются те же задания, но на примере других слов.) Карточка №2 – лист наблюдений. В левую колонку записываются все слова, над которыми работали дети, во вторую колонку выписываются корни, в третью – окончания, а в последнюю – части, которые стоят между корнем и окончанием. Делается вывод: «Суффикс – это… Суффикс стоит… Суффикс нужен для того, чтобы… Суффикс обозначается…» Карточка №3. Составьте алгоритм нахождения суффикса (при помощи карточки №1). Результат – учащиеся сами формулируют правило о том, что такое суффикс, и разрабатывают алгоритм. Мы видим, что при успешном и правильном использовании данная технология находит эмоционально-познавательный отклик у младших школьников и работа с ней способствует успешному решению ряда образовательных и развивающих задач. Татьяна ОГИНСКАЯ, учитель начальных классов школы №2075
Комментарии