Как сделать уроки русского языка интересными? Как на литературе помочь нашим нечитающим детям почувствовать удовольствие от самого процесса чтения? Как научить наших ушедших в гаджеты девчонок и мальчишек понимать образы, читать между строк, видеть сердцем, чувствовать, мыслить?.. Ответы на эти непростые вопросы каждый учитель ищет по-своему: уходит с головой в справочники, пособия, отправляется на просторы сети Интернет, обсуждает варианты с коллегами на курсах, вебинарах, в методобъединениях, находит группы единомышленников в соцсетях, ведет блоги.
В методической копилке за долгие годы учительства и у меня накопилось немало приемов и педтехник, помогающих и переключить внимание класса после сдачи нормативов на уроке физкультуры на серьезный разговор о Блоке, и по-новому перечитать известное с детства произведение. Но, как мне кажется, есть один профессиональный секрет, позволяющий по-особому взглянуть на труд учителя-словесника. Русист (как, впрочем, и учитель истории) не имеет права «выгорать». Никакими технологиями, приемами и методиками нельзя исправить ситуацию, если учитель брюзжит, недоволен судьбой и работой. Что бы ни происходило в душе, в семье, в школе, в стране, я всегда должна входить в класс в состоянии влюбленности в русский язык, литературу, Россию… Дети, как камертоны, подсознательно моментально настраиваются с учителем на одну волну. Давно для себя сделала вывод: хочешь, чтобы дети верили тебе, любили русский язык, с удовольствием читали, с радостью приходили на урок, – не поддавайся унынию, учись вместе с детьми радоваться каждому дню, удивляться вместе с ними.
Так, на уроке литературы в 5‑м классе, изучая сказку «Царевна-лягушка», мы не только обсуждаем совершенный женский образ, созданный народной фантазией, но и пытаемся между строк познать глубину мудрости, основы культуры и нравственности, присущие ментальности русского народа. Пересказ сказки от лица царя, лягушки, невесток и даже стрелы позволяет пятиклассникам другими глазами взглянуть на привычный сюжет. Почему Царевна-лягушка согласилась пойти за Иваном-царевичем, ведь он в нее только стрелял? Почему она доверилась ему? Почему именно хлеб просит испечь царь? Отвечая в игровой театрализованной форме друг другу на простые вопросы, мы находим повод задуматься над такими вечными истинами, как доверие, преданность, ответственность.
Урок литературы трансформируется в историческое путешествие по Древней Руси. Откровением становится то, что тяжелый труд пахаря, хлебороба уважила лишь одна из невесток, выдержала экзамен на право стать в будущем заботливой и мудрой царицей.
Каждый урок – открытие. При этом следует не забывать о главном: запоминается, впитывается, прирастает личными смыслами лишь то знание, которое добыто самим ребенком. Знания в нашем стремительном современном мире устаревают быстрее, чем ребенок начинает их применять в жизни. Универсальная учебная деятельность – ключ к успеху современного школьника.
На мой взгляд, разработанная мною командная игра «Литературный хоккей» – универсальный инструмент развития УУД. Ребята самостоятельно готовят творческие задания для соперников, проявляют лидерские качества, демонстрируют свои знания и смекалку, особое внимание в тексте уделяют деталям, развивают читательский вкус. Особое внимание на таких уроках уделяется культуре речи, ведению полемики, уважительному отношению к соперникам. Как показывает практика, за подобный урок по любой теме дети задают друг другу до 40 вопросов за урок, атмосфера доброжелательная и творческая, споры конструктивны, а через 5‑6 игр капитанами становятся и слабые ученики. Внимательное, вдумчивое чтение, бережное отношение к тексту, нравственным ценностям литературы становятся нормой.
Тема урока: обобщение изученного по феерии А.Грина «Алые паруса» (6‑й класс).
Тема задания: подготовка и проведение урока-игры «Литературный хоккей».
Цель использования работы в малых группах: повышение мотивации к самообучению и самоорганизации, повышение уровня эмпатии, взаимообогащение учащихся в группе, создание ситуации успеха, создание оптимальных условий для эффективного закрепления изученного материала в эмоционально окрашенной среде позитивной взаимозависимости.
Способ деления класса на малые группы
Для создания разнородных двух групп учащимся предлагается порекомендовать тех, кого они хотели бы видеть в роли капитана, случайный жребий определяет 2‑3 капитанов. Дети рассаживаются за двумя-тремя столами лицом друг к другу, за отдельным столом – «хранитель времени», следящий за временем и ведущий турнирную таблицу:
Какие виды позитивной взаимозависимости используются в работе?
Четко оговариваются условия игры.
Каждый должен принести в копилку команды (семьи) не менее 10 подготовленных дома вопросов к прочитанному произведению.
Необходимы закладки, чтобы эксперты могли оперативно (1‑2 минуты) найти ответ на поставленный соперниками вопрос.
Досрочный ответ принесет лишний балл команде (семье).
Трудный вопрос, на который нет ответа у соперников, принесет лишний балл команде (семье).
Простая и справедливая система штрафов (если не работает вся группа, если допущены грубые высказывания в адрес соперников, если категорично отвергается чужое мнение).
Запрещено слово «нет» (альтернатива – «есть мнение»).
Рабочий гул возможен только во время обсуждения в группах.
Каждая команда выбирает сама «хранителя времени».
Каждая команда выбирает сама «адвоката», который в конце игры пытается объяснить недочеты и неудачи, найти позитивное в проигрыше.
Недопустимы споры и затягивание игры, вопросы должны перелетать от команды к команде так, как шайба на льду во время матча.
3 балла команда получает за досрочный ответ, 2 балла – за ответ, на обсуждение которого ушло 2 минуты. За досрочный ответ ученик получает 5 баллов. Если команда-соперник не ответила на вопрос, автор сложного вопроса также награждается отличной оценкой. Досрочный ответ приносит команде дополнительную минуту для обсуждения.
Количество формальных вопросов от каждой команды не должно превышать 3 за весь ход игры.
Как было организовано начало работы (с помощью каких приемов или материалов)?
Видеосюжет об Александре Грине (http://www.youtube.com/watch?v=h5DCNeFbFIc), звучит песня «Алые паруса» (http://www.youtube.com/watch?v=bqjQM8AiKik). Вступительное слово учителя. «Хранитель времени» напоминает правила, звучит гонг.
Какие конкретные задания получает каждая группа?
Под руководством капитана выбрать всем вместе из подготовленных ребятами дома 60 вопросов не менее 20 наиболее сложных и интересных, глубоко раскрывающих содержание произведения, характеристики главных героев. Выбор ребятами наиболее сложных для соперников заданий, исключение из подготовленных вопросов размытых формулировок, формальных вопросов.
Какие материалы получает каждая группа?
«Путевой лист», таблицу баллов, песочные часы, бейджи (на столе у каждого ручка, список самостоятельно подготовленных вопросов, книги с закладками).
Краткий план организации работы над заданием
Постановка общей цели.
Определение общей награды (команда-победитель получает по пятерке в дополнение к самостоятельно заработанной оценке во время литературной игры).
Дети распределяют материал самостоятельно, что не исключает гарантии того, что произведение будет прочитано всеми (допуск к игре проверяется капитаном: наличие закладок, подготовленных дома 10‑15 вопросов и т. д.).
Распределение ролей.
Выбор ребятами наиболее сложных для соперников заданий, исключение из подготовленных вопросов размытых формулировок, формальных вопросов.
Как организовать контроль после выполнения задания?
Комментарии