Театр – это верный помощник в эстетическом воспитании учащихся, в их тяге к культуре чувств и к дополнительным гуманитарным знаниям. Нашему школьному методическому театру «Маска» уже 25 лет, и сейчас на сцене уже играют дети наших первых актеров, а их родители находятся в зрительном зале.
А началось все с урока литературы… Мы давно поняли, что для того, чтобы урок был интереснее, оживленнее, нельзя останавливаться лишь на традиционных формах (комментированное чтение, пересказ), поэтому мы и обратились к литературно-музыкальным композициям и инсценировкам. Ребята очень любят подобные групповые задания. Психологи отмечают, что главной особенностью среднего и старшего школьного возраста являются поиски новых контактов и стремление к коллективизму. Готовясь к уроку, учащиеся выступают в роли сценаристов, режиссеров, придумывают костюмы. А потом вместе с ребятами обсуждаем, как им удалось перевоплотиться, делаем выводы (обязательно вместе!), как поняты индивидуальные особенности образа, проблемы произведения. Конечно, после этого литературный герой становится ребенку ближе, проблемы изучаемого произведения понятнее.Сейчас в школьном театре параллельно работают 3 группы: младшая (5-7-е классы), средняя (8-9-е), старшая (10-11-е). В театр принимаем всех желающих играть на сцене, обучаться актерскому мастерству. На занятиях мы обращаем внимание на дикцию, понимание фразы, сценическую задачу каждого персонажа, учимся умению двигаться на сцене, говорим о роли жестов и мимики актеров. Для этого просматриваем записи своих работ и телеверсии этих же спектаклей в исполнении профессиональных актеров и, конечно, обсуждаем, спорим… Так и работаем. И «заболевших театром» становится все больше. Мы считаем, главное – не сыграть, а прожить роль – вот идеал для нас, и даже в самодеятельном театре это возможно.Школьный театр «Маска» называется методическим. Все спектакли мы записываем, а потом, во время изучения произведения, фрагменты смотрим и анализируем на уроке. Таким образом, происходит взаимопроникновение театра в урок, а урока – в театр. И эти уроки проходят на ура.За время существования театра было поставлено более 25 спектаклей, которые показаны учащимся нашей школы, воспитанникам близлежащих школ и детских садов, выпускникам и родителям.Нашими первыми постановками были новогодние сказки для учащихся начальной школы. В 1995 году мы впервые взялись за взрослое, серьезное, проблемное произведение – повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». С этого момента мы регулярно ставим полнометражные спектакли. При выборе произведения для постановки на сцене мы обращаемся как к классике, так и к современной русской и зарубежной литературе. Например, А.Н.Островский «Гроза», 2000 г., В.Шекспир «Ромео и Джульетта», 2005 г., М.П.Старицкий «За двумя зайцами», 2006 г., А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», 2007 г., А.С.Грин «Алые паруса», 2009 г., А.П.Гайдар «Тимур и его команда», 2010 г., Гольдони «Слуга двух господ», 2011 г., М.А.Шолохов «О Колчаке, крапиве и прочем», 2011 г., В.Розов «Вечно живые», 2012 г., Н.В.Гоголь «Ревизор», 2013 г., М.Зощенко «Играем жизнь», 2014 г.К 65-летию Великой Победы мы вновь вернулись к теме подвига советского народа, к повести «А зори здесь тихие…». Прошло 15 лет после первого показа, но мы с радостью увидели, что связь времен не прерывается, а трагическая судьба девушек также волнует ребят.- Ученики играли роли с душой, эмоционально, и мы, ветераны, со слезами на глазах смотрели на их замечательную игру, – сказал после спектакля участник Великой Отечественной войны А.А.Немиров. – Созданы объективные образы девушек-зенитчиц периода Великой Отечественной войны. Огромное спасибо!- Честно признаться, я поражена, – поделилась впечатлениями ученица 8-го класса В.Геворгизова. – Этот спектакль словно что-то перевернул в моей голове. Я плакала, просто не смогла сдержать слез, осознавая, что за пятью девушками миллионы погибших в годы войны, миллиарды неродившихся и бесконечное число тех, кого коснулась война. Игра девчонок неподражаема. Сколько эмоций, чувств! Я очень благодарна за этот спектакль, который заставил задуматься о своей жизни и благодарить Бога за то, что мы живем в мирное время.С 2004 года в работе методического театра появилась новая форма – литературный салон. Обращение к этой форме было жизненно необходимым: больше ребят смогли играть на сцене. Появились тематические литературные салоны. В Год учителя при подготовке литературного салона «Учитель вечен на земле» мы обратились к книгам о школе, которые сегодня незаслуженно забыты. Литературный салон «Навечно в памяти народной!» (к 70-летию Великой Победы) ознакомил зрителей с героической биографией дважды Героя Советского Союза А.А.Головачева, чье имя носит наша школа.С 2007 года школа проводит акцию милосердия, в рамках которой театр показывает благотворительные спектакли. Это стало традицией всей школы. В 2017 году исполнится 10 лет, как на сцене нашей школы мы рассказываем ребятам и взрослым о доброте и милосердии. Такие спектакли мы ставим один раз в год для учащихся, родителей, педагогического коллектива школы. Пожертвования от спектаклей мы перечисляем на счет ЦРКБ №1 для онкологических больных детей. За благотворительность, за сохранение и развитие традиций духовно-нравственного воспитания молодого поколения школа была отмечена дипломом лауреата конкурса «Во имя жизни на земле, проводимого общественным движением «Добрые люди мира». Вот названия некоторых благотворительных спектаклей: Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке», 2007 г., Г.Х.Андерсен «Снежная королева», 2010 г., М.Е.Салтыков-Щедрин «Пропала совесть», 2011 г., В.Губарев «Королевство кривых зеркал», 2014 г., П.Зубарев «Иваново сердце», 2015 г.Весной 2016 года в рамках акции милосердия был показан спектакль «Вся жизнь – подвиг» о советских ученых – братьях Вавиловых.- Нужно отметить, что показан один из сложных периодов истории XX века. Постреволюционный период, становление отечественной селекционной науки. Тема любви, беззаветной преданности делу братьев Вавиловых раскрыта ребятами и трогает до глубины души. После просмотра чувства переполняют, такие сложные взрослые темы, заставляющие задуматься над вечными ценностями, сильными характерами и хрупкими человеческими жизнями, – с такими словами выходили родители девятиклассников после премьеры.Хочется верить, что после участия в таких спектаклях наши дети будут добрее, милосерднее, отзывчивее, как мы говорим, пройдут очищение театром.Закончить наш рассказ о школьном методическом театре «Маска» хочется словами Константина Станиславского: «Красиво не то, что по-театральному ослепляет и дурманит. Красиво то, что возвышает жизнь человеческого духа на сцене и со сцены, то есть чувства и мысли артистов и зрителей».Наталья КОРКАШОВА, заслуженный учитель РФ, отличник народного просвещения,Татьяна ИСПРАВНИКОВА, педагог-библиотекарь, руководители школьного театра «Маска»
Комментарии