search
main
0

Секреты эпитета Урок литературы в пятом классе

Цели урока
I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: 1) Расширить знания учащихся о тропах. 2) Формировать понятие об эпитете, видах эпитетов, их роли в художественном тексте. 3) Расширять словарный запас учащихся.
II. РАЗВИВАЮЩИЕ: 1) Развивать способность эмоционально откликаться на художественный текст. 2) Стимулировать развитие творческих способностей учащихся.
III. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: 1) Воспитывать интерес к художественному слову; 2) Воспитывать чувство уважения к чужому мнению.

Оборудование урока: 1) Кабинет приготовлен для групповой работы. 2) Карточки с указанием номера группы, карточка “эксперты”. 3) Опорный контекст (разбит на отдельные карточки). 4) Карточки для групповой работы с текстами (для этапа знакомства с видами эпитетов; для творческого задания). 5) Текст стихотворения К. Бальмонта “Снежинка” (распечатан по одному экземпляру на парту). 6) Словарные слова “аллегория”, “сравнение”, “олицетворение”, “эпитет”.

Оформление доски: 1) Запись числа, темы, эпиграфа к уроку.
Секреты эпитета.
“Эпитет – это самое меткое, самое свежее, самое нужное слово, которое выбирает писатель каждый раз, изображая уже известный нам предмет” (Д.Э.Розенталь).
2. План рецензии на выразительное чтение стихотворения:
а) Удалось ли передать картину зимы? б) Соответствует ли интонация, с которой было прочитано стихотворение, его настроению? в) Соблюдались ли паузы при чтении стихотворения?
3. Запись отрывка из “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С.Пушкина.
…яблоко, оно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!

4. Карточка с материалом для наблюдения на этапе объяснения нового материала: волшебное озеро – глубокое озеро; день как бы хрустальный – длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.
5. На скрытой доске записаны виды эпитетов для обобщения материалов групповой работы: 1) постоянные; 2) оценочные; 3) описательные; 4) эмоциональные;
5) сложные.
Для успешного решения поставленных методических задач и учебных целей на уроке использованы следующие методы, приемы и формы работы: 1) репродуктивный метод (на этапе проверки домашнего задания); 2) объяснительно-иллюстративный (на этапе подготовки к активному и сознательному усвоению материала); 3) частично-поисковый метод (на этапе объяснения нового материала);
4) метод творческого чтения и творческих заданий (на этапе проверки домашнего задания, на этапе закрепления).
Приемы: 1) выразительное чтение стихотворения;
2) рецензирование; 3) слово учителя; 4) аналитическая беседа; 5) стилистический эксперимент.
Формы: 1) коллективная форма; 2) индивидуальная форма; 3) групповая форма.
Конкретные цели использования каждого метода, приема и формы работы на разных этапах урока описаны в конспекте.

Основная методическая литература, которая была использована при подготовке к уроку.
1. Галицких, Л.Н.Самохвалова “Готовимся к уроку литературы в 5 классе” (Методическое пособие. Серия “Гимназические штудии”, Киров, 1996 г.
2. М.А.Рыбникова “Очерки по русской литературе”.
3. З.Я.Рез “Изучение лирических произведений в школе”. (Л., 1968 г.)
4. А.Е.Брусина “Опыты словесного творчества”. (С.-П., 1994 г.)
5. Е.В.Карсалова “Стихи живые сами говорят…” (М., Просвещение, 1990 г.)
6. “Читаем, думаем, спорим…” Дидактические материалы по литературе. 5 класс. Составитель Т.Ф.Курдюмова. (М. “Просвещение”, 1997 г.)
7. “Литература”, Шаг за шагом (рабочие тетради). “Литературные игры 2”, “Времена года”. (М., 1995 г.)

I ЭТАП
Проверка домашнего задания. Используются приемы: 1) Выразительное чтение стихотворения как результат анализа (творческое чтение). 2) Рецензирование. 3) Чтение письменного ответа на вопрос.

ХОД УРОКА
Приветствие. Установка на сотрудничество. (Собеседники – соучастники – сотрудники. Со – вместе). Сегодня на уроке нам предстоит хорошо потрудиться. Поэтому вам нужно быть внимательными и помогать друг другу на уроке.
На прошлом уроке мы познакомились со стихотворением Ф.И.Тютчева “Чародейскою зимою”.
Каким было домашнее задание? (Выучить стихотворение Ф.И.Тютчева наизусть. Ответить на вопрос: “Как поэту удалось нарисовать картину зимы-чародейки”?
Проверим домашнее задание.
1. Выразительное чтение стихотворения Ф.И.Тютчева “Чародейкою зимою” наизусть.
Перед чтением ставим задачи:
– передать любование автора картиной зимнего леса;
– читай так, как ты понимаешь это стихотворение, соблюдая паузы, расставляя логические ударения.
2. Рецензия на выразительное чтение по плану, записанному на доске. Рецензирует ученик.

ПЛАН РЕЦЕНЗИИ
а) Удалось ли передать картину зимы?
б) Соответствует ли интонация, с которой было прочитано стихотворение, его настроению?
в) Соблюдались ли паузы при чтении стихотворения?
3. Как поэту удалось нарисовать картину зимы, перед ослепительной красотой которой нам трудно устоять?
Чтение письменного домашнего ответа на вопрос.
Примерный ответ ученика (обобщение учителя).
“Ф.И.Тютчев помогает увидеть и понять, в чем прелесть зимы. Поэт находит особенные краски и слова. Да и сама зима так разнообразна! Начинается она с особенной тишины. Тишина такая, что кажется: природа задумалась глубоко-глубоко. Отдыхает от напряженной весны, от знойного лета, от стремительных и гулких августовских гроз. Она как бы околдована снежной тишиной. И Ф.И.Тютчеву близка эта неподвижность, волшебность зимы. С помощью слов: “неподвижною, живою, чудной жизнью”, “сном волшебным”, “цепью пуховой”, “ослепительной красотой” – поэт создает картину волшебной зимы, зимы-чародейки”.

II ЭТАП
Введение новой темы. На данном этапе используется объяснительно-иллюстративный метод. Цель этапа – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников, подготовить их к активному и сознательному усвоению нового материала.
Действительно, автор стихотворения с помощью этих слов показывает нам внутреннюю жизнь зимнего леса, те ее уголки, которые природа иногда надежно прячет от человека.
Какой частью речи в предложении являются эти слова? (прилагательными). А каким членом предложения? (определением).
Правильно. Вы назвали все определения, с помощью которых Ф.И. Тютчев преподносит зиму чародейкою. И не случайно именно эти слова остановили на себе наш взгляд. Значит, автор хотел. Чтобы мы их заметили. Значит, перед нами не просто определения, а слова, имеющие особую изобразительную силу. Они передают звуки, смысл, переливы цвета, смену настроения, разнообразные впечатления.
У этих слов есть особые названия. Какие? (Тропы). Что такое тропы? (изобразительно-выразительные средства языка). С какими тропами вы уже знакомы? (Сравнение, олицетворение).
Сегодня мы познакомимся еще с одним изобразительно-выразительным средством.
Мы откроем с вами тайны эпитета, постараемся разгадать его секреты, постараемся понять, зачем используются эпитеты, научимся находить эпитеты в тексте, потому что видеть тропы в тексте все равно что искать грибы в лесу – увлекательно и интересно.
Запишем тему урока (учитель записывает тему на доске): эпиграф.

III ЭТАП
Этап актуализации жизненных впечатлений. Репродуктивный метод. Прием беседы.

Проведем разминку. Посмотрим, какие вы внимательные.
Учитель проводит беседу по вопросам:
1. О каком цветке идет речь? Алая, колючая, утренняя, нежная, благоухающая ароматом южной ночи (роза).
2. Определите время года по его свойствам. Долгожданная, волшебная, чудная, ослепительная, завораживающая (зима).
3. При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений? (при помощи эпитетов – определений).

Итак, что же такое эпитет?

IV ЭТАП
Объяснение нового материала. Составление опорного конспекта.
Цель – организовать целенаправленную познавательную деятельность учеников.
На данном этапе использован частично-поисковый метод, прием беседы, коллективная форма работы.
Прочитаем выразительно строки А.С.Пушкина, которые записаны на доске.
Из какой сказки А.С.Пушкина эти строки?
…яблоко, оно
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто медом налилось!
1. Какие слова помогают нам представить такое яблоко, перед красотой которого не устояла царевна? (“свежо”, “душисто”, “румяно-золотисто”)
Эти определения обладают особой выразительной силой – называются эпитетами.
2. Что такое эпитет? Попытайтесь объяснить значение этого термина. (Эпитет – выразительное определение. Грецизм “эпи” – при, возле).
3. Зачем поэт использует эпитеты в своем произведении? Какова их роль? Вспомните роль тропов.
4. Вам бы захотелось скушать такое яблоко?
Обобщение ответов выстраивается в форме карточек – опорного конспекта на доске:

Эпитет – выразительное
определение
Выделяет свойства, качества, признаки
Создает образ
Передает отношение автора
Заражает настроением

Мы выяснили, что такое эпитет. Теперь мы закрепим отличительные особенности эпитетов.
Для этого поработаем с доской.
Эпитет – художественное, выразительное определение. Эпитет выделяет в предмете нечто примечательное, и поэтому нельзя каждое определение считать эпитетом. Сравним: волшебное озеро – глубокое озеро; день как бы хрустальный – длинный день; золотой огонь – золотое кольцо.
Посмотрите на доску и найдите в этих парах эпитеты.
Почему именно эти слова – эпитеты? (С помощью этих слов дается особая окраска предмету, выражается отношение автора к предмету или явлению, создается особый образ. Обратимся к эпиграфу урока. Простые же определения подразумевают себе противоположные: длинный день – короткий день, глубокое озеро – мелкое озеро, золотое кольцо – серебряное кольцо).
А теперь познакомимся с видами эпитетов. Вы поможете мне собрать все виды. А работать мы будем по группам. У каждой группы на столе памятка “Как работать в группе”. С этой памяткой вы знакомы. Обратитесь к ней еще раз, если забыли о законах работы в группе. А я хочу напомнить, что группа – это единая команда, “сотрудники”, поэтому будьте доброжелательны друг к другу.
У каждой группы – отрывок стихотворения или прозы. Ваша задача – найти эпитеты, определить их роль. На работу отводится 2 минуты. От каждой группы будет выступать один человек (капитан). Возьмите в руки карточки.

1-я группа
Карточка: “Встретил царь своего сына и невестку с радостью, задал пир. И стали добрый молодец с красной девицей жить да добра наживать”. (сказка “Царевна-лягушка”)

2-я группа
На окнах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-сонных роз
(Д.Б.Кедрин, “Мороз на стеклах”)

3-я группа
Ты живительной улыбкой,
Свежей прелестью лица
Пробуждаешь к чувствам новым
Утомленные сердца.
(П.А.Вяземский)

4-я группа
Надо мной в лазури ясной
Светит звездочка одна,
Справа – запад темно-красный,
Слева – бледная луна.
(А.С.Пушкин)

5-я группа
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
(Н.А.Некрасов)

Проверка работы групп. От каждой группы выступает один учащийся. Остальные члены группы могут дополнять ответ капитана.
1-я группа. Эпитеты: “красная девица”, “добрый молодец”. Роль – с помощью эпитетов автор выражает оценку образов.
1. Где часто мы можем встретиться с такими эпитетами? (в сказках такие эпитеты употребляются постоянно).
2. Какие это эпитеты? (постоянные). Употребляем в обыденной речи, используются в народно-поэтическом творчестве.
3. Какие постоянные эпитеты вам еще знакомы? (“синее море”, “дороженька столбовая”, “мать – сыра земля” и др.).
3-я группа.
Эпитеты: “живительная улыбка”, “свежая прелесть”, “утомленные сердца”. Эти эпитеты передают авторскую оценку предметов.
Как можно назвать эти эпитеты? (оценочные)
4-я группа
Эпитеты: “ясная лазурь”, “запад темно-красный”, “бледная луна”. Эти эпитеты выделяют признаки предметов, создают, описывают образ.
Какой вид эпитетов встретился в вашем отрывке? (описательные)
5-я группа
Эпитеты: “заунывный ветер”. Это оценочный эпитет.
1. Подобрать синонимы к слову “заунывный” (печальный, грустный, унылый).
2. Что мы перечисляем? (чувства, эмоции)
3. Как можно назвать такой вид эпитетов? (эмоциональные эпитеты). С помощью эпитетов не только передаются цвета, краски, но и выражаются чувства автора, героев.
2-я группа
Эпитеты: “трав молочно-белых”, “серебристо-сонных роз”. Роль разнообразна: и описание, и оценка, и эмоции.
1. Какие это слова по своему составу и значению? (сложные). Мы познакомились с видами эпитетов. На доске – обобщение. Виды эпитетов: 1) постоянные, 2) оценочные, 3) описательные, 4) эмоциональные, 5) сложные.
Как определить вид эпитета?
Запись в тетрадь с примерами.
(Нужно определить значение этого эпитета в тексте, его роль.)

V ЭТАП
Закрепление изученного материала.
На этапе закрепления используется метод творческого чтения (учитель/ученик выразительно читает стихотворение наизусть), метод частично-поисковый, прием аналитической беседы по тексту стихотворения. На данном этапе реализуется коллективная форма работы.
А теперь закрепим то, что мы узнали об эпитетах сегодня на уроке. Чтение учителем наизусть стихотворения К. Бальмонта “Снежинка”.
С помощью каких эпитетов поэт создает образ снежинки? (стихотворение на каждой парте)

Выписать эпитеты из текста в тетрадь.
1. Где обычно находятся определения в предложении? (Перед определяемым словом).
2. Какое положение занимают определения в стихотворении “Снежинка”? (после определяемого слова. Обратный порядок слов).
3. Зачем автор использует обратный порядок слов? (“снежинка алая”, “лазурь чудесная”, “звезда кристальная” и т.п.). Такой порядок слов подчеркивает музыкальность стиха. Не случайно К. Бальмонта считают самым музыкальным поэтом ХХ века. Отодвигая эпитет от определяемого слова, мы тем самым усиливаем его. Его обычное положение – перед существительным, всякое иное – это уже акцент.
4. Какую роль играют в этом стихотворении эпитеты? Какие виды эпитетов встретились? (рисуют образ снежинки, передают авторское восхищение, придают стихотворению музыкальную силу. “Светло – пушистая”, “чистая”, “кристальная”, “сохранно-белая” – описательные эпитеты. “Смелая”, “умелая”, “лазурь чудесная” – оценочные эпитеты).

VI ЭТАП
Запись домашнего задания. Учитель объясняет способ его выполнения.

А теперь испытаем собственные силы. Поиграем в игру “Соревнование с поэтом”.
У каждой группы одинаковое стихотворение А. Фета с пропуском эпитетов. И только одна группа (эксперты) получает полное стихотворение.
Цель групп N1-4 – вписать на месте пропусков свои эпитеты. После прочтения представить свой вариант экспертной группе. Помните, вы должны “нарисовать” с помощью эпитетов “чудную картину”.
Цель экспертной группы N5 – собрать варианты всех групп и оценить их.
Какой группе удалось приблизиться к авторскому варианту?
Какая группа предложила самые оригинальные, наиболее интересные эпитеты?

VII ЭТАП
Подведение итогов урока в форме фронтального опроса. Выставление оценок за урок с мотивировкой учителя.
Какие секреты эпитета вы сегодня узнали? (эпитет – это не любое определение, а только художественное, обладающее выразительной силой. Обратимся еще раз к эпиграфу урока).
Какова роль эпитетов? (создают образ, передают авторское отношение к герою или явлению, а также различные чувства).
Какие виды эпитетов вам знакомы? (постоянные, эмоциональные, описательные, оценочные, сложные).

Екатерина ТРАПЕЗНИКОВА
Копейск,
Челябинская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте