search
main
0

Секретные материалы. или «Я люблю тебя, госэкзамен!»

Эти слова, написанные выпускницей школы №48 в классе на доске, определяют сегодня в Челябинской области отношение к новой форме экзамена и учащихся, и родителей, и учителей. Хотя за четыре года, в течение которых область участвует в эксперименте, было много сомнений, неприятия и даже полного отрицания. Прежде всего, испугали результаты, то количество двоек, которые были получены в первый год введения ЕГЭ. «Западные стандарты нам не подходят. Давайте откажемся от ЕГЭ!» – забили тревогу пессимисты. Наверное, можно было и отказаться. Но, слава богу, что этого не случилось.

ЕГЭ дал богатейший аналитический материал, который позволил нам увидеть слабые места в подготовке и учеников, и учителей, – вспоминает начальник Управления общего образования в Министерстве образования и науки Челябинской области Татьяна Абрамова. – Мы сразу же изменили систему повышения квалификации.

Начали работать прежде всего с территориями, которые показали слабый результат. Провели там выездные семинары. Обучили педагогов работе с тестами и т.д. И качество стало расти год от года.

Сегодня по результатам ЕГЭ Челябинская область входит в пятерку лучших регионов России. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике в России в прошлом году – 49,89, в Челябинской области – 54,00; по русскому языку – 50,07, в Челябинской области – 55,44; по литературе – 49,61, в Челябинской области – 58,31; по физике – 49,88, в Челябинской области – 52,67. Люди на цифрах увидели, что с введением ЕГЭ повысилось качество обучения в школах, а ведь этого хотят практически все: и выпускники, и родители, и учителя.

Помимо двоек в первые годы случались и другие казусы.

Некоторые вузы, участвующие в эксперименте, зачисляли абитуриентов с баллами ниже «егэшной» тройки. То есть они принимали даже двоечников. В число скандально «засветившихся» попал и Магнитогорский государственный технический университет. В первую же сессию двоечники засыпались, что вызвало негодование руководства вуза и новую волну критики в отношении ЕГЭ.

Другие вузы, наоборот, неоправданно высоко подняли планку, например, для медалистов по профильному экзамену. Так, в Южно-Уральском государственном университете ее установили на уровне 90 баллов. Это редкий результат, достичь которого очень трудно. Поэтому медалисты в тот год оказались в других вузах, а ЮУрГУ вынужден был пересмотреть свою позицию.

Некоторые негативные моменты при проведении ЕГЭ были связаны с неотработанной до конца методикой. Проблемы возникали, когда включался человеческий фактор. Эксперты подводили выпускника, например, к одной ситуации, а он неожиданно уходил в другую сторону. Например, эксперт говорит: «У тебя в кармане, скажем, 30 рублей, а билет в театр, в который ты пришел, – 35. Что ты будешь делать?» «Я без достаточной суммы денег в театр вообще не приду, – отвечал выпускник. – Сначала позвоню, узнаю цену билета. Если буду располагать нужной суммой, тогда и поеду за билетом».

Случались казусы в организации экзамена. На химии, например, ребятам не выдали вовремя микрокалькуляторы. Конечно, потом им предоставили возможность пересдать экзамен, учитывая, что у ребят возникли проблемы не по их вине. Такие сбои случаются даже при отлаженной системе, а уж в условиях эксперимента их было просто не избежать.

ЕГЭ пытались спекулировать, предлагая выпускникам перед экзаменами у ворот школ тесты якобы с готовыми ответами.

Это был новый способ криминального заработка и не более, который заинтересовал прежде всего правоохранительные органы. Никто не смог рассекретить задания даже после того, когда Центр тестирования Минобразования России пообещал вознаграждение за «взлом» своей системы и доступ к секретной информации в тысячу долларов. Причем особенно часто «засвечивались» в роли взломщиков челябинские школьники.

Не всегда вовремя выпускники получали свидетельства о сдаче ЕГЭ. Но все эти проблемы оказались преодолимыми. Эксперимент расширился. В этом году в Челябинской области ЕГЭ сдают 25 тысяч 750 выпускников из 681 школы. Присоединятся к ним ребята из профессиональных училищ. Впервые в этом году участвуют в ЕГЭ выпускники техникумов. Вот уже второй год в Челябинской области ЕГЭ можно сдать по 12 предметам. Это математика, русский язык, физика, химия, биология, география, история, обществознание, литература, английский, немецкий, французский языки.

У ЕГЭ все больше сторонников. С его введением в Челябинской области на пять процентов возросло число выпускников сельских и поселковых школ, ставших студентами вузов. ЕГЭ освобождает от повторных экзаменов.

Уже многие выпускники воспользовались свидетельством о результатах единого экзамена при поступлении в вузы и техникумы. Примерно треть рассылают свои свидетельства в несколько вузов. Один из челябинских школьников отправил свои документы аж в 48 (!) вузов и в шесть был зачислен. Сложность для этого молодого человека заключалась в том, какой из вузов выбрать для учебы.

Приняли ЕГЭ и родители. Эта форма исключает субъективизм, что в интересах родителей. У детей появляется защитник в лице независимой экспертизы.

Полезно ЕГЭ и педагогам. Ведь они получают объективную оценку своего труда. А для хорошего учителя это очень важно. Объективная оценка – стимул для профессионального роста, самосовершенствования. Конечно, ЕГЭ – это не универсальная форма проверки знаний. Для отбора талантливых ярких ребят челябинские вузы активно используют региональные олимпиады. Но у ЕГЭ – свое право на существование, что доказал четырехлетний эксперимент в Челябинской области.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте