Когда говорят о профориентационной работе в школе, то чаще всего подразумевают разнообразные практики и технологии, такие как ранняя диагностика, работа профильных классов, экскурсии на предприятия, деловые игры, мероприятия в рамках «Университетских суббот», целью которых являются знакомство обучающихся с миром профессий и возможность попробовать свои силы в некоторых из них.
Все эти технологии направлены на популяризацию инженерных, медицинских, медийных профессий. Мы в свою очередь хотели обратить внимание на поднятие престижа и создание положительного образа педагога, формирование интереса обучающихся к профессии учителя.
Что может стать мерилом результативности работы учителя? Существует большое количество разнообразных тестов, проверочных и контрольных работ. Но, на наш взгляд, одним из важных критериев нашей работы является то, что обучающийся идет по стопам своего педагога, выбирая для своей будущей карьеры профессию учителя. Не секрет, что зачастую на выбор будущей профессии влияют личность учителя, его умение заинтересовать своим предметом обучающихся, с одной стороны, и характер взаимоотношений «учитель – ученик» – с другой.
Одним из значимых результатов нашей педагогической работы становятся выпускники, из года в год выбирающие профессию учителя иностранного языка. Хотим рассказать о некоторых из них.
Нескольким обучающимся нашей школы предстояла поездка в лагерь «Орленок» на смену, которая имела педагогическую направленность. Для этого им необходимо было подготовить видеоролик. Исходя из заданной темы, наши ученицы использовали идею снять видеоинтервью, в котором задавались вопросы о профессиональном становлении учителей нашей школы. Вопросы были направлены на выяснение причин выбора профессии учителя, а также о педагогическом пути учителей. Более близкое и неформальное взаимодействие обучающихся и учителей положительно повлияло на выбор этими обучающимися своей будущей профессии. В настоящий момент все выпускницы нашей образовательной организации, принимавшие участие в данном видеопроекте, являются студентками различных педагогических вузов Москвы.
Еще одним ярким примером и нашей гордостью стал выпускник 2020 года, а ныне студент второго курса Государственного гуманитарно-технологического университета, факультета иностранных языков, Петр Волнов. Для нас все началось с его участия в днях самоуправления, которые, на наш взгляд, являются одним из успешных вариантов взаимодействия педагогов и обучающихся.
В этот день обучающиеся меняются местами с теми педагогами, чей предмет им интересен, с кем у них сложились доверительные отношения. В ходе подготовки к данному мероприятию учитель делится с подопечными методическими приемами, секретами наработанной педагогической кухни и личным опытом. Совместно с обучающимися создается план урока. На его основе ученик, который будет исполнять обязанности учителя, под руководством учителя подбирает необходимые материалы к уроку в МЭШ или создает авторскую презентацию к уроку. В сотрудничестве с учителем ведутся обсуждение и детальная проработка будущего урока.
В процессе такого неформального общения молодой человек получает возможность не только увидеть профессию учителя изнутри, но и понять, какими личностными качествами должен обладать преподаватель. Такая практика дает возможность примерить на себя данную профессию, попробовать свои силы и реализовать себя в нелегком, но увлекательном педагогическом деле.
Хотим привести отрывок из письма нашего выпускника Петра Волнова, он написал его, когда поступил на 1‑й курс университета. Письмо было написано на английском языке, но мы его для вас перевели!
Ольга БИРЮКОВА, Ирина КЛИМЕНКО, учителя английского языка школы №2031
Письмо
Петр ВОЛНОВ, выпускник:
– Я до сих пор помню свой первый урок английского языка во 2‑м классе, мы изучали лексику о цирке. В тот момент я понял, что уроки английского производят на меня большее впечатление, чем другие. Я каждый день ждал очередного урока. Конечно, это ваше достижение, что я так заинтересовался английским языком. Более того, благодаря вам я получил много полезных навыков, в которых нуждался в школе. …Вы верили в меня, что дало мне большую мотивацию работать усерднее. Вы дали мне шанс развить свои качества лидера в 9‑м классе. Есть много слов, которые нужно сказать, но я не буду говорить все, чтобы сохранить их на последующие годы. Вы заслуживаете того, чтобы вас называли учителем, который дает ученикам больше, чем просто знания по вашему предмету. Спасибо за все уроки, которые вы мне дали. Судя по тому, что я до сих пор помню наш первый урок, очевидно, что я никогда не забуду знания, полученные в школе. Желаю вам всего хорошего и больше талантливых учеников!
Комментарии