2-3 апреля в городе Иваново прошел педагогический фестиваль участников движения «Учитель года России», организованный негосударственным общеобразовательным учреждением СШ «Шанс» и «Учительской газетой». Конкурсанты разных лет давали мастер-классы для завучей и директоров школ города. В программу фестиваля было также включено выступление лауреата конкурса «Учитель года России-1995», координатора федеральной предметной комиссии по химии по разработке содержания единого государственного экзамена Дмитрия ДОБРОТИНА.
Информацию из первых рук местные педагоги слушали внимательно. Иваново не относится к числу регионов, где проходит эксперимент по ЕГЭ, но за модернизацией учителя следят, ведь не за горами то время, когда единый экзамен станет обязательным для всей страны.
Общая информация. Предполагается, что единый экзамен как обязательный будет введен с 2004-2005 учебного года. Пока ЕГЭ проходит в рамках эксперимента, поэтому ученики, принимающие в нем участие, имеют поблажки. Например, если по результатам экзамена ученик получает негативную оценку, в аттестат идет отметка, полученная в его школе.
У единого экзамена три цели. Первая – это аттестация выпускников. Отсюда принципиальное отличие материалов, которые мы готовим, от материалов для поступающих в вузы. Мы прежде всего оцениваем знания выпускников, поэтому опираемся на основные нормативные документы. Какие? Это обязательный минимум к уровню А и Б, примерные программы, требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников, и примерные программы вступительных экзаменов в вузы. Основной материал – то, что изучается в школе. Те, кому попадались материалы по ЕГЭ, могут сказать, что по некоторым предметам задания достаточно сложные. Но если провести более детальное изучение этих заданий, то можно обнаружить, что усложнение идет не за счет углубления в ту или иную науку, а за счет комбинирования различных элементов содержания. И в первую очередь я говорю о части С как наиболее сложной.
Вторая цель – получение учениками, сдавшими ЕГЭ, сертификата, благодаря которому они могут поступать в вузы. В чем преимущество такой формы поступления? Ученику нет необходимости выезжать из отдаленного региона в региональный центр или столицу и отвозить свои документы. Он может просто выслать свой сертификат с помощью современных средств связи, например, по факсу, причем сразу в несколько вузов.
Третье. Единый экзамен – контрольное мероприятие, по которому можно судить о том, на каком уровне ведется преподавание в том или ином регионе.
Сейчас министр образования РФ начал еще один проект – мониторинг как вариант срезовой работы. Этот мониторинг во многом опирается на материалы ЕГЭ.
В первый год проведения в эксперименте по ЕГЭ приняли участие только 5 регионов, в прошлом году 16, в этом году уже 49. В регионах начинают понимать, что введение экзамена – дело недалекого будущего и предпочитают опробовать его сейчас, когда еще можно ученика пожалеть, поставить ему другую оценку, не рисковать его судьбой.
Освещение ЕГЭ. Всего три издательства получили право на освещение проблемы ЕГЭ. Будет издаваться немало «пиратских» материалов, и далеко не все они будет соответствовать содержанию билетов реального единого экзамена. Поэтому так важно знать, какие издательства получили официальное «добро». Первое – «Просвещение». В начале этого года, в январе, вышла уже вторая книжка «Просвещения» о едином экзамене. Здесь ссылки на нормативные документы, структура работы, варианты, по которым дети писали работы в 2002 году, открытые с разрешения Министерства образования. Это пособие – ориентир для учителей и учащихся, по его материалам можно определиться – сдавать или не сдавать ЕГЭ, ведь пока это экзамен по выбору. Второе издательство – «Интеллект-центр». В их книжечках есть материалы, подобные тем, которые будут в экзаменационных билетах 2003 года. Хотя, безусловно, материалы по многим предметам меняются, совершенствуются, перерабатываются. И третье издательство – Центр тестирования Хлебникова. Еще есть материалы на электронных носителях, их выпускает издательство 1С. Пока все, что публикуется, – это материалы 2002 года.
Структура теста. Тест включает в себя три части. В части А содержатся задания с выбором ответа из четырех вариантов. Например, утверждение «Не характерно» и четыре варианта ответа. В большинстве случаев это соответствует базовому уровню знаний, но это не значит, что от учеников требуются знания на уровне трех баллов. Могут быть задания и на четверку.
В части Б задания с кратким ответом. То есть ответом служит либо набор букв, либо набор цифр, либо одно слово, либо числовое значение. Иными словами, ученик должен самостоятельно сформулировать свой ответ и вписать в листок.
Задания с развернутым ответом – это задания наиболее сложного уровня С, где учащиеся формулируют свою мысль, аргументируя ее, подтверждая фактами. И соответственно за каждый правильный ответ ставится не один балл, как в части А и Б, а больше. Но есть предметы, в которых сохранена однобалльная шкала.
Всего заданий:
по математике – 30,
по русскому языку – 41,
по физике – 40,
по химии – 50,
по биологии – 55,
по географии – 50,
по обществознанию – 50,
по истории – 57,
по литературе – 32.
Заданий
с выбором ответа:
по математике – 16,
по русскому языку – 33,
по физике – 30,
по химии – 35,
по биологии – 42,
по географии – 35,
по обществознанию – 38,
по истории – 40,
по литературе – 20.
с кратким ответом:
по математике – 10,
по русскому языку – 7,
по физике – 5,
по химии – 10,
по биологии – 8,
по географии – 10,
по обществознанию – 4,
по истории – 10,
по литературе – 10.
с развернутым ответом:
по математике – 4,
по русскому языку – 1,
по химии – 5,
по биологии – 5,
по географии – 5,
по обществознанию – 8,
по истории – 7,
по литературе – 2.
Как видите, в разных предметах разное количество заданий, разное соотношение типов заданий, но общая тенденция такова: заданий базового уровня – около 50%, количество заданий с развернутым ответом не превышает трети.
Оценивание. Задания частей А и Б обрабатываются на компьютере с помощью сканирования. Задания части С проверяют специально подготовленные эксперты. Они соотносят то, что написал ученик, с предлагаемыми критериями оценивания. В некоторых случаях это бывает сложно, так как ученики формулируют свою мысль так, как им удобно, а не так, как написали авторы тестов.
Результаты по разным предметам существенно отличаются. Например, результаты по химии в прошлом году были достаточно хорошие. На два балла написало приблизительно 11% учащихся, на три – около 40%, на четыре – около 30% и на пять – около 9%. Это классическое соотношение. В этом году пошли по пути усложнения заданий. Это связано с тем, что многие вузы пока отказываются принимать результаты ЕГЭ, полагая, что материалы единого экзамена по некоторым предметам не соответствуют уровню требований, предъявляемых при поступлении в вуз.
В скором времени пойдет острая борьба за баллы. Предполагается введение ГИФО – государственных именных финансовых обязательств. В зависимости от того, сколько ученик набирает баллов, государство будет его финансировать на ту или иную долю процентов при обучении в вузе. Представьте ощущения абитуриента, который не набрал одного балла для бесплатного обучения… Наверняка, пойдут апелляции. К сожалению, механизмы апелляции пока отработаны не очень тщательно. Но с каждым годом они совершенствуются.
На мой взгляд, подтасовать результаты в регионе достаточно сложно. Но в принципе возможно. Я знаю, что иногда учителя прячутся в туалетах, в спортзалах центров, где проходит ЕГЭ.
Как проходит экспериментальный ЕГЭ. Учащиеся подают заявку на то, что будут сдавать экзамен в форме ЕГЭ, эту информацию собирают центры обработки информации. О количестве заявок сообщают в Москву. Подготовкой материалов занимается Центр тестирования Хлебникова. В зависимости от количества заявок он присылает конкретное количество материалов. Резервов нет. В прошлом году обнаружился брак – в одном из вариантов не пропечаталась часть С. Это была катастрофа. Учащиеся прибывают в определенный день экзамена на место его проведения. Обычно это бывает школа. На экзамене присутствуют 1-2 человека, которые не являются специалистами по данному предмету. В коридорах дежурят наблюдатели. Внизу находятся представители органов власти и врач. В течение определенного времени ученик отвечает на билет. В этом году возник вопрос об организации питания для учащихся. Предполагается, что если ученик захочет есть, он достанет свой дежурный бутерброд. Питание пока не предусмотрено.
Каждый экзамен рассчитан на определенное количество времени. Так, экзамен по химии длится три часа.
Еще одна проблема – доставка материалов ЕГЭ в регионы. Наблюдатель, который ездил в прошлом году в Республику Якутия (Саха), рассказал, что есть серьезные трудности с транспортом – иногда материалы везут на лодках, они переворачиваются, документы тонут, чуть ли не люди гибнут.
Предполагается две волны сдачи экзамена. Одна – майская, вторая – июньская. Если ученик в мае не готов к экзамену, он может сдать его в июне. То есть право сдать ЕГЭ дается за сезон один раз.
Существует диапазон баллов, которые должен набрать ученик на ту или иную отметку. Например, по химии в прошлом году максимальное количество баллов было 80 (100%). Для получения двойки ученику надо было набрать от 0 до 20 баллов. Тройки – от 30 до 50. Четверки – от 51 до 70. Соответственно, пятерки – от 71 до 80. Существует шкала перевода. Проблема заключается в том, что частично шкала корректируется после экзамена.
Есть правило: чтобы получить пятерку по химии на ЕГЭ, ученик должен набрать необходимое количество баллов и выполнить хотя бы одно задание части С. В большинстве предметов для получения отличной отметки предусмотрено хотя бы частичное выполнение заданий части С.
Подготовка педагогов. Предполагается, что учителя изучают пособия. Специальных курсов пока нет. Что касается экспертов, их готовят. В прошлом году прошли два семинара по подготовке экспертов. В этом году в конце марта состоялось совещание представителей регионов, комиссий, экспертов и ответственных по предметам.
Комментарии