Сложные социально-экономические процессы, происходящие в нашей стране, сделали буквальный переворот в умах современников, особенно в среде молодежи. Создается такое впечатление, что молодежь приходит в средние специальные учреждения не просто получить знания, а брать эти знания “штурмом”, причем стремится познать не только предметы, определенные программой, но сверх того изучить дополнительно компьютерное дело, иностранные языки и т.д. Необычайно возрос поток желающих получить дополнительное образование как в области науки, так и в области культуры, искусства, народных ремесел и промыслов.
Нет секрета в том, что творческая активность пробуждается и воспитывается задолго до первого звонка в школе – эту работу выполняют воспитатели дошкольного образования. Требования к преподавателю дошкольного учреждения как первому воспитателю, наставнику, учителю многократно возросли. Это естественно, ибо, чем больше первый учитель знает, умеет, тем больше он “посеет” в душе маленького человека зерен созидания, зерен светлого, разумного, доброго, а личность взрослеющего человека станет одухотворенной, возвышенной, жаждущей знаний и в дальнейшей учебе, и в течение всей последующей жизни.
Хорошо ли учитель может распознавать изменения во внутреннем мире своего ученика, во-первых, зависит от того, сколько он знает о наблюдаемом человеке, а во-вторых, обладает ли учитель особой наблюдательностью. Опытные психологи, юристы, педагоги владеют этими качествами, а всем остальным, желающим их иметь, может помочь искусство театра: актерское мастерство, театральная режиссура.
Мира Воробьева, директор педагогического колледжа – опытный педагог и страстный поклонник театра, отлично понимает чрезвычайную, магическую силу театрального действа. Она неоднократно ставила вопрос о внедрении театрального искусства в учебную программу колледжа. И вот в 70-м, юбилейном учебном году ей удалось организовать и провести уникальный опыт: произвести набор студентов на дополнительный повышенный курс, ввести в учебный план два основополагающих предмета: “Основы театральной деятельности” и “Основы актерского мастерства”, пригласить для ведения этих предметов опытного профессионального режиссера, выстроить преподавательскую работу таким образом, чтобы предметы дополняли и содействовали более углубленному изучению основной темы: “История театра”, “Основы драматургии”, “Основы художественного оформления театрализованного представления”, “Мировая художественная культура”, “Культура речи”, “Методика организации театрального дела”…
В театре все начинается с обучения актерскому мастерству, ибо актер – единственный представитель театра, кого видит зритель. И если он, также будучи художником, не усвоит главные компоненты своего ремесла – тренинг речи, вокал, танец, сценическое движение, – если он не разовьет свою наблюдательность, не будет видеть природу, людей, то ему нечего будет показать со сцены. А сцена – это большая живая картина, как зеркало, отображающая жизнь.
Режиссура должна быть многократно внимательнее, проницательнее, пытливее, мудрее, так как ей приходится возрождать на сцене живые картины посредством не одного, а пяти, десяти, тридцати и более актеров. Конечно, на помощь приходят и другие специалисты: художник-постановщик, художник по костюмам, художник-гример и т.д., но режиссер объединяет всех единым замыслом и ведет от напечатанных ролей до правдоподобного героя, от первой робкой читки пьесы по ролям до потрясающей премьеры.
В течение 2 семестров мы постарались передать секреты режиссуры студентам и в теории, и на практике – насколько это было возможно в такой короткий срок. (Напомним, что специальный вуз проводит полный курс обучения в течение 10 семестров).
И все-таки тематический план, намеченный в сентябре, оказался, к счастью, выполнен. Студенты усвоили основные понятия актерского мастерства и режиссуры: событие и событийный ряд, действие и противодействие, конфликт и его разрешение, предлагаемые обстоятельства и зону молчания, вокал и музыка в спектакле, художественное оформление и его изготовление своими руками – от замысла, от столярных работ до покраски, до живописи – все это нам удалось усвоить и реализовать. В теории студенты сделали выбор пьес классического репертуара, по этим пьесам писали литературный и действенный анализ, рисовали эскизы декораций и костюмов персонажей избранных пьес.
Выпускники дошкольных учреждений всегда вынуждены ставить какие-либо представления, а с элементарной подготовкой легче и сценарий написать, и организовать праздник – День Победы, новогодний утренник, День учителя и т.д.
Очень важно отметить тот факт, что эти занятия на одном только курсе взбудоражили всех студентов, каждый пытается что-то выяснить, что-то понять в театральном деле, педагогический состав очень болеет и переживает за студентов-артистов. Словом, вокруг замысла М.Н.Воробьевой разыгрался целый театральный бум от взрослых до детсадовцев. Факт налицо: Кинешемскому театру, оказавшему большую помощь в постановочной части, театрального зрителя прибыло.
Доброму началу – зеленый свет!
Юрий РЕЗНИЧЕНКО,
режиссер-педагог педагогического колледжа
Кинешма,
Ивановская область
Театрализованная деятельность в колледже
В этом учебном году студентам нашего колледжа представили возможность получить дополнительную специальность в области театрализованной деятельности – руководитель драматического кружка.
В течение двух семестров мы изучали ряд новых дисциплин: основы актерского мастерства, основы режиссуры, история театра, основы художественно-декорационного искусства, методика организации театрального дела. Занятия вели опытные педагоги и специалисты: Ю.Я.Резниченко, В.А.Бурков, Н.Ф.Александрова, З.Ф.Лебедева, Е.П.Боровкова.
Ученики овладели основными навыками существования на сцене, испытали на себе возможность перевоплощения, впервые почувствовали профессию актера, уяснили секрет создания образа персонажа средствами своих физических и творческих возможностей, поняли, как много дает режиссура и профессия педагога и просто для жизни.
Мы благодарны руководству колледжа и всем педагогам за те знания, которые они дали нашему курсу, и убеждены, что данная подготовка позволит нам не только работать с детскими коллективами, но и попробовать проявить себя на настоящей сцене театра в качестве актеров или художников-декораторов.
Нам было очень интересно узнать об основных этапах развития театра, об особенностях профессии актеров, режиссеров, художников, парикмахеров, познакомиться со сложным производственным процессом при подготовке и выпуске спектакля, а также развивать свои творческие способности и кругозор.
Мы уверены в том, что те юноши, которые будут поступать в педагогический колледж, найдут себя в интересных делах, проявят свои творческие способности наряду с получением основной профессии.
Студенты 5-го курса Кинешемского педагогического колледжа:
В.Васильев, А.Попов, М.Иншаков, Р.Зеленцов, О.Привезенцев
Комментарии