search
main
0

Секреты международного бакалавриата

​В гимназии №1306 в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Международный опыт как ресурс повышения качества российского образования» состоялась встреча директоров, преподавателей и координаторов учебных учреждений, в которых уже внедрены программы международного бакалавриата и которые только проходят процесс авторизации.

У гостей гимназии была уникальная возможность заглянуть за занавес такой понятной, но в то же время такой загадочной программы международного бакалавриата, увидеть, как московская гимназия реализует занятия в программах PYP (Primary Years Programme) и DP (Diploma Programme).Гостей программы DP пригласили на 3 открытых урока – один по Тheory of Кnowledge («Теория познания», или ToK – предмет из основы дипломной программы IB) и два по English B HL (язык из секции language acquisition). Опытные педагоги показали класс преподавания в программе IB с учениками 10-го класса Международного бакалавриата гимназии. Все уроки, включая внеклассное общение с преподавателями, проходили исключительно на английском языке. Пожалуй, самый загадочный для преподавателей и учеников философский ТоК на тему «Этика» провел Илья Голенопольский. Следуя последним тенденциям IB в преподавании, он проводил урок с применением современных технологий (электронная доска с проекцией презентации и беспроводным управлением с планшета учителя), а также по принципу BYOD (Bring Your Own Device – «Принеси свой девайс»). Ученики с помощью Ильи Танкредовича разобрались с основными понятиями в теме, а затем последовало бурное обсуждение нескольких гипотетических жизненных ситуаций, где ученикам необходимо было сделать свой моральный выбор и обосновать его. Здесь, помимо прочего, очень четко проявилась отработка ключевого качества «профиля студента» IB – критического мышления. После подведения итогов критических размышлений ребят преподаватель представил существующие теории по теме урока, к которым в ходе обсуждений ребята, как выяснилось, пришли сами. В завершение урока Илья Танкредович проиллюстрировал ребятам тему урока настоящим случаем из истории «Королева против Дадли и Стивенса» (1884 год), который сейчас рассматривают в юридических университетах мира. В нем описаны морально-этические рассуждения участников в сложившейся тяжелой ситуации, их действия, последствия и реакцию общественности.Гости увидели урок English B HL (высокий уровень) с преподавателем Джонатаном Солвей. В программе 10-го класса IB ребята изучают пьесу Джона Бойнтона Пристли «Визит инспектора», по которому они должны будут написать отчетную работу в рамках оценивания дипломной программы. Здесь преподаватель применил нестандартный, творческий подход – ролевую игру. Ученики расселись перед гостями в полукруг, в центре которого стоял отдельный стул. Каждый должен был выбрать персонажа и войти в роль. Ребята с легкостью разобрали своих персонажей из пьесы и очень быстро вжились в роли. Для того чтобы ребята погрузились в произведение и приняли свои роли, Джонатан попросил их встать и пройтись по залу, будто они на прогулке в эпоху, описанную в пьесе. Причем сначала они должны были играть своих персонажей в начале произведения, а по хлопку представить, что они в конце пьесы, когда все события уже развернулись. Нужно было представить себя на их месте, показать их эмоции, позы, жесты… Джонатан назвал стул в центре «горящим сиденьем» и сказал, что каждый ученик сядет на этот стул и будет засыпан вопросами от остальных учеников, как если бы на этом стуле перед ними оказался живой персонаж из книги, ученик должен был отвечать за него. Ребятам необходимо было полностью перевоплотиться, ведь им задавали и вопросы, на которые в пьесе нет ответов, например, какой любимый напиток героя, его хобби, что он думает по поводу другого. Создалась такая обстановка и такое вовлечение, что даже гости незаметно для себя проявили инициативу и задавали свои вопросы героям. Такие уроки, без сомнений, прекрасно готовят ребят как к письменной части финального экзамена, так и к устной.На другом уроке English B HL Карина Сагоян показала более методический подход к изучению английского в IB. Ученики, занимаясь в классе, полностью обустроенном для языкового погружения, знакомились с темой «Здоровье». В первую очередь Карина Павловна устроила мозговой штурм, попросив ребят сказать, какие первые мысли у них возникают, когда они слышат слово «здоровье». Ребята очень живо начали называть все, что им приходит на ум, дополняя друг друга. Каких-то слов на английском они не знали и объясняли, что хотят сказать, а преподаватель в ответ вооружала их правильными словами, на электронной доске появилась секторная диаграмма с названиями разных видов здоровья – физического, ментального, ребята определили, к какому виду относятся слова, которые они сами назвали раньше. Чтобы было понятно, как эти слова используются в жизни, Карина Павловна предложила прочитать статью «Not depressed, just British» из газеты Всемирной организации здоровья. Ребята должны были выполнить лексико-грамматическое упражнение – вставить пропущенные тематические слова по ходу чтения. Проблематика, затронутая в статье, стала естественным стимулом к дальнейшему обсуждению того, как повседневная жизнь, убеждения и социальные нормы влияют на ментальное здоровье людей.Не секрет, что один из самых интересных путей знакомства с новой культурой и языком – это изучение фразовых глаголов. Так что ребятам раздали текст с пропусками и набором фразовых глаголов, чтобы они, работая в парах, обсудили, какие глаголы могут подойти по контексту. Конечно же, смысл не всех фразовых глаголов сразу был очевиден ребятам, но Карина Павловна объяснила их значение несколькими доступными предложениями – легко и с юмором. Так, казалось бы, обычные уроки английского языка приобрели совершенно неожиданный вид и, что самое главное, полностью нашли отклик стандартам IB – погружение в атмосферу предмета в обстановке максимальной вовлеченности.Такие методы преподавания в дипломной программе IB в полной мере отвечают так остро обсуждающейся на конференции проблеме нынешнего поколения, которое, в отличие от предшественников, мыслит по префигуративному типу культуры. Говоря простым языком, сейчас детям при обучении важно понимать, зачем именно они что-то учат и как они могут применить эти знания и умения в своей жизни.Гости высоко оценили языковую и культурную подготовку учеников дипломной программы Международного бакалавриата гимназии, а также профессиональный класс преподавателей, о чем многократно говорили организаторам, выражая свою благодарность за полученный опыт и удовольствие наблюдения.Программу PYP в гимназии представили на примере уроков в 3-х и 4-х классах. В 4-м классе прошло промежуточное исследование по междисциплинарной теме «Наша планета» в форме круглого стола «Диалог культур и партнерство цивилизаций». В работе приняли участие представители двух современных цивилизаций Греции и Китая. Диалог начался с дружеского приветствия и крепкого рукопожатия. Ученики с помощью ключевых концепций «Причинность», «Изменение» и «Ответственность» проанализировали историческую ситуацию, с которой столкнулись их предки в I тыс. до н.э., в период осевого времени. Для построения конструктивного диалога все представленные материалы были проработаны по педагогической технологии критического мышления «Общее и уникальное». Эта работа помогла сделать вывод о том, что возникновение и развитие нового в Древнем Китае произошло в результате революционного пути, а в Древней Греции – эволюционного. Исследователи просмотрели фрагмент фильма «Дом. История путешествий», провели аналогию между двумя временными отрезками, выявили, что люди издавна сталкивались с экологическими проблемами. Таким образом, в ходе дискуссии у аналитиков зародился вопрос: «Почему современные цивилизации не помнят плачевный опыт своих народов? Они систематически раскачивают экологическую пирамиду и не думают о последствиях!» Диалог выстраивался бурно и эмоционально! Все хотели высказать свое мнение: «Современные люди имеют много точек соприкосновения, а главное, знают о существовании друг друга в отличие от их предков. Если люди научатся договариваться, то и развитие их будет проходить быстрее». Один из представителей Китая выдвинул предложение: «Закрепить партнерские отношения написанием пятистишия «Послание будущим поколениям».В преддверии Нового года и Рождества учащиеся 3-го класса погрузились в мир чудес и волшебства. Так началась работа по новой теме исследования «Традиции. Как отмечают Новый год в разных странах мира». Центральная идея этого исследования: «Знание традиций и обычаев других народов помогает понять друг друга». С опорой на умение учащихся анализировать, работать в группе сообща, задавать вопросы, внимательно читать текст, презентовать результаты групповой работы стало возможным за одно занятие рассмотреть особенности встречи Нового года в разных странах мира, наметить направления исследования, сформировать исследовательские группы.Наира КАРАХАНЯН, координатор дипломной программы IB, гимназия №1306,Наталья ЗАБРОДИНА, координатор международных программ, гимназия №1306

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте