search
main
0

Секретная миссия

​Много лет подряд я приезжал к родителям на День Победы в Белоруссию. Часто вспоминаю, как мы с отцом садились за праздничный стол и, помянув по русскому обычаю тех, кто не вернулся с войны, заводили долгие разговоры о том, как смогли выстоять, выжить люди в эти тяжелые годы. Сегодня уже нет отца. Почти двадцать лет назад он ушел из жизни. Вскоре за ним умерла и мама, тоже фронтовичка, прошедшая всю войну медсестрой военного госпиталя. Вечная им память! Как и многим миллионам советских людей, отдавшим свою жизнь, чтобы мы, наши дети и внуки жили на земле наших родителей.

Недавно, перебирая документы, я нашел свои пожелтевшие записи, обрывки наших бесед, воспоминаний отца, фотографии военных лет. В памяти буквально в деталях всплыли отдельные эпизоды трагических событий, о которых так подробно рассказывал отец.Особенно мне запомнилось то, о чем он вспоминал буквально перед уходом из жизни. Сейчас, когда отца уже нет, я считаю необходимым передать его рассказ о тех невероятно тяжелых и опасных испытаниях, которые довелось преодолеть ему, молодому парню из далекой белорусской глубинки, призванному по повестке из военкомата для прохождения военной службы на флот.Будучи старшиной II статьи и уже приняв участие в тяжелых боях в составе батальона морской пехоты на южных подступах страны, мой отец Григорий Кузьмич Щемелев в марте 1942 года был направлен в составе спецкоманды в Мурманск для выполнения секретного боевого задания. Как выяснилось позже, задание заключалось в обеспечении безопасности каравана судов, идущих в Англию за военными грузами, техникой, продовольствием в соответствии с соглашением по ленд-лизу.Подобные операции по сопровождению северных конвоев проводились и раньше, с декабря 1941 года, и всегда в строгой секретности. Но на этот раз все было засекречено во сто крат больше.Как выяснилось из разговоров полушепотом среди членов англо-советской смешанной команды транспортного судна типа «Либерти», на котором среди матросов-артиллеристов, сигнальщиков и машинистов оказались мой отец и несколько его боевых товарищей, к ним должен был присоединиться английский крейсер «Эдинбург» с особо ценным грузом.Только спустя десятилетия после войны сначала в английской, а затем и в советской прессе появится информация о том, что этим ценным грузом был 471 слиток золота высочайшей пробы общим весом свыше 5,5 тонны.Крейсеру «Эдинбург» предстояло выполнить секретную миссию – доставить золото в США в счет оплаты военных поставок Советскому Союзу. 93 ящика со слитками погрузили в самое защищенное место корабля – артиллерийский погреб.А пока в Мурманском порту под покровом ночи загружались суда северного конвоя QP-11, готовившегося отойти от причала ранним утром 28 апреля 1942 года.В составе конвоя находились 13 транспортных судов, 6 английских эсминцев (эскадренных миноносцев), 4 фрегата и вооруженный траулер. Кроме того, до острова Медвежий конвой должны были сопровождать советские эсминцы «Гремящий», «Сокрушительный», а также несколько тральщиков.Прошло уже почти двое суток похода. Конвой союзников следовал своим курсом сквозь шторм, снежные заряды и холодные воды Баренцева моря. Смешанные команды транспортных судов, находясь на боевом дежурстве, круглосуточно боролись с обледенением корабля. Эти авральные работы, требующие максимальной отдачи и осторожности, чтобы не быть выброшенным за борт, заживо замерзнуть и утонуть, заставляли членов экипажей находиться в постоянном напряжении физических и моральных сих.Из-за строжайшей экономии топлива не просушивалась толком морская роба, поэтому приходилось выходить на палубу в сырых тельняшках с накинутыми сверху бушлатами и мокрых дождевиках.Ко всему прочему кем-то из особистов, прикрепленных к конвою, была дана команда изъять все холодное оружие, чтобы кто-нибудь не воспользовался им в возникшей ссоре или драке между русскими и английскими моряками. А такое иногда случалось в смешанных экипажах, и тогда только держись.Между тем утром 30 апреля крейсер «Эдинбург» настиг тихоходные транспорты и занял свое место в голове походного ордера (строя кораблей), а затем, чтобы не стать крупной мишенью для немецких подводных лодок, покинул конвой и ушел вперед на 20-30 км, двигаясь так называемым широким противолодочным зигзагом.Однако это его не спасло. Судьба крейсера и многих судов конвоя QP-11 была предрешена.Фашистская субмарина U-456 считалась одной из лучших в «Волчьей стае» – двадцатке немецких подлодок, рыскающих в поисках добычи в северных морях у берегов Норвегии, а ее командир капитан-лейтенант Макс Тайхерт считался мастером бесперископной атаки.В этот день немецкий вахтенный, стоявший на рубке подлодки, увидел на горизонте дымок приближающегося корабля. Завыла сирена – срочное погружение – и лодка ушла на перископную глубину.Из-за небольшой скорости и отсутствия современных радиолокационных устройств и приборов для обнаружения подводного противника корпус крейсера вскоре показался в створе перископа немецкой подлодки, обозначенного черным крестом. И тотчас две торпеды наперегонки одна за другой, словно голодные хищники, устремились к своей жертве. Секунда, вторая, третья… Раздается оглушительный взрыв. Следом второй.Этих двух торпед хватило, чтобы нанести серьезнейший урон «Эдинбургу». Вышли из строя машинное отделение, центр связи, генераторы и системы главного калибра. Вторым взрывом на корме оторвало руль и два винта. Тяжело раненный корабль лишился хода и управления. Положение его стало критическим.Но команда отчаянно боролась за спасение судна. И вот остановлена течь, запущены генераторы, «оживлены» орудия, уменьшился крен.Конвой QP-11 находился рядом. Из его охранения на помощь «Эдинбургу» бросились два английских эсминца. Вскоре к ним присоединились советские эсминцы «Гремящий» и «Сокрушительный». Они помогли отогнать подлодку и приступили к буксировке судна назад, в Мурманск. Корабли конвоя также спешили на помощь крейсеру.Одновременно на перехват конвоя, словно стая стервятников к раненому зверю, мчались три эсминца из немецкой эскадры «Арктика» и еще одна подлодка U-209.В полдень 1 мая произошла первая жестокая схватка. Бой получился жарким и длился пять часов. Серьезные повреждения получили как корабли конвоя, так и их противники. Фашисты вынуждены были отступить. Охраняемый конвой двинулся во льды, а часть военных кораблей продолжила сопровождение «Эдинбурга».На рассвете второго мая началась повторная атака немцев. Разделившись на мелкие группы, они стали атаковать все корабли конвоя, том числе и транспортные суда, на одном из которых находился мой отец.Одна из немецких подлодок, выскочив на перископную глубину в сотне метров у правого борта этого судна, выпустила по нему торпеду. После мощного взрыва корабль накренился и нехотя, скрипя всем своим железным телом, стал опускаться под воду. Из-за отсутствия запрещенных ножей и других острых предметов члены экипажа никак не могли развязать замерзшие канаты, удерживающие спасательные шлюпки и плоты. Те спасательные средства, которые неимоверными усилиями все-таки удавалось спустить на воду, сразу наполнялись людьми.Шлюпка, в которую прыгнул отец почти с двухметровой высоты приподнявшегося борта корабля, с трудом отчалила в сторону приближающегося на выручку английского корвета.Через полтора часа борьбы с ледяными волнами под канонаду морских артиллерийских орудий отец и еще несколько человек были спасены командой корабля союзника.Но на этом не закончилась северная эпопея. Потопив транспортное судно, немецкая субмарина, войдя в раж, подошла на расстояние атаки и произвела два залпа в левый борт крейсера «Эдинбург». И это для него уже было смертельно.Командир конвоя приказал экипажу крейсера перейти на другие суда, а «Эдинбург» утопить. К девяти утра оставшиеся в живых 740 членов экипажа перешли на корабли сопровождения, а английский эсминец выпустил по «Эдинбургу» торпеду. Крейсер с развевающимися флагами Святого Георга и города Эдинбурга погрузился в пучину Баренцева моря, унося с собой 57 погибших моряков и пять с половиной тонн золота.Караван из оставшихся кораблей продолжил свой путь до берегов Англии. Через несколько месяцев отец вернулся с обратным конвоем на Родину.Ему еще долго предстояло сражаться на наших морских рубежах и победно завершить жестокую схватку с врагом на Дальнем Востоке в войне с Японией.Юрий ЩЕМЕЛЕВ, заведующий отделом охраны труда и здоровья, главный технический инспектор труда Общероссийского Профсоюза образованияP.S. Спустя много лет начались подводные работы по подъему драгоценного металла со дна Баренцева моря. В 1981 году, используя новейшее оборудование, английская водолазная компания установила невиданный до того времени рекорд в истории поиска морских сокровищ. С глубины 250 метров в чрезвычайно опасных и трудных условиях из недр «Эдинбурга» было извлечено 466 слитков золота, а пять так и остались лежать на дне Баренцева моря.Учитывая, что глубоководные работы были сопряжены со значительным риском и все затраты взяла на себя компания, она получила 45% от суммы, оцениваемой в 81 млн долларов. Оставшиеся 55% поделены в соотношении 2:1 между СССР и Англией в соответствии с советско-британским договором, принятым ранее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте